«Бабр» (тигр) - живий символ міста Іркутська.

Історія і сучасність

Исторически так сложилось, что Прибайкалье – регион многонациональный. Тут совместно живут представители самых разных национальностей: русские, буряты, белорусы, немцы, татары… Органично в эту среду вписались и украинцы. На протяжении вот уже четырёх с половиной столетий они совместно с другими народами осваивают этот край. Но очень мало кто знает, по каким именно причинам украинцы начали сюда переселяться, как происходило это переселение, что этому способствовало, и как сегодня живут украинцы в регионе.

Исторические вехи

Известия об украинцах до конца XIX столетия, то есть до начала массовой крестьянской колонизации Сибири, достаточно неподробны. Однако их участие в колонизации, хозяйственном обустройстве и культурном развитии было значительным.

Среди российских промышленников и «служилых людей», которые в XVII-XVIII веках осваивали Сибирь, в том числе и Прибайкалье, а затем Дальний Восток и Аляску, были и украинцы. Но ещё больше было сосланных Московским правительством. К примеру, в 1642 году на реку Лену были сосланы украинские казаки Слобожанщины с семьями, всего 188 человек, которые прибыли на место только в 1646 году. Эти ссылки продолжались и дальше (1646, 1649 гг.). В XVII веке в Сибирь приезжала еще не одна волна ссыльных из Украины. Это были украинские государственно-политические деятели, противники московской политики в Украине, либо те, которых московское правительство подозревало в «шаткости» и «предательстве». В конце 1650-х годов в Прибайкалье (и не только в Прибайкалье, а вообще в Сибирь) были сосланы сторонники гетмана Выговского, в 1660-м противники московского ставленника гетмана Брюховецкого, в 1670-х был сослан гетман Многогрешный со всеми своими родственниками и их семьями, в 1680-х гетман Самойлович с сыном Яковом и племянником Михаилом. После Полтавской битвы 1709 года в Прибайкалье оказалось немало мазепинцев. После ликвидации украинской автономии (Гетманщины) в составе Российского государства в Прибайкалье была сослана часть украинской старшины, а немного ранее были осуждены на каторгу участники Колиивщины (крестьянско-казацкое восстание в Западной и Центральной Украине в 1768 году против крепостнического и национального гнёта, наивысший подъём движения гайдамаков, сопровождалась массовой резнёй еврейского и польского населения в Подолии и на Волыни, подавлена польскими и российскими войсками) во главе с Максимом Зализняком.

В начале XIX века в Сибирь ссылали по решению суда, либо в административном порядке, среди них украинские декабристы, члены Северного и Южного товарищества Объединенных Славян, революционные народники, социал-демократы, участники крестьянских восстаний, которые были сосланы либо на каторгу, либо на так называемое свободное поселение, некоторые общественные и культурные деятели, которых за «сепаратизм» по наказу российской власти, принудительно перевели на службу в Сибирь. В казацкое войско Сибири (в том числе и Прибайкалья) было включено немало украинцев.

Украинцы играли немалую роль в экономической, административной и культурной жизни Прибайкалья, да и вообще Сибири. Их можно найти даже в высшей администрации Сибири (к примеру, генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Сулима). Также они принимали участие в строительстве, развитии и управлении фабриками и заводами.

Особое место украинцы занимали в церковной жизни Сибири. Митрополитами тобольскими и сибирскими были Филофей Лещинский, Иоанн Максимович, Антоний Стаховский, Арсений Мациевич, Павло Конюскевич, епископами иркутскими были Иннокентий Кульчицкий, Иннокентий Нерунович, Софроний Кристальский. Они в основном окружали себя духовенством украинского происхождения.

Также немало украинцев занимались исследованием Сибири и Дальнего Востока в XVIII-XIX столетиях (например, Григорий Новицкий).

Массовый выезд украинских крестьян начался с конца 1860-х годов. Именно тогда появились характерные названия поселений: Киевка, Черниговка, Полтавка, Волынка, Калинино, Бессарабка и т.д. Связано это было прежде всего с малоземельем в Украине. Царское правительство всячески поощряло добровольную колонизацию Сибири очень низкими налогами и возможностью «урвать кусочек побольше». С 1906 по 1917 годы в России проходила Столыпинская реформа, во время которой наблюдался самый большой приток украинцев в Прибайкалье в дореволюционное время.

Хозяйство и быт украинцев до революции.

Украинский колорит наиболее отчетливо прослеживался в характере построек переселенцев. Большинство украинских поселений имели типичный вид – избы, мазанные глиной и крытые соломой или дёрном, нередко та часть, что обращена во внутренний двор, коричневого, а внешняя – белого цвета. Если поселение имело смешанный национальный состав, то жители, как правило, селились в две улицы – московскую (русскую) и курскую (украинскую). Отношения поддерживались ровные, добрые; если и случались конфликты, то главным образом из-за земли и платежей. Но в некоторых селениях украинцы недолюбливали русских за пристрастие к сквернословию – «шибко ругаются, да на сходах кричат».

Хозяйственные традиции сибиряков-старожилов наиболее полно соответствовали природным условиям сурового региона, потому приемы обработки земли и способы ведения хозяйства украинцы полностью заимствовали. Сознательно следуя во всем сибирякам, указывали: «вся справа у нас, как у сибиряков». Вместе с тем среди отличительных факторов стоит отметить стремление расширить посевы гречихи, подсолнечника, проса (семена выписывали с Родины) и большей частью неудачные попытки разводить фруктовые сады. Стремление выращивать кукурузу, фасоль также было тщетным: все зябло из-за ранних заморозков и перепадов температур. Для многих украинских переселенцев (особенно женщин) отсутствие садов увеличивало недовольство Сибирью и тоску по Родине.

Советский период

Революция в России вызвала резвую политическую активность практически всего населения Сибири. Не стало исключением и Прибайкалье. Открылись также значительные возможности для украинских поселенцев и многих украинских «вояков», которые прибывали в процессе мобилизации и формирования. Возникали украинские организации, выпускались газеты, украинский язык входил в политическую сферу. В конце 1917 года формировались отдельные украинские войсковые части. Наиболее успешными были курень имени гетмана Сагайдачного в Омске и украинские батальоны в Иркутске, которые были расформированы в 1920 году.

Население Прибайкалья не понесло больших потерь во время гражданской войны, революции и голода 1921-1922 годов, вместе с тем почти совсем остановился приток иммигрантов из других частей СССР.

В этот же период проводилась политика «коренизации»: начали массово открываться школы с преподаванием языков народов СССР. В Прибайкалье также было открыто несколько школ с преподаванием украинского языка и литературы (точные данные не известны). Однако, начиная с середины 1930-х «коренизация» была свёрнута, ей на смену пришла русификация. Как следствие, большинство школ с преподаванием языков народов СССР были закрыты, либо перепрофилированы.

С начала Великой Отечественной войны из Украины было эвакуировано множество заводов и фабрик. Часть из них осела в Прибайкалье. Также было много ссыльных из Западной Украины, обвинённых в пособничестве УПА.

С начала 1950-х годов начался интенсивный миграционный обмен Иркутской области с Украиной. Тогда множество студентов, рабочих, строителей БАМа и других строек-гигантов приезжали в Иркутскую область. Украинцы переселялись на целинные земли, затем советская власть организовывала их на работу либо добровольное переселение («советская система распределения»).

Динамика численности украинского населения в Прибайкалье

Точных данных о численности украинского населения вплоть до первой Всероссийской переписи населения 1897 года нет, поэтому мы проследим его динамику и причины переселения в Прибайкалье, начиная с 1897 года, и заканчивая современным состоянием (см. таблицу 1).

«Украинцы в структуре населения Иркутской области, по данным переписей населения» (по годам переписей):

1897 – 2 177 чел.

1926 – 3 959 чел.

1939 – 47 110 чел.

1959 – 97 184 чел.

1970 – 84 356 чел.

1979 – 90 767 чел.

1989 – 97 405 чел.

2002 – 53 631 чел.

По данным переписи 1897 года, в Иркутской губернии проживало 2 177 малороссов, а по данным переписи 1926 года в Иркутском округе Сибирского края проживало уже 3 959 украинцев. Увеличению численности украинского населения поспособствовали следующие причины: Столыпинская реформа, малоземелье в Украине, налоговая привлекательность Прибайкалья в тот период.

В период с 1926 по 1939 года отмечено резкое увеличение численности украинцев в Иркутской области. Это связано, прежде всего, с миграцией из Украины (как добровольной, так и принудительной), малоземельем, большей возможностью трудоустройства.

