Друк
Розділ: Голос України (Тюмень)

Герб Тюменської областіПро тюменську “Батьківщину” та її слов’янських друзів обласного Будинку національних культур “Будівельник”

Интересные дела у Тюменской областной украинской национально-культурной организации «Батькивщина»: в местах компактного проживания украинцев создаются филиалы общества, разветвленная сеть общественных объединений, формируются новые творческие коллективы. Тюменские украинцы нередко отмечают свои народные праздники по-домашнему, целыми семьями, куда приглашают детей и из детдомов области. То есть можно говорить о том, что на нашей Тюменской земле сформировался уже некий опыт, есть интересная практика и у нас немало оснований для того, чтобы подводить серьезные итоги.

В Тюмени и области прошли традиционные Дни славянской письменности и культуры, организаторами которых выступили комитеты по делам национальностей и по культуре, госуниверситет, музеи, областная научная библиотека, областные национально-культурные объединения славянских народов, Дом национальных культур «Строитель».

В течение недели работали выставки прикладного творчества «Славянский мир», шли показы фильмов, представленных на кинофестивале «Свет Веры, Надежды, Любви!», организовывались экскурсии «Сибирь православная»… Начались торжества в Ялуторовске на площади Победы и у киноконцертного зала «Юбилейный», где прошел концерт творческих коллективов Тюменского Дворца национальных культур «Строитель»: народных ансамблей русской песни «Сударушка», белорусской – «Лянок», украинской – «Хрещатик», образцового ансамбля польского танца «Карузэля», театра казачьей песни «Яр-Хмель».

А 24 мая традиционно в Белом зале Тюменского государственного университета состоялась ХХХ юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция «Русский мир в духовном сознании народов России». Касаясь непосредственно события, исполняющий обязанности председателя комитета по делам национальностей Виктор Хоменко говорил в своем выступлении: «Дни славянской письменности отмечаются в Тюмени как праздник с 1976 года. в 1977 была проведена первая городская научная конференция, нынче она проходит широко, с участием ученых из славянских государств ближнего зарубежья. Сегодня мы уже не ограничиваемся одним днем, а проводим Дни славянской письменности, культуры и просвещения в Тюменской области фактически в течение недели, мероприятия эти обширные, их программа весьма насыщенна и многообразна. Здесь и многочисленные экскурсии, выставки, концерты художественной самодеятельности славянских (и неславянских) коллективов, выездные мероприятия в местах компактного проживания этнических групп...» И вот таким выездным мероприятием, которое, по сути дела, давало старт нынешним Дням, стало проведение 22 мая в Исетском районе «круглого стола» на тему «Русский язык – язык межнационального общения». В разговоре участвовали ученые, преподаватели гос-университета, представители комитета по делам национальностей, органов местного самоуправления, учителя образовательных учреждений, работники культуры, руководители национальных общественных объединений района. Встреча стала одновременно и составной частью целевого проекта «Год русского языка в Тюменской области», который реализуется при поддержке правительства области. Его осуществление, кстати, свидетельствует о том, что гражданские инициативы в нашей области получают высокую государственную поддержку. В рамках проекта в нынешнем году уже проведен ряд общественно значимых мероприятий: научно-практическая конференция «Региональные литературные ландшафты», посвященная 370-летию русской литературы в Сибири, «круглый стол» «Языковое сознание и самосознание: прошлое и настоящее», День родного языка в Ялуторовске… Впереди еще много интересной творческой работы.

В частности, намечена фольклорная экспедиция в Бердюжский район «Русская деревня», областной фестиваль «Тюменская частушка», семинар «Истоки русской речевой культуры», Дни русской культуры… Инициатором проекта является преподаватель филологического факультета госуниверситета, профессор, доктор филологии Николай Фролов, который 31 год является бессменным руководителем областного общества русской культуры. Кстати, в 2006 году эта общественная организация участвовала в общероссийском конкурсе проектов и получила грант президента России за представленный проект «Государственный русский язык как источник духовной культуры народов Западной Сибири».

Наряду с русскими общественными организациями других славянских народов (украинцев – «Батькивщина», белорусов – НКО «Беларусь», поляков – центром «Лятарник») при финансовой поддержке правительства области проводится большая работа по сохранению и развитию славянских культур, традиций, обычаев, языка. На постоянной основе работают творческие самодеятельные художественные коллективы, которые являются активными участниками практически всех наиболее значимых программ национального развития. Реализуются, к примеру, проекты: «Украина – Западная Сибирь: диалог культур и народов», «Россия и Беларусь». В настоящее время идет подготовка к 10-летию национально-культурного объединения «Беларусь», 15-летию ансамбля белорусской песни «Лянок», большим событием стало празднование 20-летия народного фольклорно-этнографического ансамбля «Вячорки»…

Интересные дела и у украинской организации «Батькивщина»: в местах компактного проживания украинцев создаются филиалы общества, разветвленная сеть общественных объединений, формируются новые творческие коллективы. Тюменские украинцы нередко отмечают свои народные праздники по-домашнему, целыми семьями, куда приглашают детей и из детдомов области. То есть можно говорить о том, что на нашей Тюменской земле сформировался уже некий опыт, есть интересная практика и у нас немало оснований для того, чтобы подводить серьезные итоги.

— 31 мая–1 июня после многолетнего перерыва мы собирали нашу литературную молодежь – провели семинар молодых писателей (уже потоком идут рукописи, и это свидетельствует о том, что и в новом молодом поколении тяга к словотворчеству, к тому, чтобы нашим волшебным русским языком выразить нечто сокровенное, чрезвычайно сильна, это свидетельство того, что традиции русской культуры и литературы очень глубоки), — сказал в своем докладе профессор Юрий Мешков. – Хотя тюменская писательская организация готовится отметить в феврале 2008 года свое 45-летие, литературоведче-ская хронология региона гораздо шире по времени и богаче по своему содержанию. Она объективно ведет свой отсчет с 1636 года, которым первый сибирский русский писатель Савва Есипов датировал окончание работы над рукописью, ставшей известной как Есиповская летопись. Около того времени им были написаны «Повесть о городах Таре и Тюмени» и «Сказание об Абалакской иконе». В свое время священник Василий Герасимов (ненец по происхождению) издавал рукописный журнал «Югорский край», в 1897 году в «Тобольских губернских ведомостях» в нескольких номерах печаталась его работа «Свадебные обычаи в Обдорске», а после его смерти в 1909 году в Тюмени была издана его книга «Обдорский исторический очерк». Литераторы, внесшие свой посильный вклад в формирование культуры тюменского региона, – это и писатели, представляющие коренные малочисленные народы Севера: Шесталов, Лапцуй, Неркаги, Тарханов… Они знакомили русского читателя со своими народами. Русская литература, в свою очередь, активно осваивала духовный мир местных народов, их мифологию, фольклор. К примеру, переводчик Виктор Оладьев одним из первых перевел на хантыйский язык рассказы Зощенко, Горького, научно-популярную литературу, его переводы способствовали формированию письменной традиции ханты, раскрывали суть самого их языка. А появление в конце XX века талантливого поэта Булата Сулейманова со всей очевидностью говорит о том, что этому предшествовала своя региональная сибирско-татарская литературная традиция. В «писательский ряд» органично вливаются и религиозные духовные писатели, чьи словесные тексты в пределах культуры, времени и среды выполняли свою эстетическую функцию. Рукописные книги Мирона Ивановича Галанина, виднейшего старообрядческого проповедника и писателя конца XVIII—начала XIX веков, имели широкое распространение среди его сторонников, выполняли свою задачу в культуре староверческой части населения, а потому также должны рассматриваться как часть сибирского текста, а сам Галанин должен быть включен в словарь писателей Тюменской области. Весьма показательны для духовной культуры региона тексты священнослужителей: архиепископа Антония III, митрополита Иоанна, канонизированного Русской православной церковью. По моему глубокому убеждению, создание биографического словаря писателей региона призвано в первую очередь раскрыть судьбы литераторов края, которые оказываются частью судьбы общества и населения Западной Сибири, работа над ним активизирует собирание литературного наследия во всей Сибири, представит во всем богатстве литературное пространство Тюменской области.

Интересным было и выступление профессора Николая Фролова, который остановился на загадках дохристианской письменности славян. Кириллица, как известно, появилась в IX—X веках.

А что было до того? У историков и лингвистов существуют понятия «протославянский язык», «пра-славянская письменная культура», «дохристианская славянская графика». Речь идет, в частности, об этрусских надписях, о руниче-ских письменах – так называемых чертах и резах, которыми предки славян пользовались в течение нескольких тысячелетий вплоть до X века. Таким образом, предполагается, что докириллическое письмо было трех видов: примитивное пиктографическое (черты и резы), имевшее хождение в эпоху формирования родовых этнических общностей более трех тысяч лет назад; протокирилличе-ская графика и протоглагольская. Предположительно, глаголица впоследствии сформировалась под влиянием греческого, армянского, хазарско-еврейского и тюркского рунического письма. Многоалфавитная глаголица, тем не менее, оказалась менее употребляемой, нежели протокириллица, хотя по своему алфавитно-буквенному составу они во многом совпадали. Сама же кириллица сформировалась и стала объективно необходимой в период становления ранних феодальных славянских государств. «Факты дохристианской славянской письменной культуры позволяют считать наших предков высокоразвитыми народами, оказавшими очевидное положительное влияние на соседние этносы», — констатировал профессор.

Тодор ВОИНСКИЙ

5.06.2007