Борис Хлопов, художник

Художник сегодня должен быть странным, удивительным и не повторяющимся, уходить от стандартов считает художник из Сум Борис Яковлевич Хлопов

Он создал больше ста оригинальных работ, сам себя называет «уличным художником». Его работы и вправду могут увидеть те, кто проходит  по центральной улице Сум – Соборной. Именно там, возле Спасо-Преображенского собора, по субботам и воскресеньям Борис Яковлевич выставляет свои неповторимые картины. Художник согласился дать для «Кобзы» эксклюзивное интервью, в котором рассказал о своей жизни и творчестве.

  Борис Яковлевич, расскажите о своем детстве. Где Вы родились, кто были Ваши родители?

  Родился я в Ижевске (Россия) в 1932 году. Отец мой, Яков Тимофеевич, был связистом,  а мать,Таисия Михайловна – домохозяйкой. В семье было пятеро детей, заботиться о них это большой труд.

Началась война, наше детство было тяжелым и голодным. Мы заготавливали ботву из свеклы, кидали ее в бочку, засаливали и потом этим питались. Помню, у отца было ружье. Иногда, когда я выносил мусор, то брал с собой это ружье, прятался в кустах и ждал, пока к мусору не прилетят воробьи. Если удавалось подстрелить воробья, забирал его, ощипывал, бросал на сковородку – и это был мой «бифштекс».

Война была страшным испытанием для всех, она всколыхнула все человеческие эмоции. До сих пор помню, как 9 мая 1945 года наша учительница получила похоронку на своего мужа, и это был взрыв плача на фоне общей радости в День Победы…

Отец мой был подслеповатым, поэтому на фронт не попал, но попал в «трудовую армию», его привлекли для восстановления связи в послевоенной Украине, в последствие и вся семья была вызвана сюда.

И какими были Ваши первые детские впечатления от Украины?

– Я был в восторге! Ведь в России был страшный голод, а здесь можно было прокормиться. Поселились в селе Грунь Ахтырского района, там же закончил школу.

Когда Вы начали рисовать? Что послужило толчком?

– Наверное, во мне заложил интерес к художеству Господь Бог. А «искру» заронил студент художественного института, который жил по соседству. Помню, как он готовил свои работы на просмотр и просто «заразил» меня тягой к творчеству. В 1942 году я отправил свои первые рисунки на конкурс юных художников в Москву и занял там второе место. Была мечта поступить в Харьковский художественный институт, но тяжелое материальное положение вынудило отказаться от этой идеи, и я поступил в Харьков, но только в инженерно-технический вуз, на горный факультет, где была стипендия повыше. После окончания уехал в Среднюю Азию – просто пальцем ткнул в карту СССР. Попал в город Фрунзе (теперь Бишкек). По правде сказать, была и девушка у меня, она уехала в Алма-Ату, это 200 км от Фрунзе. Не успел оглянуться – девушка быстро вышла замуж, неспетая песня…

Это отразилось на Вашем творчестве?

– На творчестве? Отразилось. Я начал заниматься портретом…

И ее нарисовали?

– Нет, ее не рисовал… Были смешанные чувства, так сказать, уважения, любви, но и обиды тоже.

Чем Вы занимались в Средней Азии? Ваши впечатления об этой земле?

– Я был экономистом нормирования труда, составлял сметы на разработку месторождений, на исследования, были командировки и в Москву, и в другие города. Старался везде посещать музеи: в Ленинграде будучи, конечно же, все художественные музеи посетил, и в Ташкенте, и в Алма-Ате, и вплоть до Улан Уде… Воспоминания о Средней Азии очень хорошие: очень много солнца, света, яркости, базары восточные, душистые дыни, фрукты… Киргизы, казахи, туркмены, они к русскому народу хорошо относились…

В городе Фрунзе (теперь Бишкек) окончил художественный техникум. В 1974 году в Киргизии состоялась выставка, где впервые были представлены  мои картины. Причем, с выставки украли две моих картины. Я тогда решил, значит, мои работы все-таки чего-то стоят и нужно продолжать писать.

В 1988 году вернулся на Сумщину, работал начальником планово-финансового отдела управления связи. На производстве тоже рисовал, был художником-любителем, некогда было заниматься всерьез, у экономиста работа достаточно трудоемкая. Выставки на производстве устраивали, я был их организатором, но это все было любительское. Всерьез занялся живописью только после выхода на пенсию, когда появилось время. А желание было всегда, писать картины – это для меня величайшее удовольствие изо всех земных благ. Беда в том, что жизнь уже в сущности прошла, и теперь надо готовиться к отходу…

Если посмотреть на Вашу живопись, у Вас три основных направления. Первая тема – пейзажи. Вторая тема образы культуры (портреты деятелей культуры, либо рисование идей, скажем, два поколения – индустриальное и пост-индустриальное). Третье направление – социальный юмор, рисование характерных социальных персонажей или социальных явлений. Расскажите, как формировались темы Вашего творчества. Источники и импульсы.

– Что касается тем, то я очень часто пользовался журналом «Советы художникам», читал, как художественный рынок развивается в Москве, в Питере. В Москве, например, вычитал, что вошла в моду эротическая живопись, и вот, например, моя картина «Флора собирает цветы» (изображена полуобнаженная девушка среди цветов – авт.)… Или картина «Банный день», где женщины с вениками парятся в бане. Как-то увидели эту картину молоденькие  девочки и просят: продайте нам, то есть интерес народ проявляет, и этот интерес вдохновляет работать.

Но это же не главное ваше направление? Много пейзажей… Как Вы, кстати, к ним относитесь?

– Пейзажей много. Знаете, раньше была любимая всем народом живопись жанровая, бытовая. То есть, которая характерна тем, что нужно уметь рисовать человека, и русская школа рисунка в этом направлении была одной из лучших в мире, а теперь зайдите в музеи, галереи – сплошь и рядом пейзажи. Травка зеленая, снежок белый, небо голубенькое, это все слишком просто… Человек – центр  истории, всего бытия, нужно изображать человека, его эмоции, его жизнь. Сейчас этого нет, идешь по улице, все выставляют пейзажи… Хорошо пишут, но нету людей, нет портретов. Я сделал пять портретов всего, немного, но все заказчики были удовлетворены. И этим я доволен.

Что касается социальных персонажей, социального юмора?

– Я люблю юмор, и мне доставляет удовольствие практиковать это в своем творчестве. Сделал я, к примеру, юмористические изображения Юлии Тимошенко, у которой был авторитет, но потом начал падать, когда метлой «выметают» всех политиков, которые проворовались, прославились с этой стороны. Юмор я люблю вообще, я понял, что юмористически можно изображать многие социальные явления. Так вот и Янукович попал в мое поле зрения как художника, изображающего социальный юмор.

Во многих художественных журналах утверждается, что Художник создает образы. Ничего он не создает. Он заимствует у кого-то что-то, потому что все художники что-то делают. Сколько вот уже тема Иисуса Христа проработана, тысячелетиями «снимают с креста», «готовят Его перед казнью» и так дальше. Много тем уже проработано настолько, что своего не надо выдумывать. И каждый что-то у кого-то заимствует. Но художник не может жить без творчества. Идею из головы может вытравить только смерть.

Были художники, повлиявшие на ваше творчество?

– Конечно, были. Есть художники, которые не заканчивали вузов, а добились успеха своим мастерством, своим старанием, Ван Гог, например. Академий не заканчивал, но художником стал великим, за время своей жизни продал всего одну картину, а потом пошли миллионы за его «Подсолнухи», проданные на аукционе.

Почему в Ваших пейзажах небо так часто, а фактически всегда, зеленого цвета? Это метафора или Вы так видите?

– Знаете, я в некотором смысле дальтоник, и жена часто меня критикует за то, что картины темные, мало очень в картинах солнца, хотя я в Азии долго жил и должен был «нахвататься» там южного колорита и заложить его в свои картины, но, увы, этого не произошло. Потому что все по-своему вижу…

А жена Вас в творчестве поддерживает, разделяет Ваше увлечение?

– Нет, не разделяет, жена у меня критик первый,

- А полезно иметь такого критика рядом с собой?

– Конечно, полезно.

Вы выдающийся художник, но при этом мало известны в городе. Вы не устраиваете выставки, не входите в Союз художников, художники часто не слышали о Вас. Вы не приходите на вернисажи. Вокруг Вас нет никакого шума. Ваши работы собирают те, кто Вас сами нашли и полюбили.  Скажите, такое нежелание известности это сознательный выбор, или просто так получилось с течением жизни?

– Настоящий художник живет своим именем. Вот был я в Москве, гляжу, в магазине картина, подписанная «Действительный член Российской Академии Художеств, итальянской и французской Академий». Вот такая вот подпись. Художник должен имя иметь. Нет имени – все, ты умер. И здесь в Сумах хожу я в художественный салон, смотрю, как художники работают, есть среди них если и не талантливые, не знаменитые на всю Украину, то способные, вне всякого сомнения. Художнику нужно иметь имя, а мне уже иметь имя поздно. Я уличный художник, и, несомненно, самый бедный художник в Сумах. Пенсия 1100 грн., а только за одну упаковку таблеток, которые мне назначают в кардиологическом центре, нужно платить 200 грн. Рамки для своих картин я делаю из старых ящиков, брошенных планок и т.д., крашу их половой краской…

Вы рисуете картины небольшого формата, примерно 40 на 50 сантиметров. Вам не хотелось бы попробовать больший формат? Скажем, больше метра? Что-то филоновского формата?

– Однажды я нарисовал картину достаточно солидного размера, форматом 1 м на 80 см. Пришел человек, заказал и увез. Это была работа об Одессе и женской красоте, достойной воспевания художником.

Известно, что Вы много читаете и мыслите о происходящем. Это понятно даже из интеллектуального наполнения Вашего творчества. Поэтому философский вопрос. Есть украинская и русская культуры. Есть Украинская идея и есть Русская идея. Причем эти две идеи часто спорят не только в творчестве, как вот в наше время. Вы можете сказать, что общего, и в чем разница?

– Рассуждать на эту тему мне сложно, сейчас я, русский человек, оказался здесь в нацменьшинстве. И это угнетает. Украинская культура сама по себе великая культура, но вот Россия пошла по пути так называемой пролетарской национализации, интернационализма. А когда интернационализм, то чувства национальные сглаживаются, уходят. Нельзя быть таким интернационалистом, чтобы забывать свое великое происхождение.

Разница? Конечно, Маркс и Энгельс говорили, что Киевская Русь дала начало трем народам: русскому, украинскому и белорусскому, это точка зрения марксизма-ленинизма, так мы изучали в институте, а сейчас точка зрения националистов, что это разные народы, и трещину эту расширяют. Теперь война. Но я думаю, что все равно это кончится миром, и все равно когда-нибудь будет прежняя идея, прежняя идея восторжествуют о том, что русские и украинцы это птенцы из одного гнезда. И искусственно развивать эту трагедию не надо бы.

Скажите, кого из великих Вы хотели бы изобразить в Ваших новых работах?

– Готовлю картину «В гостях у Леонардо да Винчи». Там будет Мона Лиза на портрете и виртуальный человек. Пока замысел родился, а исполнение задержалось, только подготовил холст. Приходится стирать краски из старых картин, чтобы рисовать новые.

Известно, что главный редактор нашего сайта Василий Коломацкий, а перед этим его отец Анатолий Коломацкий, собирали и собирают Ваши работы (в этой семье около 15 Ваших работ). Скажите, насколько для художника важна связь с заказчиком, коллекционером? Это помогает творчеству, или уводит от него? Обмен идеями идет в одну сторону или взаимен? Объясняет ли это вопрос, зачем и для кого рисует художник? Или такие отношения, в общем, формальность?

– Эта связь очень важна… У меня, прямо скажу, не хвастаясь, есть, например, свой клиент, любитель, который меня знает уже, который приходит. Пришел и говорит «хотел бы побеседовать с вами, посоветоваться», есть интерес ко мне какой-то у людей, которые знают мое искусство. Общаясь с людьми, иногда черпаешь и содержание будущей картины. Пришла вот женщина одна ко мне и говорит: напишите мне портрет Высоцкого. Почему Высоцкого, спрашиваю?  Говорит, у меня есть подруга, которая знала Высоцкого. Портрет оттуда  и получился. Купила она картину, картины у меня недорогие, потому и шли они неплохо.

Или вот сейчас я часто езжу на огороды, и у меня есть знакомые любители-огородники, портреты которых я хочу со временем написать.

Откуда берутся ваши заказчики? Это может быть человек, который увидел на улице Ваши картины и захотел сделать заказ, или может быть, Вас рекомендуют те, кто уже знает Ваше творчество?

– Наверное, кто-то и рекомендует. А бывает так, что человек, проходя по улице, захотел купить работу. Бывает, но сейчас нечасто, потому что у людей нет денег. Им нужно прокормиться, купить кусок хлеба.

Есть ли какие-то Ваши статьи или записки о Вашем творчестве, эстетике, философии? Может быть, есть биографический очерк? Где это можно почитать?

 – Почитать сейчас ничего нет, но когда я работал экономистом, я писал статьи в журналы, в том числе всесоюзные, и статей этих не меньше 50, это экономические темы, тема работника, тема соцсоревнований на предприятии и другие.

Разрешите от имени читателей «Кобзы» пожелать Вам творческих успехов и здоровья! Держите творческую славу Сум на самом высоком уровне! Мы знаем, что это Вам под силу!

Беседовала Алла Акименко.

 

На світлинах: Борис Хлопов, художник. «Адам и Ева». «В гостях у дедушки Андрона всегда круто!» «Гоголь и русская тройка». «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю». «Зимний лес». «Мужской розговор». «Мыслитель». «Натюрморт». «Одна из картин Бориса Хлопова на военную тематику». «Поклонение хлебу». «Розы на голубом фоне». «Сумские свадьбы».

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка


Пора выбирать — Алексей Навальный

8BE508A2-8376-44DC-A4EC-E84056BEDDB8 w1597 n r0 s