В период с 1939 по 1959 года украинское население Прибайкалья возросло более чем в два раза. Этому поспособствовала Вторая Мировая война: перевод заводов и фабрик из Украины в Сибирь, бегство населения, массовые ссылки и депортации из Западной Украины, потребности государства в более быстром освоении Прибайкалья.

Однако, в период с 1959 по 1970 отмечено снижение численности украинцев. Связано это с тем, что хозяйственная деятельность страны приходила в норму, некоторые заводы и фабрики были переведены обратно в Украину, население начало возвращаться на свои исконные земли.

Но в период с 1970 по 1989 снова отмечено увеличение численности украинцев. Тут уже сказались стройки-гиганы, в Прибайкалье это, прежде всего, БАМ, различные ГЭС и другие важные экономические объекты области.

Однако, начиная с 1989 года, наблюдается резкое снижение численности украинцев. Самая главная причина – это распад СССР. Многие стали уезжать с насиженных мест на историческую Родину. Также причинами послужили безработица, развал хозяйственного комплекса. Немалую роль сыграл и вопрос самоидентификации: часть украинцев перестали воспринимать себя украинцами, хотя бы по причине того, что «в России живём».

Современное положение украинцев в Прибайкалье

К концу 1980-х украинцы Прибайкалья начали ощущать потребность в общении на родном языке. Они стали собираться семьями, компаниями, готовить национальные блюда, петь знакомые с детства песни. Однако ощущение оторванности от Родины усилилось с распадом СССР. В этот период по России прокатилась волна национально-культурного возрождения, это было отмечено объединением граждан по национальному признаку. Не стали исключением и украинцы Иркутска.

Первый шаг по организации украинского общества был сделан работником Музыкального театра Николаем Николаевичем Срибняком. Он собрал многих людей, желающих сохранить свою культуру, знать и изучать свои корни в неформальный клуб.

В 1992 году был зарегистрирован иркутский национальный центр украинцев «Клэкит» во главе с Н.Н. Срибняком. Основными целями Центра стало сохранение и развитие национального языка, украинской культуры и традиций, содействие укреплению и развитию межнациональных отношений.

Создание такой организации на территории Иркутской области привело к установлению многочисленных контактов как с исторической Родиной, так и с украинскими диаспорами мира. Его члены участвовали во всемирных национальных съездах и конкурсах, посвященных как украинской культуре, так и межкультурному взаимодействию. В результате обмена опытом, организационных контактов, совместных проектов с украинцами из других городов и стран возникли идеи создания украинского ансамбля и украинской школы.

Интерес к украинской культуре сохранялся всегда. Так, в 1991 году в Иркутске проходили «Дни славянской письменности». На выставку были привезены книги из Украины на национальном языке. После этого книги находятся в библиотеке №13 г. Иркутска, и жители города могут с ними и поныне ознакомиться.

Культурный центр «Клэкит» долгое время располагался в стенах этой библиотеки. Члены Центра тесно взаимодействовали с работниками библиотеки, они помогали друг дугу в ведении летописи, проведению праздников, участию в городских мероприятиях и пр. С 1995 года при библиотеке начал действовать украинский хор. Постоянно-действующая книжная выставка «Голос Украины» знакомит с новинками книг и периодики, пересылаемых из Киева, Днепропетровска, Мелитополя, Сум и других городов. В краеведческой картотеке читального зала выделена рубрика «Национальные центры Иркутска», которая пользуется большим спросом.

В 1996 году лидером Центра становится главный дирижер Музыкального театра Н.Р. Сильвестров. В 1997 году были проведены Дни украинской культуры в Иркутской области. Деятельность Центра в эти годы имела большое влияние на культурную жизнь региона.

В 2000 году Центр «Клэкит» был переименован в «Днипро», его главой был избран Г.А. Шаховцов. В 2001 году после его скоропостижной кончины председателем стал Е.К. Васильев.

Большинство встреч украинцев, национальных праздников для взрослых и детей проходят в стенах библиотеки, где оформлен яркий с национальной атрибутикой «кусочек» Украины. Вышитые рушники, картины, предметы украинского быта, различные книги и иллюстрированный материал, фотоальбомы и дайджесты о жизни Центра привлекают внимание не только украинцев, создают атмосферу дружеского общения на островке далёкой Родины.

Объединение украинцев-иркутян существует благодаря их взаимному интересу к сохранению родного языка, культуры, народных традиций, исторических связей с далёкой Родиной.

Каждый год иркутские украинцы участвует в общегородской культурной жизни, это Праздник Ивана Купала и Троицы, День России, фестиваль «Сияние России», выставка в Областном Краеведческом музее «Мы – все сибиряки», с разделом «Украинцы», Рождество и святки, детский фестиваль «Байкал многонациональный» и многое другое. Также Центр проводит свои внутренние праздники, такие, как Рождество, Иван Купала, Шевченковский вечер и прочее.

Кроме культурно-просветительской деятельности общество взаимодействует с альтернативными национально-культурными центрами. Члены общества приобщаются к культуре и традициям других народов нашего региона, что способствует развитию гармоничных межнациональных отношений: с белорусами, поляками, татарами, бурятами. Проводят совместные праздники, игры и конкурсы.

Недавно в городе начала свою деятельность субботняя украинская школа. Деятельность этой школы направлена на изучение украинского языка, культуры и истории народа. Учащимся предлагается ознакомиться с курсом украинского языка, литературы и украиноведения. Школу посещают люди самых разных возрастов (от 12 до 52 лет) и национальностей (украинцы, русские, поляки). Украиноведческий курс состоит из изучения песен, стихотворений и основных данных об Украинском государстве.

Также в Иркутской области существуют альтернативные украинские организации, а именно: украинская национальная община «Черемшина» (г. Усть-Илимск), фольклорные ансамбли «Барвинок» (с. Карозей), «Зiронька», «Любисток» (с. Батама), «Лучинушка» (п. Качуг) и другие.

Несмотря на то, что украинцы остаются третьим по численности народом Прибайкалья, их число постепенно и повсеместно сокращается. На это повлияло множество причин: и распад Союза, и экономический спад, и ассимиляция. Однако украинцы остаются важной составляющей культурной жизни Прибайкалья.

Деятельность различных этнических организаций помогает их членам не забывать свои корни, чтить память и знать историю. Но, наряду с позитивной динамикой, в жизни организаций есть свои взлеты и падения. В данном процессе большую роль играет инициатива членов коллектива и позиция руководства.

Развитие различных объединений украинцев на территории Прибайкалья проходило не одинаково. И нынешний этап выживания некоммерческих объединений также весьма сложен (из-за общего кризиса, отсутствия поддержки властей, позиции руководства и проч.). Поэтому, очень важно не потерять общего духа, позитивного настроя и желания помнить историю и донести ее до своих детей и внуков.

Андрей ЗАВЬЯЛОВ.

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Голова товариства Єрофей Васил’єв та його заступник Максим Коник.

Поєднала любов до української пісні.

Розпис крашанок.

На світлинах: «Бабр» (тигр) - живий символ міста Іркутська. Голова товариства Єрофей Васил’єв та його заступник Максим Коник. Поєднала любов до української пісні. Розпис крашанок.

Довідка:

Иркутская городская общественная организация Украинский культурный центр «Днипро»

Адрес: 664046, г. Иркутск, бул. Постышева, 35 (здание библиотеки №13);

Телефон: 247965 (Васильев Ерофей Корнеевич); 599567, 89086627511 (Завьялов Андрей);

E-mail: zavialovandrijko@yandex.ru

Страничка в Интернете: http://pribaikal.ru/ukrainian-dnipro.html , http://vkontakte.ru/club5678799

Иркутская городская общественная организация Украинский культурный центр «Днипро» был зарегистрирован 24 марта 2000 года.

Председателем центра является Васильев Ерофей Корнеевич, заслуженный артист РФ; заместителем председателя является Коник Максим Иванович, полковник в отставке.

Украинцы в Иркутске - третья по численности национальность после русских и бурят. По данным переписи 2002 года в Иркутске их насчитывается около 10 тысяч человек, в области – 56 тысяч.

В Иркутской области украинцы начали появляться еще с дореволюционных времен. Украинские крестьяне переселялись в Сибирь с XVII столетия наравне с белорусами, русскими, формируя тем самым многонациональную сибирскую общность.

Наиболее интенсивный миграционный обмен Иркутской области с Украиной происходил в период существования СССР. Тогда множество студентов, рабочих, строителей БАМа и других строек-гигантов приезжали в Иркутскую область.

Сегодняшние украинцы Иркутской области — в большинстве своем иркутяне во втором, третьем поколении. Многие из тех студентов советских времен осели в сибирских городах, обзавелись семьями. Иркутские украинцы заняты в самых разных сферах социально-экономической и общественно-политической жизни города Иркутска и области. Они органично вписались в многонациональное сибирское сообщество.

К концу 80-х — началу 90-х годов XX века украинцы Иркутска ощущают потребность в обще­нии на родном языке. Они собираются семьями, компаниями, готовят национальные блю­да, поют знакомые с детства песни, говорят на украинском. Однако ощущение оторванности от Родины усилилось с распадом СССР. В этот период по России прокатилась вол­на национально-культурного возрождения, это было отмечено объединением граждан по национальному признаку. Не стали исключением и украинцы Иркутска.

Первый шаг по организации украинского общества в Иркутске был сделан работником Музыкального театра Николаем Николаевичем Срибняком. Он собрал многих людей, желающих сохранить свою культуру, знать и изучать свои корни в неформальный клуб.

В 1992 году был зарегистрирован иркутский национальный центр украинцев «Клэкит» во главе с Н.Н. Срибняком. Основными целями Центра стало сохранение и развитие национального языка, украинской культуры и традиций, содействие укреплению и развитию межнациональных отношений.

Создание такой организации на территории Иркутской области привело к установлению многочисленных контактов как с исторической Родиной, так и с украинскими диаспорами мира. Его члены участвовали во всемирных национальных съездах и конкурсах, посвященных как украинской культуре, так и межкультурному взаимодействию. В результате обмена опытом, организационных контактов, совместных проектов с украинцами из других городов и стран возникли идеи создания украинского ансамбля и украинской школы.

Культурный центр «Клэкит» долгое время располагался в стенах библиотеки №13 г. Иркутска. Члены Центра тесно взаимодействовали с работниками библиотеки, они помогали друг дугу в ведении летописи, проведению праздников, участию в городских мероприятиях и пр. С 1995 года при библиотеке начал действовать украинский хор. Постоянно-действующая книжная выставка «Голос Украины» знакомит с новинками книг и периодики, пересылаемых из Киева, Днепропетровска, Мелитополя, Сум и других городов. В краеведческой картотеке читального зала выделена рубрика «Национальные центры Иркутска», которая пользуется большим спросом.

В 1996 году лидером Центра становится главный дирижер Музыкального театра Н.Р. Сильвестров. В 1997 году были проведены Дни украинской культуры в Иркутской области. Деятельность Центра в эти годы имела большое влияние на культурную жизнь региона.

В 2000 году Центр «Клэкит» был переименован в «Днипро», его главой был избран Г.А. Шаховцов. В 2001 году после его скоропостижной кончины председателем стал Е.К. Васильев.

Большинство встреч украинцев, национальных праздников для взрослых и детей проходят в стенах библиотеки, где оформлен яркий с национальной атрибутикой «кусочек» Украины. Вышитые рушники, картины, предметы украинского быта, различные книги и иллюстрированный материал, фотоальбомы и дайджесты о жизни Центра привлекают внимание не только украинцев, создают атмосферу дружеского общения на островке далёкой Родины.

Каждый год иркутские украинцы участвует в общегородской культурной жизни, это Праздник Ивана Купала и Троицы, День России, фестиваль «Сияние России», выставка в областном Краеведческом музее «Мы – все сибиряки», с разделом «Украинцы», Рождество и святки, детский фестиваль «Байкал многонациональный» и многое другое. Также Центр проводит свои внутренние праздники, такие, как Рождество, Шевченковский вечер и прочее.

Недавно в городе начала свою деятельность субботняя украинская школа. Деятельность этой школы направлена на изучение украинского языка, культуры и истории народа. Учащимся предлагается ознакомиться с курсом украинского языка, литературы и украиноведения. Школу посещают люди самых разных возрастов (от 12 до 52 лет) и национальностей (украинцы, русские, поляки). Украиноведческий курс состоит из изучения песен, стихотворений и основных данных об Украинском государстве.

Андрей Завьялов.

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка