Лазаревский Центр української культуриЗ історії українських переселенців на Чорноморське узбережжя Кавказу в кінці ХIХ – на початку ХХ сторіччя

Общая характеристика переселенческого движения украинцев на Черноморское побережье Кавказа

Завершив военную колонизацию Кавказа (1864), Россия приступила к экономическому освоению новой территории. К этому времени в ряде регионов Кавказа (Северный Кавказ, Закавказье) уже происходил процесс заселения и освоения земель переселенцами. Заселение побережья происходило одновременно по двум направлениям - на основе правительственных мер и стихийно. Возникновению переселенческого движения на побережье украинцев способствовал ряд социально- экономических изменений в России.

В 1897 году в Сочинском округе из числа подданных России проживали представители 24 национальностей из них: русские - 2.536 чел ( 30.2%), украинцы - 1.239 чел.(14.7%), греки - 1179 чел., грузины - 1001 чел., адыги 745 чел..

Массовый характер переселения украинцев наблюдался в начале ХХ в. наибольшее число  выходцев в Черноморье давали следующие губернии: Могилевская - 20%; Подольская -12.6%; Полтавская - 9.4 %; Харьковская - .5%;Черниговская -.9%; Киевская - 5.8%; Волынская - 3.6%.

К сожалению, определить точную численность украинского населения на территории Сочи в конце Х1Х - начале ХХ вв. невозможно, т.к. до 1917г. для всех трех восточнославянских народов применился один этноним" русских". Лишь иногда некоторые авторы в отношении украинцев употребляли термин "малороссы", или "малорусы".

Очередные этапы переселения украинцев в район Сочи выпали на годы  революции 1905 года, Гражданской войны 1918-1920гг, Голодомора - 1932-1933гг. Люди искали  спасения на берегу теплого моря, где мечтали найти  жилье, работу и пропитание.

Среди переселенцев были крестьяне, казаки, рабочие, служащие, деятели науки и культуры, священнослужители. Многие из них переселились в принудительном порядке: впавшие в немилость члены казачьей старшины, казаки и крестьяне - на строительство многочисленных укреплений и крепостей.

Часть запорожских казаков приняло покровительство России, и в 1788 году  были переименованы в Черноморское казачье войско. В составе армии Александра Суворова черноморские казаки принимали участие в сражениях с турками. В 1872 г. по указу Екатерины II они были переселены на Кубань в междуречье Кубани и Еи, а в 1860 году объединены с Кавказским  местным казачьим войском  в Кубанское казачье войско.

В переселенческом движении  необходимо выделить три этапа:

- I этап - конец 60-х - 80 гг. ХIХ в., переселение не носило массового характера и частично было, принудительным. Политика царского правительства  заселения побережья украинцами, русскими и белорусами на этом этапе не принесла положительных результатов.

- II этап - первая половина 90-х гг. ХIX в., интенсивность переселения усиливается. Причины: голод  и начало строительства Черноморского шоссе. В это время происходит стихийное  заселение побережья. Но,  так как приписка населения была прекращена, то установить общее количество восточнославянских переселенцев не представляется возможным.

- III этап - вторая половина 90-х гг. ХIХ в. - начале ХХ века.

Переселение украинцев приобретает массовый характер. В 1896 году Черноморский округ преобразован в губернию; издан новый закон о заселении. Происходит заселение бывших солдатских  поселков, приселение к существовавшим населенным пунктам и образование новых.

Начавшийся подъем экономического развития побережья в дальнейшем, в связи революционными и военными событиями 1905, 1914, 1917-1920гг., нарушился. Наблюдался значительный отток населения из Черноморской губернии.

Итак, первые немногочисленные селения украинцев располагались  в прибрежной и средней части округа. В дальнейшем были сделаны  рекомендации - селиться в средней нагорной полосе. Однако незнание природы края привело в большинстве случаев к неправильному выбору мест для поселений - в низинах долин рек, где, при отсутствии хозяйственной деятельности человека, возникли очаги малярии и люди гибли от болезней. Так, например село Ахштырь, основанное украинцами, первоначально располагалось в низине старого русла реки Мзымты. И поэтому жители сильно страдали от лихорадки. Значительные процессы миграции населения  в Черноморской губернии были обусловлены многими причинами. В том числе и неправильным выбором мест для поселений.

Началось строительство церквей и других культовых зданий. По данным на 01.01. 1893 г., в Черноморской губернии имелось 10 часовен и молитвенных домов, 7 каменных и 6 деревянных церквей и монастырей православного вероисповедания. Однако в деле просвещения было много пробелов и проблем. В селениях, где имелись церкви, были и церковноприходские школы , в которых обучали детей Закону Божию Если в поселке проживали образованные люди, то они по собственной инициативе учили детей грамоте.

