Киевский митрополит Владимир отказался от предложения выдвинуть свою кандидатуру. Из семисот делегатов Поместного Собора почти двести представляют Украину

О роли представителей украинского православия, которую они, как ожидается, сыграют в работе Поместного Собора, по просьбе «НГР» рассказывает архимандрит Кирилл (Говорун), председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви.

– На Поместный Собор избрано рекордное число делегатов от епархий Украинской Православной Церкви. Многие аналитики указывают, что от их позиции во многом будет зависеть исход выборов Патриарха Московского и всея Руси...

– Действительно, из свыше 700 делегатов Поместного Собора около 200 будет из Украины. Это весомый голос, который сможет громко озвучить те проблемы и вызовы, которые стоят перед православием в Украине. Делегаты Собора от Украины, насколько мне известно, собираются принять самое активное участие в его работе. Помимо дискуссий, которые, как ожидается, будут инициированы делегатами от Украины, само количество их голосов при избрании Патриарха способно существенно повлиять на исход выборов. В связи с этим, на мой взгляд, всякому кандидату на патриаршество важно прислушаться и понять чаяния украинских православных, чтобы получить голоса их поддержки. Другими словами, на поддержку украинских делегатов может рассчитывать тот, кто проникнется украинской церковной проблематикой, будет понимать ее специфику, чье видение дальнейшего развития Русской Церкви не будет ограничено лишь рамками внутрироссийских реалий.

– Возможно ли появление другого кандидата от Украины, после того как митрополит Киевский Владимир (Сабодан) отказался выдвигать свою кандидатуру?

– Теоретически это, безусловно, возможно. Однако, на мой взгляд, любой кандидат от Украины сейчас будет иметь весьма небольшую поддержку со стороны украинских делегатов, не говоря уже о делегатах российских. Единственным кандидатом, который мог бы объединить всех представителей от Украины, был бы митрополит Владимир, но он, как известно, снял свою кандидатуру. Тем не менее, глава Украинской Православной Церкви наверняка имеет свое мнение, кто из существующих кандидатов лучше всего будет защищать интересы украинского православия. А на позицию своего Предстоятеля, думаю, будут ориентироваться многие украинские делегаты.

– Какими качествами, по-вашему, должен обладать Патриарх как глава Церкви?

– Патриарх – это лицо Церкви. Но он также должен быть и ее голосом. Он, с одной стороны, должен право править слово истины для членов Церкви. С другой – свидетельствовать об истине Христовой перед лицом внешнего мира. Поэтому, на мой взгляд, Патриарх в наше время должен быть и молитвенно настроенным пастырем, и миссионером. Мне кажется, для нашего времени непозволительная роскошь, когда Патриарх является просто статичной иконой, а всю работу за него выполняют аппарат и спичрайтеры. Он сам должен быть человеком деятельным и харизматичным.

Кроме того, в украинской перспективе специфика служения Патриарха Московского заключается в том, что он должен думать о развитии Церкви не только в России, но и в других государствах, куда распространяется его юрисдикция. Поэтому Патриарх не только декларативно, но и на деле должен служить принципу единства в многообразии – многообразии культурных и национальных традиций, существующих в различных странах под его омофором. Нам в Украине также хотелось бы, чтобы будущий Патриарх реально способствовал уврачеванию существующих у нас церковных расколов. Мы очень надеемся, что при следующем Патриархе проблема раскола в украинском православии наконец будет решена.

– Известно, что в 1992 году Архиерейский Собор в Москве отложил решение вопроса о статусе УПЦ до очередного Поместного Собора. Теперь он созван. Вероятно ли, что этот вопрос будет вновь поднят? Устраивает ли сегодня Украинскую Церковь ее статус в составе Московского Патриархата?

– Сейчас сложно прогнозировать, будет ли поднят вопрос о статусе Украинской Православной Церкви в ходе Поместного Собора. Могу сказать, что наша Церковь сейчас обладает колоссальным количеством прав, которых нет даже у всех автокефальных Церквей. Нам скорее нужно развивать потенциал того статуса, которым мы сейчас обладаем, чем ставить вопрос об изменении этого статуса. Только так мы сможем сохранить мир в Церкви и избежать новых разделений.

– Вопрос об автокефалии в начале 1990-х породил раскол в украинском православии. Многие священнослужители и миряне пошли за бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко), который провозгласил себя Киевским Патриархом. Однако некоторые из них возвращаются в Московский Патриархат. В конце прошлого года об этом попросил разжалованный Филаретом епископ Донецкий УПЦ КП Юрий (Юрчик). Есть ли какое-нибудь решение относительно него?

– Да, действительно, «архиепископ» Юрий Юрчик вместе со своими клириками обратился к нам с прошением принять его в нашу Церковь. Тем не менее, вопрос окончательно пока не решен, поскольку необходимо выработать общую каноническую парадигму возвращения из раскола больших и организованных групп. Иными словами, необходимо создание практических механизмов восстановления церковного единства. Именно над этим мы сейчас работаем. Параллельно с этим мы считаем необходимым развивать диалог и поддерживать отношения с представителями раскольнических групп. Мы все в Украине устали от раскола и хотим скорейшего его уврачевания.

Павел КРУГ

http://religion.ng.ru/facts/2009-01-21

Додатки:

Обращение к Поместному Собору РПЦ Поместному Собору Русской Православной Церкви

Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры – делегаты Поместного Собора Русской Православной Церкви!

Обращаемся к вам от имени многомиллионной православной украинской паствы и ее пастырей с просьбой, в соответствии с определением Архиерейского собора РПЦ 31 марта - 3 апреля 1992 г., рассмотреть документы Собора УПЦ 1-3 ноября 1991 г. и принять положительное решение о признании автокефалии Украинской Православной Церкви.

Собор Украинской Православной Церкви, проходивший в Киево-Печерской лавре 1-3 ноября 1991 г., принял историческое решение о необходимости бытия УПЦ, как автокефальной Церкви. Собор констатировал, что для автокефального бытия Украинской Церкви имеются вполне достаточные основания. Начала Киевской Церкви заложены святым апостолом Андреем Первозванным, более тысячи лет насчитывает история Киевской митрополии, доказавшей свою верность Православию в сложных условиях противодействия инославной экспансии и государственному атеизму. Наша Церковь имеет богатый богословский опыт, о чем свидетельствует, например, плодотворная деятельность Киево-Могилянской Академии. Согласно данным социологических опросов подавляющее большинство жителей Украины (около 25 миллионов) считают себя православными христианами. С 1991 г. Украина существует как независимое государство. Это – лишь часть тех факторов, совокупность которых, на основании канонов и исторических прецедентов, является предпосылкой для автокефального бытия Церкви.

Хотели бы обратить ваше внимание на то, что в прошлом Русская Православная Церковь признавала автокефальными Православные Церкви в Польше, Чехословакии и Америке. Каждая из этих Церквей имела и имеет намного меньшую паству и епископат, совершая свое служение среди преимущественно инославных народов. Если за этими Церквами было признано право автокефалии, то отказ от признания автокефалии Украинской Православной Церкви будет означать, что братская Русская Церковь в этом вопросе руководствуется не церковными, а чуждыми Церкви политическими мотивами, применяя двойные стандарты и внося в жизнь Церкви надменность мирской власти (8 правило III Вселенского собора). Такая надменность мирской власти имеет корни в этнофилетизме (национальном шовинизме в Церкви) и этатизме (подчинении жизни Церкви интересам государства), о недопустимости которых было ясно сказано в выступлении Святейшего Архиепископа Константинополя – Нового Рима и Вселенского Патриарха Варфоломея на Всеправославном совещании (Синаксе) в октябре минувшего 2008 г. в Константинополе.

Общеизвестно, что вследствие ряда сомнительных действий и решений Украинская Православная Церковь длительное время находится в состоянии разделения. Мы считаем, что это разделение возникло в результате отступления некоторыми из наших собратий от собственных решений, принятых и подписанных на Соборе УПЦ 1-3 ноября 1991 г.  Способствовало разделению и нарушение в 1992 г. прав самостоятельности и независимости в управлении, дарованных УПЦ в 1990 г. Реализация решений Собора УПЦ путем провозглашения автокефалии УПЦ и признания этой автокефалии братскими Поместными Церквами – реальный путь к преодолению разделения Церкви в Украине.

Мы осознаем, что этот путь может быть для многих трудным и болезненным, как трудным и болезненным был путь преодоления разделения Русской Церкви, завершившийся восстановлением молитвенного общения между Московским Патриархатом и РПЦЗ. Но «вменив, яко не бывшее» все, что мешало объединению, две стороны затяжного противостояния нашли в себе силы снова стать единой Церковью единого русского народа. Поэтому мы обращаемся к вам: вспомните свою боль, которую причиняло разделение, вспомните свою радость, вызванную единением – и вы поймете, что такую же боль испытывает разделенная Украинская Церковь и такого же единения, как единая Церковь украинского народа, она чает.

На пути к единству Украинской Православной Церкви и признанию ее автокефалии могут встать некоторые решения, принятые Архиерейскими Соборами РПЦ. Но вспомните, что в истории Русской Церкви были прецеденты ошибочных соборных решений, впоследствии отмененных. Таковы соборное решение об извержении из сана святителя Филиппа, митрополита Московского, некоторые из решений Стоглавого собора, клятвы Великого Московского собора на старые обряды и тех, кто их придерживается. Таким можно назвать и решение Святейшего Синода о лишении сана и монашества святителя Аресния (Мациевича), митрополита Ростовского, в 2000 г. причисленного к лику святых. Поэтому призываем вас найти в себе мудрость и силу отменить или предать забвению вредные для Церкви решения, как это было сделано вашими предшественниками. Рано или поздно это все равно произойдет – но да не спросит с вас Бог ответа за то, что вы могли сделать великое благое дело и не сделали его!

Предание забвению Поместным Собором Русской Православной Церкви некоторых решений Архиерейских Соборов РПЦ 1992 г. и 1997 г. и признание автокефалии Украинской Православной Церкви способствовало бы установлению истинно братских взаимоотношений между Русской и Украинской Церквами. Ранее Московским Патриархатом таким же образом были преодолены проблемы в общении с Грузинской, Болгарской, Польской Церквами и Американской митрополией. Взаимное прощение в недавнее время открыло путь к единству самой Русской Церкви. Эти примеры свидетельствуют о том, что признание автокефалии Украинской Православной Церкви, необходимость которой явно осознается вот уже 90 лет, поможет эффективно преодолеть многие существующие проблемы во взаимоотношениях не только наших Церквей, но братских народов России и Украины. Уверены, что такое деяние Поместного Собора РПЦ во все последующие времена будет с благодарностью восприниматься архипастырями, пастырями и всеми православными верующими Украины.

Не стоит обманываться иллюзией того, что автокефалия УПЦ – лишь прихоть отдельных иерархов или власть имущих. На самом деле – это подлинное чаяние большей части благочестивого украинского народа. Ведь даже будучи в искусственной внешней изоляции и ощущая постоянное противодействие, наша Церковь выросла и окрепла. Даже в нынешнем состоянии она по численности епископата, пастырей, приходов и прихожан больше, чем часть Поместных Церквей. Верим, что и многие из вас, особенно совершающие свое служение в Украине, осознают бесперспективность дальнейшего отрицания сложившихся реалий и провозглашения заведомо неприемлемых условий для единения УПЦ.   

Если Поместный Собор не найдет в себе сил и мужества принять вышеозначенные решения – мы, уповая на милость Божию, будем и далее ожидать того, что у иных архипастырей и пастырей найдутся такие силы и мужество. Вместе с тем мы молимся, чтобы деяния вашего Поместного Собора действительно были согласны с волей Духа Святого и принесли мир и единство Украинской Церкви!

С любовью во Христе

От имени Украинской Православной Церкви

Киевского Патриархта

ФИЛАРЕТ,

Патриарх Киевский и всея Руси-Украины

21 января 2009 г.

Документ направлен в канцелярию Московской патриархии почтой и передан по факсу.

http://www.cerkva.info/2009/01/21/Pom_soboru_RPC.html

Властям не удалось использовать Поместный Собор для отделения Киевской митрополии

Последние события в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) показали, что политические силы Украины весьма ощутимо вмешиваются в процесс подготовки к Поместному Собору РПЦ. 17 января митрополит Киевский Владимир (Сабодан), выдержав паузу длиной почти в месяц, ответил отказом на обращение украинского епископата с просьбой выдвинуть свою кандидатуру на предстоящем Соборе. «Среди возможных кандидатов говорят и обо мне, видя во мне преемника Патриарха Алексия II. Искренне благодарю за столь высокую честь, но я желаю предстать перед Богом сто двадцать первым митрополитом Киевским. Шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор», – сказал митрополит Владимир на собрании делегатов, избранных на Поместный Собор от Украинской Церкви.

Изначально это Предсоборное совещание планировалось провести в торжественной обстановке в Софийском соборе Киева. Однако власти не дали разрешения на проведение мероприятия, так как этот храм является государственным музеем (что, впрочем, не мешает в отдельных случаях использовать его для торжественных богослужений – например, как было во время визита Константинопольского Патриарха Варфоломея в июле прошлого года). В результате украинские делегаты на Поместный Собор РПЦ без лишней помпы собрались в 45-м корпусе Киево-Печерской лавры. Никаких документов после этого подписано не было. Между тем, по информации «НГР», первоначально готовилось принятие специального обращения УПЦ МП к Поместному Собору Русской Православной Церкви. Что касается возможного содержания такого обращения, то оно могло повторить известное прошение о даровании автокефалии 1991 года, подписанное большей частью украинских архиереев во главе с митрополитом Филаретом (Денисенко).

Очевидно, имела место неудачная попытка использовать Поместный Собор для того, чтобы вновь поднять вопрос о канонической автокефалии УПЦ МП. Как сообщило украинское информационное агентство Голос.ua, «попытка выдвижения митрополита Владимира на пост Патриарха – проект Константинополя и определенных кругов в США, осуществляемый при помощи немногочисленной пока, но весьма активной грекофильской партии внутри Украинской Церкви». Константинополь всячески противится избранию главой РПЦ митрополита Кирилла, который известен своей принципиальной позицией в отношении претензий Фанара на лидерство в мировом православии.

По словам Петра Игумнова, автора статьи «Выдвижение митрополита Владимира на патриаршество - проект Константинополя?», ставка делалась на то, что тяжело больной митрополит Владимир, переехав в Москву, не сможет активно противостоять попыткам Константинополя отделить Украинскую Церковь от Московского Патриархата. А в Киеве на митрополичий престол при помощи Константинополя планировалось возвести такого иерарха, который поможет решить украинский церковный вопрос не в пользу Москвы. Однако, как показал ход Предсоборного совещания в Киево-Печерской лавре, Константинополь переоценил степень влияния на УПЦ со стороны администрации президента. Несмотря на активнейшее давление со стороны светских властей и части украинского епископата, митрополит Владимир отказался ехать на Поместный Собор в Москву в качестве единственной кандидатуры от УПЦ.

После того как митрополит Владимир взял самоотвод, остается вероятность выдвижение другого кандидата в Патриархи от УПЦ – например митрополита Черновицкого Онуфрия (Березовского). Этот консервативный иерарх является противником отделения УПЦ от Московского Патриархата (в частности, в 1991 году он голосовал против прошения об автокефалии) и не может быть причислен к агентам влияния Константинополя. Однако в сравнении с Предстоятелем УПЦ фигура митрополита Онуфрия выглядит слишком слабой и провинциальной, замкнутой на сугубо епархиальных проблемах, что делает его не конкурентоспособным на фоне других потенциальных кандидатов.

Михаил АМАРОВ.

http://religion.ng.ru/facts/2009-01-21/2_gaz.html

. В УПЦ МП надеются, что при новом Патриархе проблема раскола будет решена.

На снимках: Киевский митрополит Владимир отказался от предложения выдвинуть свою кандидатуру. В УПЦ МП надеются, что при новом Патриархе проблема раскола будет решена. www.orthodox.org.ua.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка