Друк
Розділ: Криниця (Уфа)

Как встарь, девушки в Санжаровке в день Ивана Купалы ищут суженого. В Башкирии украинцы не чувствуют себя чужими и обделенными

Все идет к тому, что в ближайшем будущем одной из самых острых проблем общественной жизни Украины и отдельных ее регионов станет так называемый "русский вопрос". Это произойдет из-за патологического упрямства тех, кто называет себя "украинскими патриотами". Впрочем, игнорирование прав другой общины ничего общего с настоящим патриотизмом не имеет. И чем большие притеснения будут испытывать русскоязычные украинцы сегодня, тем более сложной окажется эта проблема в будущем. И может нанести стране большой вред.

Ровенщина — регион, где с легкой (или тяжелой) руки псевдопатриотов "русский вопрос" загнан в глухой угол. Из всех областных центров Украины Ровно примечательно тем, что в нем нет ни одной русской школы (и даже ни одного русского класса!). При этом такое состояние дел никоим образом не отображает степени распространения русского языка среди ровенчан, потому что процент русскоязычных среди них достаточно большой. На это указывают заявления родителей, желающих, чтобы их дети изучали русский язык и литературу. Но никто с ними не посчитался, когда в первые годы украинской независимости местные "руховцы" и "просвитяне" ликвидировали в городе все русские школы, вернее, сделали их украинскими и изъяли из библиотек книги русских авторов (кстати, во Львове их вообще выбросили в мусор).

С тех пор русский язык в Ровно находится на нелегальном положении. И это касается не только школ. На русский язык проведено тотальное наступление: на 95% он искоренен в вузах (кроме часов, отведенных на русских писателей в курсе зарубежной литературы), запрещены вывески магазинов, фирм, предприятий, написанные на русском языке (притом, что на английском языке они есть). В области нет ни одной русскоязычной газеты, на молодежных музыкальных фестивалях не рекомендовано петь на русском языке и тому подобное.

Когда же затрагивается вопрос о притеснении прав русскоязычного населения, в противовес выдвигаются следующие аргументы: в книжных магазинах, газетных киосках полно русскоязычной продукции, на радиостанциях крутят русскоязычные песни, так что же вы еще хотите? Нет, мол, проблемы, и все!

Но проблема есть, и очень острая. Потому что продукция в магазинах и на радиостанциях не является следствием деятельности местных российских и русскоязычных граждан, а сделана в России и главным образом — чисто коммерческая. (С большой радостью местные русофобы запретили бы и ее, но в сегодняшних условиях сделать это очень непросто.) Следовательно, наличие этой продукции никоим образом не имеет отношения к фактам ущемления прав русскоязычных ровенчан.

Решать этот вопрос, используя при этом международную Хартию по правам человека и Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств, местное чиновничество не собирается. Напротив, все делается для того, чтобы создать развитию русского языка всяческие препятствия. В школах вводятся особые уставы, которые делают невозможным преподавание и изучение русского языка. Открытие воскресной русской школы было заблокировано какими-то новыми постановлениями Министерства образования. На издание русскоязычных книг местных авторов из областного бюджета не выделяется никаких средств (хотя отделом по делам национальных меньшинств при ОГА было объявлено о выполнении программы с красноречивым названием "Возрождение, развитие и сохранение этнокультурной самобытности национальных меньшинств")...

И чтобы оправдать собственную некрасивую политику в решении "русского вопроса", местные чиновники часто пытаются вылить одно-другое ведро помоев в сторону Российской Федерации: что говорить, мол, о нас, когда в России украинцев вообще за людей не считают. Поэтому мы и обратились к генеральному консулу Российской Федерации во Львове Евгению Гузееву с просьбой предоставить информацию относительно положения украинцев в России. Следовательно, вторая часть нашего обзора посвящена "украинскому вопросу" в РФ.

В России параллельно действует Федеральная национально-культурная автономия "Украинцы России" (ФНКА) и Объединение украинцев России (ОУР), а также другие организации русских украинцев. Всего в 58 республиках, краях, областях и автономных округах насчитывается 105 таких общественных движений, в том числе 18 региональных и местных национально-культурных автономий (в 2002 году было 76 организаций). Взаимодействие органов государственной власти в субъектах Российской Федерации с региональными национально-культурными автономиями (НКА) и другими национальными организациями, в том числе украинцев в России (которых, по данным последней переписи населения, насчитывается около 3 млн.), осуществляется на основе действующего законодательства, в рамках государственной национальной политики, на равноправных основах с другими национально-культурными объединениями народов России.

Согласно Конституции Российской Федерации, законам России "Об образовании", "О национально-культурных автономиях", "О языках Российской Федерации", те, кто относит себя к соответствующим этническим общинам, имеют право на получение образования на национальном (родном) языке и выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, которые предоставляются системой образования. Имеется в виду наличие педагогов, которые могут проводить обучение на определенном языке, учебной литературы, мест в классах, группах и т. п. На практике основным условием реализации этого права является соответствующий запрос родителей или законных представителей на получение образования на родном языке, а также необходимое количество учеников для формирования общеобразовательных заведений, классов и групп.

Эффективность этой работы главным образом зависит от экономических возможностей субъекта Российской Федерации, где компактно проживают русские украинцы и действуют национально-культурные общественные движения. Это объясняется тем, что, согласно статье 16-й Федерального закона от 17 июня 1996 года "О национально-культурной автономии", финансирование НКА, кроме ее собственных средств и благотворительных взносов, осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации.

В последние годы набирает обороты процесс изучения украинского языка в России, в том числе и в высших учебных заведениях. С 1999 года он преподается в Московском государственном лингвистическом университете (МДЛУ), где в 2003 году был первый выпуск специалистов со знанием украинского языка. В марте 2004 года был открыт Центр украинистики. Сегодня на профессиональной основе с использованием всех современных средств здесь учатся 11 студентов переводческого факультета. Центр уделяет значительное внимание ознакомлению студентов с культурой и историей Украины. Украинский язык изучается и в лингвистическом лицее МДЛУ. А в Белгородском государственном университете в 2003 году открыта первая в Российской Федерации кафедра украиноведения. Украинский язык входит в программу учебных семестров девяти высших учебных заведений России, которые имеют серьезную репутацию. Библиотека украинской литературы в Москве финансируется московским правительством.

Украинский язык и литература преподаются в школах Москвы, Республики Башкортостан, Республики Коми, Томской области, Ханты-Мансийского автономного округа. В ряде регионов работают воскресные (субботние) школы при общеобразовательных заведениях или украинских обществах, украиноведческие курсы.

Господин Гузеев предоставил также информацию о положении украинцев в отдельных регионах РФ, в частности в Башкортостане, где количество украинцев приблизительно равняется количеству россиян — жителей Ровенской области. Следовательно, читайте и на ус наматывайте...

На территории Башкортостана украинцы начали расселяться с XVII века. Массовый прилив украинцев в Башкортостан отмечался в XVIII и особенно в XIX веках. По данным Первой всеобщей переписи Российской империи в 1897 году, в Уфимской губернии насчитывалось 5 тысяч украинцев, а в начале XX века их численность в Башкортостане уже достигала 57 тысяч. Согласно данным последней Всероссийской переписи, в 2002 году в Башкортостане проживает 55,3 тысячи людей, которые идентифицируют себя как украинцев по национальности.

С 1990 года в Башкортостане действует Республиканский национально-культурный центр украинцев Башкортостана "Кобзарь". В 1998 году основан Совет украинской молодежи Республики Башкортостан "Беркут". В 1996 году — Совет украинских женщин Республики Башкортостан "Берегиня". В 2006 году, в соответствии с планом мероприятий министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан, Республиканскому национально-культурному центру украинцев Башкортостана "Кобзарь" было предоставлено:

— на проведение Дней славянской письменности и культуры — 20 тысяч рублей;

— на украинский национальный праздник Ивана Купалы — 20 тысяч рублей;

— на участие в IV Всеукраинском форуме в Киеве — 10 тысяч рублей;

— на проведение круглого стола "Славянский мир Башкортостана" — 30 тысяч рублей;

— на укрепление материальной и методической базы историко-культурного центра села Золотоношка Стерлитамакского района — 20 тысяч рублей;

— на проведение семинара-практикума для учителей украинского языка Республики Башкортостан — 20 тысяч рублей.

Украинский язык изучается в пяти школах Башкортостана. Кроме этого, успешно работают украинские воскресные школы. Ученики посещают уроки фольклора, занимаются прикладным искусством, народными промыслами. В школах республики оборудованы 5 кабинетов украинского языка и литературы.

В средней общеобразовательной школе №9 Уфы изучение украинского языка введено с 1994 года. В школе есть кабинет украинского языка, создан музей современного украинского изобразительного и декоративно-прикладного искусства имени Тараса Шевченко. Школа является методическим центром, который координирует работу школ и классов с изучением украинского языка и литературы на территории республики. Здесь ежегодно в марте проводятся Шевченковские дни, в рамках которых проходят различные мероприятия: открытые уроки, конкурсы читателей и юных художников, смотры художественной самодеятельности, выставки произведений прикладного искусства. Участие в них принимают более 200 учеников из школ республики, в которых изучается украинский язык.

В 1996 году на базе общеобразовательной школы №60 Уфы была создана Национальная украинская воскресная школа "Злагода", которая по инициативе Василия Бабенко — директора филиала Московского государственного открытого педагогического университета (МГОПУ) имени Михаила Шолохова через 3 года переехала в главное здание этого университета. В школе оборудованы два кабинета украинского языка, созданы три фольклорных ансамбля: "Рушничок", ансамбль мальчиков "Козаки" и молодежный фольклорный ансамбль "Злагода". Визитной карточкой школы является изготовление изделий из соломы и камыша. На уроках декоративно-прикладного искусства ученики осваивают навыки петриковской росписи, вышивки, ковроткачества.

На базе филиала МГОПУ им. Шолохова в Уфе ежегодно проводится международный конкурс знатоков украинского языка имени Петра Яцыка. На проведение этого конкурса министерство образования Республики Башкортостан ежегодно выделяет денежные средства. Для учителей украинского языка и литературы министерство образования Республики Башкортостан регулярно проводит республиканские семинары, конференции, посвященные актуальным проблемам культуры, преподавания украинского языка и литературы, в которых принимают участие гости из регионов России и других стран. Учителя украинских школ обучаются на курсах повышения квалификации в Москве и Украине.

Приказом президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова от 27 декабря 1999 года на базе старинного украинского села Золотоношка Стерлитамакского района, которому более 100 лет, создан историко-культурный центр украинцев Башкортостана. Постановлением правительства Республики Башкортостан от 13 апреля 2006 года "Об историко-культурных центрах Республики Башкортостан" центр преобразован в филиал государственного учреждения — Дом дружбы народов Республики Башкортостан "Украинский историко-культурный центр "Золотоношка". Население села Золотоношка и соседних украинских населенных пунктов сумело сберечь свою культуру, свой язык и обычаи вдалеке от родины предков.

В Башкортостане на сегодняшний день в селах и городах, где живет значительная часть украинцев республики, работают около 20 украинских самодеятельных коллективов. Среди них пять коллективов имеют звание "народный" — хор "Кобзарь" (Уфа), ансамбль "Барвинок" (Стерлитамак), хор "Днепр" (город Мелеуз), коллектив сельского Дома культуры (село Котелка Альшеевского района), фольклорный ансамбль "Красная калина" (Чишминский район). Раз в два года в одном из украинских сел республики проводятся фестивали украинской культуры, куда съезжаются самодеятельные украинские коллективы Башкортостана. При поддержке администрации Чишминского района центр "Кобзарь" ежегодно в селе Санжаровка отмечает праздник Ивана Купалы. С 1995 года в Башкортостане проводится праздник украинского творчества "Ой, радуйся, Земле!". Стало традиционным проведение Республиканского детско-юношеского фестиваля - конкурса украинской культуры "Красная калина". В 2006 году конкурс получил статус Международного.

В Башкортостане создан и плодотворно работает Центр украинистики под руководством директора Уфимского филиала университета им. М.А. Шолохова, кандидата исторических наук Василия Яковлевича Бабенко. "Следовательно, в Республике Башкортостан реально созданы все условия для удовлетворения национально-культурных потребностей украинцев Башкортостана", — говорит заведующий отделом культуры, спорта, средств массовой информации, национальной и молодежной политики аппарата правительства Республики Башкортостан Буранбай Кусябаев. И с ним трудно не согласиться. Впрочем, кто не верит, пусть проверит...

А нам остается поставить, к сожалению, риторический вопрос: может ли о чем-то подобном относительно обеспечения национально-культурных потребностей русскоязычных украинцев (украинцев — в смысле граждан Украины) сказать кто-нибудь из государственных чиновников Ровенщины?

Михаил КИРИЛЛОВ.

http://telegrafua.com/380/world/7622

Общественно-политический еженедельник «Киевский ТелеграфЪ».

Василий Бабенко.

Владимир Дорошенко.

Народный хор «Кобзарь».

Уфимский филиал Московского госуниверситета имени Шолохова

На світлинах: Как встарь, девушки в Санжаровке в день Ивана Купалы ищут суженого. Василий Бабенко. Владимир Дорошенко. Народный хор «Кобзарь». Уфимский филиал Московского госуниверситета имени Шолохова

Додаток:

Солнцеворот

Праздник летнего солнцеворота республиканский национально-культурный центр украинцев Башкортостана «Кобзарь» по традиции устроил в деревне Санжаровка Чишминского района.

Ряженые участники народных коллективов «Джерело», «Кобзарь», «Берегиня» радовали песнями и плясками, собравшихся угостили настоящим украинским борщом и салом. Состоялось и традиционное шествие с соломенными куклами «Мореной» и «Купалой» — главными героинями обряда.

Однако празднование в этот раз получилось достаточно скромным, не было, например, ни массовых купаний, ни водяных и русалок. Да и гостей приехало меньше, чем ожидалось.

— К сожалению, администрация Чишминского района не разрешила массовые гулянья, — сообщил корреспонденту «РГ» председатель Украинского центра РБ Владимир Дорошенко. — Но мы сделали все, как задумали: были и костер, и пускание венков по реке, только не так масштабно, как хотелось бы.

Общий для славянских народов праздник объединяет людей независимо от национальности. Пока корреспонденты «РГ» праздновали Ивана Купалу с украинцами, белорусы устроили гулянья в поселке Ленинский Иглинского района, — их поддержала местная администрация, и праздник здесь получился знатный.

Из первых уст

Олег Исаев, руководитель уфимского отделения посольства Республики Беларусь в РФ:

— В Башкортостане белорусы нашли свою вторую родину, здесь они живут и работают вместе с представителями других народов. Именно в такие праздничные дни четко видна связь поколений и времен. Подобные мероприятия просто необходимы, чтобы воспитать культуру и уважение к традициям в подрастающем поколении.

Справка «РГ»: На территории Башкортостана, по данным переписи 2002 года, проживает более 18 тысяч белорусов и 55 тысяч украинцев.

Рафина Валиахметова

http://www.rgrb.ru/rubric/culture/614.html

Від редакції: Добре слово сказане київським щоденником «Киевский ТелеграфЪ» про Республіканське товариство українців Башкортостану та його подвижників. Але далеко не у всіх регіонах Російської Федерації є таке порозуміння з боку місцевих можновладців та такі розумні, ініціативні та завзяті керівники на чолі української громади Башкирії. На наш погляд, не все кругом в РФ так добре поставлене у вирішенні українського питання, української освіти, як це робиться в РБ. А в регіонах України далеко не все так в питанні російському, як на Рівенщині.

Наприклад, невже в Краснодарському краї, на Кубані стільки українських класів, як в Башкортостані? Чи доцільне було з боку автора «Киевский ТелеграфЪ» та генерального консула РФ у Львові таке порівняння та протипоставлення? Просимо дати свої оцінки наших читачів.

Андрій Бондаренко,

головний редактор сайту «Кобза-Українці Росії».