В конце ХIХ - начале ХХ века на побережье стали открываться и государственные - министерские школы и училища. По данным на 1904 год, школы функционировали в следующих населенных пунктах Красноалександровская, Лазаревка, Третья Рота, Четвертая Рота и т.д.

Крестьянским детям предоставлялась возможность учиться и в гимназиях. Так, в поселке Сочи  функционировала мужская гимназия, в которой по данным на 01.01.1916 г., из 163  учащихся (из них 119 русские) 41 человек был крестьянского сословия.

В целом на нужды народного просвещения правительство отпускало мизерные средства; немногочисленные школы побережья охватывали незначительное число детей. Следует отметить, что на развитие украинского языка определенное  влияние оказала и русификаторская политика правительства. Обучение в школах, а также ведение различного рода делопроизводства шло на русском языке, который со временем стал и языком  межнационального общения. А украинский сохранялся на бытовом уровне.

Развитие духовной культуры переселенцев происходило в условиях общей неустроенности жизни переселенцев, которая была связана со сложным социально-экономическими историческими процессами в России в конце Х1Х - начале ХХ в. Этот период развития духовной культуры переселенцев характеризуется началом внутриэтнической консолидации русских, украинцев и белорусов. Среди  них происходило сглаживание локальных этнографических особенностей (выходили из употребления диалекты и говоры, исчезали фольклорные традиции и т.д.) и формирование культурной однородности. В дальнейшем  это способствовало образованию обще восточнославянского культурного комплекса.

Предпосылки создания на Черноморском побережье общественных объединений и групп

Общественный быт крестьян в России в дореформенный период определялся двумя основными социальными факторами: общиной как исторически сложившимся социальным организмом и развивающимися капиталистическими отношениями, разрушавшими патриархальные сельские традиции. В основе сельской общины лежали земельные отношения, которые под влиянием конкретно- исторических обстоятельств развития  сформировались в определенные типы  в украинских переселенцев.

Повсеместная сельская община, где она существовала, была облечена административными функциями податного и частичного судебно-полицейского характера. Внутренняя хозяйственная, бытовая и семейная жизнь деревни обусловливалась нормами обычного права.

С развитием капиталистических отношений происходило расслоение крестьянства, и общинные традиции уходили в упадок. А переселение на новые места значительно усугубило эти процессы. Прервав связь с прежними общинами, восточнославянские переселенцы вступали в новые контакты, которые происходили в многонациональной среде. Представители разных народов, как и этнографических групп восточных славян, имели локальные особенности общинных традиций. Поэтому отношения в образовательных сельских обществах на побережье складывались по-разному. Но, несмотря на значительную трансформацию крестьянской общины, она все же сохраняла традиционное влияние на жизнь переселенцев. На сельских сходах решались важные дела, относящиеся к переделам и выделам земли, раскладке налогов, выбору старосты и пр. Из общинных традиций в некоторых местах практиковались коллективные работы, например при строительстве школ, церквей, Сохранялись и формы трудовой взаимопомощи (строительство дома, уборка урожая и т.д.), хотя они почти все утратили свое былое значение.

Происходившие в ХІХ в.  социально-экономические изменения в стране отразились и на семейном укладе. Характерным явлением этого периода были массовые разделы больших семей. Ко второй половине ХІХ в. малая семья становится типичной и доминирующей формой семьи украинских переселенцев. С изменением жизненных условий семейные обряды трансформировались и переосмысливались, выпадали отдельные их звенья, а порой забывался и весь обряд. Оторванность от привычной этнической однородной  среды обитания активизировала процессы взаимопонимания и заимствования, которые привели к постепенному сглаживанию национальных особенностей различных этнографических групп  и их культурно-бытовой интеграции. Национальная самобытность устойчиво сохранялась в семейном быту и религиозных верованиях (нормы поведения, свадебные и похоронные обряды, обычаи, праздники), а также в структуре питания. Но, к сожалению многие национальные обряды, традиции и обычаи забыты.

Конец ХІХ - начало ХХ в. явились рубежом для развития национальных культур всех групп населения. Новая среда обитания, разрыв традиционных связей, распространение урбанизационных предметов культуры вели к стиранию культурно- этнических особенностей переселенцев и, в первую очередь, в материальной культуре, активнее всего эти процессы развивались в посаде Сочи и прибрежных селениях.

Что касается украинского населения Сочи в после революционный период, то оно шло в общем  русле социальных изменений, характерных для всех народов бывшего Советского Союза. В 1926 году общая численность населения Сочи составляла 44026 человек, а в сельской местности - 29421 человек. При этом городское население насчитывало 5552 русских, 1466 украинцев и 211 человек белорусов.

В этот период можно отметить еще две волны переселения украинцев на побережье:

1) конец 20-х - начало 30- х гг. (основной поток населения был из Украины и Белоруссии в результате разразившегося там голода);

2) конец 40-х - начало 50-х гг. (основной поток населения - из разорванных войной  областей);

3) середина 70-х - 80-е гг. ( активные миграционные процессы жителей Кубани, других регионов Украины).

По переписи 1989 года в Сочи (все население 361.2 тыс. чел.) проживали 21.9 тыс. человек украинцев.

Культурно-бытовая  интеграция, начавшаяся более века назад, в определенной степени отразилась и на современном состоянии всего  восточнославянского населения побережья, в том числе и украинцев.

Начало 90- годов характеризуется всплеском интереса в обществе к истории большой и малой родины, к своим корням, быту, традициям и обычаям. Это период создания национальных обществ: Адыгэ-Хасэ (общественный парламент) причерноморских адыгов-шапсугов; армянского общества "Севан"; греческого "Эос"; казачьего общества.

Украинский культурный центр города Сочи

В 1991 году в Сочи была создана общественная организация "Украинский культурный центр". Центр создан для удовлетворения духовных и культурных потребностей украинцев, проживающих в городе Сочи  и Краснодарском крае. Достижения  взаимопонимания между народами, защиты  социальных и культурных прав членов Центра. Основными задачами Центра являются: возрождение и развитие украинского языка и культуры в г. Сочи и Краснодарском крае; всестороннее изучение истории Украины и украинского народа; знакомство с общественными, культурными и политическими событиями в Украине; осуществление благотворительной деятельности.

Членство в Центре - фиксированное. На 1 мая 1994 года Центр насчитывал 107 членов. В т.ч. 70 мужчин, и 37 женщин. Центр существует исключительно за счет членских взносов своего помещения Центр не имеет, библиотека временно располагается в служебном помещении членов Центра.

Члены центра  совместно проводят праздники, совещания, встречи с земляками с разных уголков мира. Состоялись творческие встречи  с творческими коллективами из Львова, Ивано-Франковска, Киева.

Особенно празднично и торжественно отмечаются праздники, посвященные памяти Тараса Шевченко, Леси Украинки.

Центр национальных культур

Создание общественных  национальных обществ послужило поводом рождению принципиально новых форм работы в учреждениях культуры Лазаревского района города Сочи. Лазаревский район очень многонациональный по составу. В нем проживают представители более 20 национальностей. Сегодня здесь соседствуют армянские русские  и украинские села, аулы причерноморских адыгов - шапсугов  и греческие поселения. Исходя из особенностей  многонационального населения, проживающего в данном районе, одним из основных направлений в работе Лазаревского Дворца культуры всегда было интернациональное воспитание, развитие глубоко нравственных основ согласия, мира и дружбы между представителями всех национальностей.

Активизировали свою работу и национальные творческие коллективы района: адыгского танца; армянского ансамбля музыки, песни и танца;

Значительным событием в культурной жизни района стало рождение в 1990 году ансамбля казачьей песни и танца, который за короткие сроки стал лауреатом городского и победителем краевых смотров- конкурсов самодеятельного народного творчества.

В начале 90-х годов в поселке Лазаревское стали проводиться Дни национальных культур народов, населяющих Черноморское побережье.

В Днях культур принимали участие, как лазаревские творческие коллективы, так и  приглашенные гостевые коллективы. Это были праздники адыгской, армянской, греческой, славянской культур.

По инициативе Лазаревского отдела культуры и при поддержке управления культуры города Сочи Главой администрации Лазаревского района в 1993 году было принято постановление "О создании центров национальных культур на базе сельских учреждений культуры района".

Согласно этому Постановлению были созданы:

1) Адыгский культурный центр на базе сельского Дома культуры поселка Шхафит;

2) Казачий культурный центр на базе сельского клуба поселка Алексеевка;

3) Русский культурный центр на базе сельского клуба села Марьино;

4) Греческий культурный центр на базе сельского клуба поселка Вишневка;

5) Армянский культурный центр на базе сельского Дома культуры села Волковка.

Финансирование центров национальных культур предусматривалось в пределах ассигнований, утвержденных в бюджете на культурно- просветительные учреждения. 30.03.94 г.  за № 155 вышло Постановление администрации Лазаревского района г. Сочи "О преобразовании Лазаревского районного Дворца культуры в Центр национальных культур». Было создано 5 национальных культурных центров с филиалами на территории района.

Целью принятого решения было стремление объединить людей разных национальностей в одном большом Доме, при этом дать возможность им самостоятельно решать  свои вопросы национальные вопросы, возрождать и развивать свою культуру, привлекать специалистов, создавать коллективы народного творчества. Каждый из центров имеет свое штатное расписание. Здесь есть свой директор, заместитель директора, художественный руководитель, творческие работники. На базе Лазаревского районного Центра национальных культур каждому центру выделены отдельные помещения, которые оформлены в национальных традициях.

Обстановка на Кавказе с начала 90-х годов  была крайне напряженной. В соседней Абхазии продолжался межнациональный конфликт, по ту сторону гор шла чеченская война. Сохранить мир и согласие народов, живущих в  Сочи, было задачей первостепенной важности. В Лазаревском убеждены, что культура, творчество  народов разных национальностей, населяющих курорт, способны отвести угрозу миру, поддержать и укрепить его.

Центр украинской культуры

Живущие в городе Сочи украинцы начала 90-х годов уже почти забыли  родной язык, не пели чудных, нежных, задушевных народных песен, не играли в национальные игры. И всколыхнулась в душе украинцев-переселенцев ностальгия. Встрепенулся и расправил плечи задорный украинский нрав. Над землей показался маленький росток, потянулся к солнышку, окреп и вырос в Центр украинской культуры.

В целях сохранения и развития украинской национальной культуры и искусства, создания условий для формирования и реализации творческого потенциала каждой нации, в т.ч. украинцев, учитывая ходатайство украинского культурного центра города Сочи и письменную просьбу заведующего отделом культуры администрации Лазаревского района приказом за № 194-П от 14 августа 1995 года был открыт в пределах планового финансирования Центр украинской культуры на базе Лазаревского районного Центра национальных культур.

Основными целями деятельности Центра являются:

-          развитие культурной деятельности на территории Лазаревского района,

-          удовлетворение культурных потребностей населения района в работах и услугах в области культуры в различных видах и формах;

-          удовлетворение национально-культурных потребностей населения района в работах и услугах в области культуры и искусства в различных формах и видах.

Среди поставленных задач  было развитие и поддержка украинской культуры и искусства; изучение, пропаганда и содействие сохранению и развитию всех видов и жанров самодеятельного народного творчества, повышение исполнительского мастерства, творческого уровня  участников художественной самодеятельности, мастеров народного прикладного искусства; организация, развитие разнообразных форм культурно - просветительной деятельности; организация, развитие форм досуга населения района.

Для достижения уставных целей Центр осуществляет следующие виды основной деятельности: анализ состояния и тенденций развития народной культуры, народного творчества, отдельных его видов и жанров; создание и организация работы кружков, коллективов, студий, любительских объединений, и других клубных формирований по различным направлениям деятельности в зависимости от запросов населения; подготовка и проведение Дней украинской культуры, фестивалей, смотров-конкурсов, семинаров и творческих лабораторий, вечеров, театральных представлений, обрядовых действ, танцевально-развлекательных, литературных, художественных, выставочных, концертных, экскурсионных, игровых программ, тематических праздников, торжественных поздравлений, карнавалов,  детских утренников, семейных праздников,  ритуалов, дискотек, диско-клубов, ярмарок, выставок- продаж, спектаклей и других форм культурно - досуговой деятельности; разнообразные  платные досуговые мероприятия и программы; проводит занятия по освоению различными группами населения начальных навыков и основ досуговой культуры, самодеятельного народного творчества, традиционной культуры, художественных промыслов и ремесел, любительского искусства и другое; участвует в разработке и внедрении в практику целевых  городских, краевых, федеральных программ по возрождению и развитию народного творчества; создает рекламные, информационные, музыкальные программы и видеосюжеты.

Центр украинской культуры располагается в специально  оформленным помещении, имеет свои штаты, оборудование. В Центре  работают творческие и народные коллективы, кружки, студии, любительские  объединения и клубы по интересам  передвижное клубное учреждение.

Руководит деятельностью Центров директор, назначаемый и увольняемый генеральным директором Центра национальных культур.

Сельский Дом культуры пос. Мамедова Шель - филиал Центра украинской культуры (распоряжение администрации Лазаревского района Сочи №703-Р от 29.12.1998). Руководит филиалом сельским Домом культуры директор, назначаемый и увольняемый генеральным директором Центра национальных культур, по представлению директора Центра украинской культуры.

Народные творческие коллективы Центра: руководят коллективами творческие работники, прием и увольнение осуществляет директор Центра.

Передвижное клубное учреждение (ПКУ) - филиал Центра (распоряжение №703-Р от 29.12.1998).

Руководят его работой ведущие методисты, в ПКУ работают специалисты творческих профессий, назначаемые и увольняемые  директором Центра.

Международные культурные связи и внешнеэкономическая деятельность являются важной составной частью работы Центра. Данная деятельность осуществляется  как на основе планирования, так и путем прямых договоров с иностранными культурными центрами, национальными культурными автономиями, союзами, министерствами и ведомствами, странами Ближнего и Дальнего Зарубежья. Культурные и экономические связи осуществляются на принципах взаимовыгодности и равноправия.

Основными формами развития этих связей являются подготовка и реализация целевых  программ, Дней национальных культур, выставок, ярмарок. Разработка и реализация культурно-национальных программ, проведение учебы кадров, семинаров, лабораторий, осуществление обмена опытом и творческими коллективами, рекламно-информационными и издательскими работами, а также создание совместных союзов, ассоциаций по вопросам развития, сохранения  и поддержки деятельности Центров национальных культур. Порядок создания совместных союзов, ассоциаций и других учреждений определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

Деятельность Центра украинской культуры

Центр располагает четырьмя помещениями - приемной, кабинетом директора, гостиной и костюмерной. Открывая двери центра украинской культуры, попадаешь в атмосферу украинского дома. Светлая праздничная настенная роспись, которая отражается в зеркальных окнах противоположной стены, имитирующей украинскую хату: маленькие окошки, соломенная крыша. Стены расписаны украинским цветочным орнаментом и фрагментами обрядовых действ: "Зеленых святок", "Ивана Купала", праздничного гуляния. Оформление гостиной и прихожей выполнено художниками В. Астафьевым и членом Союза художников России Андреем Войцещуком. Гостиная имеет вид просторной комнаты с печью, иконами, скамьями, рушниками, предметами быта: старинной посудой, ухватом, коромыслом. Национальный колорит придают старинные народные музыкальные инструменты: най, сопилки, лира, бандуры и старинные женские костюмы конца XVIII в., привезенные из Киевской и Полтавской областей.

Деревянная люстра сделана в виде колеса - символа солнца, символа вечности. Украшением центра является выставка работ участников народной студии декоративно-прикладного мастерства. Это керамические тарелки с украинским орнаментом, писанки и куклы в национальных костюмах. Выделено место для подарков - иконы Почаевской божьей матери (дар Центра культурных исследований г. Киева), Волынской божьей матери (дар мэра г. Луцка), рушник (подарок автора, народного мастера вышивки с Волынской области Ивана Покиданца), «Энциклопедия украинской музыки» в 6 томах и более 100 книг по культуре и искусству Украины (Львов). В центре много книг по культуре и быту украинского народа, богатый нотный материал, учебники по изучению украинского языка. Центр располагает 2 комплектами женских и мужских костюмов, из музыкальных инструментов есть рояль, баян, бандуры, цымбалы, сопилки, ударные инструменты.

Основная цель деятельности центра - изучение и сохранение, развитие и популяризация традиционной культуры и быта украинцев, проживающих на Черноморском побережье Кавказа. Несмотря на длительное пребывание в многонациональной среде, украинцам удалось (хоть и в незначительной степени) сохранить отдельные традиционные элементы культуры. Почти 90% участвующих в работе центра являются представителями украинской национальности.

Центр украинской культуры в своей работе уделяет значительное внимание сотрудничеству с общественными организациями, постоянно контактируя с ними Это - Всемирная общественная организация "Украина-Свiт" (Киев), Объединение украинцев России (Москва), организации отдельных городов Украины (Луцк, Полтава, Чернигов и России (Ростов-на-Дону, Краснодар, Самара и др.). Подписан договор о сотрудничестве с Культурным центром Украины в Москве.

Важное место в деятельности центра занимает исследовательская и учебно-методическая работа. Значительную помощь в этом оказывает Центр культурных исследований г. Киева. Изучается история, культура и быт украинцев, их обычаи и традиции. Собран огромный материал по народным обрядам и праздникам, богатейший нотный материал. Тщательно изучается песенный фольклор. Слушателей, в том числе и специалистов-знатоков, всегда удивляет, что в своем пении артисты театра "Покуть" почти на генетическом уровне сохранили истинно народную манеру и звукоподачу песенной мелодии.

Большая работа в центре ведется по сохранению традиционных народных промыслов. В студии декоративно-прикладного мастерства знакомятся с основными видами народного украинского творчества: вышивка, гончарство, писанкарство. Планируется на базе центра украинской культуры создать школу ремесел и промыслов.

Специалисты центра постоянно повышают свой профессиональный уровень, участвуя в различных семинарах, стажировках, мероприятиях по обмену опытом, творческих лабораториях как в России, так и на Украине.

Летом 1999 года в Москве при поддержке министерств культуры России и Украины, министерства по делам национальностей посольства Украины в Москве, правления Объединения российских украинцев, ученых двух стран состоялся "rруглый стол" по проблемам сохранения и развития украинской культуры и искусства в России. Итогом дискуссии стало единогласное решение о включении в федеральную программу поддержки украинской культуры в России проведения на базе Лазаревского центра украинской культуры научно-творческой лаборатории с проблемой своевременной и актуальной для изучения - "Традиционная культура украинцев в России". Тема не только из области культуры, в ней просматривается и политический мотив содружества наших братских народов.

На базе Центра украинской культуры работают такие творческие коллективы, как ансамбль украинской песни "Покуть", детский фольклорный ансамбль "Рушничок", мужской вокальный ансамбль "Явир", студия декоративно-прикладного мастерства, вокальная группа и другие.

Ведущим творческим колективом является Народный ансамбль украинской песни "Покуть" (художественный руководитель Николай Воропай).

Отличительной чертой его деятельности стало проведение праздников и театрализованных представлений с применением народных обрядов и игрищ. Все работы этого коллектива созданы на основе фольклорного материала. В репертуаре ансамбля "Покуть" спектакли "Вернулись казаки с похода", "Риздвяни святки", "На Ивана на Купало", "Ой, завью венки", "Водиння куста", несколько концертных программ, куда вошли украинские народные песни и танцы. Активная работа коллективом ведется по возрождению и пропаганде народных праздников. Ежегодно проводятся праздники Рождества, Троицы, Пасхи. Коллектив "Покуть" ведет большую концертную деятельность в районе. Часто выступает на предприятиях, в здравницах, сельских Домах культуры. Постоянный участник районных, городских и краевых праздничных мероприятий. Победитель и лауреат различных конкурсов и фестивалей: "Покуть" (Харьков,1996); "Коляда" (Ровно,1997), "Зимняя фантазия" (Полтава, 1997), "Берегиня" (Луцк, 1998 г.), "Кордони наши вкаже писня" (Киев,1999), Всероссийский фестиваль "Казачий круг" (Москва, 1999).

С гастролями ансамбль "Покуть" побывал в Польше (1995 г.), Полтавской и Ровенской областях (1997), в Луцкой области (1996).

Важным событием отмечен 1999 год - состоялась презентация Центра украинской культуры в Москве. Затем были творческий отчет в государственном Доме учителя в Киеве (2004), участие во Всероссийском фестивале украинской культуры им. Александра Кошица в Москве (2006), участие в Международном фестивале украинского фольклора "Берегиня" в Луцке (2007).

Образцовый детский фольклорный ансамбль "Рушничок" художественный руководитель Галина Москвичева) - создан при центре в 1996 году, в1999 году получил звание "образцовый". Занимаются в нем дети и подростки от 8 до 15 лет. За время своего существования "Рушничок" подготовил концертные программы и обрядовые действа "Веснянки", "Коляда", "Вулыця", "Риздво Хрыстово", " На Ивана, на Купала", "Дивыч-вечир".

Участники ансамбля "Рушничок" постоянные гости Лазаревских школ и детских садов. Своими выступлениями они знакомят юных зрителей с украинским народным творчеством. Несмотря на свой малый возраст коллектив ансамбля "Рушничок" лауреат краевых фольклорных фестивалей "Кубанский казачок" (1998, 1999, 2000, 2002, 2004), международного Фестиваля "Море дружбы - 98". Принимал участие в презентации центра украинской культуры в Москве (1999), в Днях украинской культуры (Геленджик, 2000г.).

Коллективы "Покуть", "Рушничок" и "Явир" отличаются высоким профессионализмом и мастерством. Вот что сказал после концерта творческих коллективов центра украинской культуры в Москве, советник по культуре и образованию посольства Украины в России Юрий Сердюк: "Отточенное мастерство, ярчайший артистизм и неподдельная душевность в сочетании с высокой исполнительской культурой, виртуозным владением голосом, пластикой стали настоящим открытием не только для меня, но и для всех, кто имел счастье находиться в зале. Я даже подозревать не мог, что неизвестные ни мне, ни многим из нас артисты из маленького черноморского Лазаревского так дерзко талантливы! Это открытие, с которым нужно обязательно познакомить других и в России, и на Украине".

Центр украинской культуры всегда старается быть в курсе всех политических, общественных и творческих событий, происходящих в России и на Украине. Руководство центра принимает участие в общественно-политических мероприятиях различного уровня:

- Всемирный конгресс украинцев (Киев,1997);

- Конгресс украинцев России (Москва, 1998),

- Встреча украинской диаспоры в России с президентом Украины Леонидом Кучмой (Москва, 1999);

- Конференция руководителей украинских общественных организаций России (Москва, 2000).

Сотрудниками центра создан короткометражный фильм "Украинцы в Сочи".

Для сохранения и развития культуры украинцев, проживающих в городе Сочи, специалистами центра были разработаны и заявлены программы на участие в федеральных и краевых целевых программах государственной поддержки украинской культуры в России:

-          "Экспериментальная лаборатория традиционной культуры украинцев России",

-          "Дни украинской культуры и искусства в городе Сочи",

-          "Создание школы ремесел и промыслов" Краснодарского края.

Центр ведет большую работу по сбору этнографического материала и является хранителем ценнейших предметов старины - национальные женские костюмы и сорочки конца Х1Х века, традиционные музыкальные инструменты (лира, цымбалы, бандура, сопилки), большая коллекция рушников работы конца Х1Х - начала ХХ века.

Работа на базе Центра "Экспериментальной лаборатории традиционной культуры украинцев России"

Инициатором создания такого семинара - лаборатории выступили Лазаревский Центр украинской культуры и искусства, Федеральная национально- культурная автономия "Украинцы России". Среди тех, кому принадлежала идея создания экспериментальной лаборатории, хотелось бы назвать ныне ушедших из жизни директора Киевского Центра культурных исследований Владимира Петровича Подкопаева, председателя Объединения Украинцев России, председателя ФНКА "Украинцы России" Александра Алексеевича Руденко-Десняка, известного украинского этнографа- фольклориста Василия Тимофеевича Скуратовского.

Основная цель проекта - объединить усилия украинцев России в деле сохранения и развития традиционной культуры украинского народа. Проект позволит расширить межрегиональные культурные связи и будет, способствовать обмену опытом творческих коллективов украинцев России.

Важной задачей проекта является восстановление, укрепление и развитие культурных связей РФ и Украины. Только совместными усилиями соответствующих организаций России и Украины можно решать проблемы сохранения и развития традиционной культуры российских украинцев.

На фоне современных политических и социально-экономических процессов, происходящих в России и Украине, народное художественное творчество выполняет исключительно важную функцию сохранения социокультурного пространства. В настоящем проекте выделяется следующие направления деятельности: научно-исследовательское, учебно-методическое, информационное, просветительское.

Долгосрочный проект "Экспериментальная лаборатория традиционной культуры украинцев России" рассчитан на 5 лет. Каждый год предусмотрена работа по определенным направлениям: 2001 год - "Этнография и фольклор", "Украинские народные музыкальные инструменты";

2002 год - "Украинская народная вокальная культура";

2003 год - "Украинские народные танцы";

2004 год - "Дети и традиционная культура";

2005 год - "Традиционные украинские промыслы и ремесла".

Программа лаборатории получила одобрение и финансовую поддержку со стороны Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Украины управления культуры администрации города Сочи, департамента культуры Краснодарского края, администрации Лазаревского района города Сочи,  отдела культуры администрации Лазаревского района, общества украинской культуры Кубани.

Прошедшие занятия экспериментальной лаборатории (2001-2006) показали, что есть возможность найти современные методы активизации работы по сохранению и развитию богатой, складывающейся усилиями многих поколений культуры украинцев России. Занятия лаборатории проходят  в непринужденной и доброй атмосфере, способствуют раскрытию потенциала творческих коллективов. Повышение уровня профессиональной подготовки их руководителей. Расширяются культурные связи и между регионами России, и между РФ и Украиной.

Активными участниками творческих встреч стали руководители коллективов и общественных украинских организаций Краснодарского края, из городов других регионов Российской Федерации - Омска, Санкт-Петербурга, Воронежа. Омска, Новосибирска, Твери, Мурманска, Петрозаводска, Уфы, Сургута, Владикавказа, а из стран ближнего и дальнего Зарубежья – из Белоруссии, Приднестровской Молдавской республики, Польши. А также те, кто  интересуется культурой украинского народа независимо от национальной принадлежности - преподаватели общеобразовательных школ и школ искусств, руководители кружков детского творчества, жители и гости города- курорта Сочи.

За годы работы лаборатории (2001-2006) приняли участие почетные гости:

-          начальник отдела этнокультурных программ и регионального сотрудничества Министерства культуры РФ Владимир Смирнов;

-          консультант украинского МИД по работе с диаспорой Станислав Лазебник;  

-          председатель ФНКА "Украинцы России" Александр Руденко-Десняк;  

-          Генеральный консул Украины в Ростове-на-Дону, Чрезвычайный полномочный посланник Петр Андриенко,  

-          главный специалист отдела по вопросам культуры украинской диаспоры Министерства культуры Украины Олег Рожок,  

-          председатель  Украинского культурного общества "Кубань" Николай Сергиенко;  

-          первый заместитель городского главы города Луцка Святослав Кравчук;  

-          начальник отдела культуры администрации Лазаревского района города Сочи Крикор Мазлумян.

Занятия лаборатории проходили по секциям, которыми руководили специалисты с Украины. Творческие коллективы  и их руководители пополнили свои профессиональные знания и, безусловно, получили заряд положительных эмоций, работая со специалистами столь высокого уровня такими как главный редактор журнала "Берегиня", член Союза писателей Украины В.Скуратовский, режиссер Министерства культуры Украины В. Вовкун, кобзарь- лирник, солист Черниговской филармонии, заслуженный артист Украины В. Нечепа, профессор Киевского национального университета культуры и искусства, художественный  руководитель народного ансамбля  песни и танца "Дарнычанка" П. Андрийчук, старший научный сотрудник Института искусствоведения фольклористики и этнографии НАН Украины Н. Дмитренко, народный мастер бисерного искусства Л. Бодачевкая.

С созданием лаборатории активизировались творческие взаимоотношения между учреждениями культуры Украины и Лазаревским Центром украинской культуры. Надежными друзьями и помощниками стали такие как: ансамбль народной музыки "Днипро" (художественный руководитель О. Кулик), государственный академический украинского фольклора "Берегиня" (художественный руководитель Н. Буравский), образцовый хореографический ансамбль "Волыняночка" (руководитель О. Козачук), фольклорно-этнографический ансамбль "Родына" Волынского государственного училища культуры и искусств (руководители И. Хмилевская и С. Илюшик), ансамбль песни и танца "Лтава" Полтавской областной филармонии (рук. П. Бакланов) и многие другие. Дни работы лаборатории, а длится она обычно неделю, пролетали быстро.

Работа лаборатории одновременно проходит и на базе школ искусств пос. Лазаревское, где проходят практические занятия  по гончарному и бисерному искусству. Наряду с практическими занятиями по видам и жанрам народного творчества большое внимание уделяется  и методической работе (составление различных программ культурного развития, написание сценариев, ведение документации).

Подводя итоги, на круглом столе, все участники высказывались за необходимость продолжения таких встреч. Способных принести огромную пользу творческим коллективам украинцев России. Очень актуальна проблема взаимодействия с государственными учреждениями культуры Украины и оказания финансовой и кадровой поддержки энтузиастам украинской культуры на российской земле.

Финансирование мероприятий лаборатории осуществлялось согласно утверждаемой ежегодно заявки на участие в Федеральной программе "Культура России. 2001-2005 гг."

Перспективы и пути дальнейшего развития деятельности Центра украинской культуры

Безусловно, украинская культура еще долго не сможет занять такое же исключительное место в создании россиян, как российская - в создании украинцев, однако Центр призван способствовать тому, чтобы у россиян была правдивая информация об украинской  истории и культуре. Украинские культурно-информационные центры должны представить миру как можно более широкий спектр культурных программ, которые высветят все грани украинской культуры - от исторических "сокровищ" до образцов современного искусства.

Отдавая предпочтение национальному, центры не должны ограничиваться исключительно,  украинской тематикой, а приглашать к сотрудничеству представителей науки, культуры, духовных деятелей национальных меньшинств, проживающих в Украине,  также деятелей культуры, науки из других стран. Центры должны провозгласить свою открытость для разных художественных направлений, видов искусства,  стилей, жанров - как фактор, символ открытости Украины для плодотворного сотрудничества и гуманистического общения, как показатель плодотворного функционирования в контексте современного развития культуры.

Украинская история и культура "творились" не только в рамках географических границ современной Украины, в российских и европейских городах существует огромное количество архивных материалов, которые в большинстве своем не обработаны и не изучены. Способствуя хотя бы частичному изучению и публикации этих архивных сокровищ, украинские культурные центры в сотрудничестве с научными и общественными организациями диаспоры, могли бы сделать реальный вклад в дело изучения украинской истории и культуры, а также изменения представлений об украинстве и его месте в современной цивилизации.

Деятельность национально-культурных центров, общественных объединений, экспериментальных творческих лабораторий по возрождению национальных языков, традиций  и культуры народов, проживающих на Черноморском побережье Кавказа. Высоко значимо не только для самих этих народов, но и народов проживающих рядом, так как взаимопроникновение культур способствует их обогащению, повышению духовности, расширению знаний о различных народах, а значит, делает их понятнее и ближе.

Уверены, что деятельность центров национальных культур в местах  компактного проживания, и в дальнейшем будет служить укреплению межнационального согласия, мира и дружбы между представителями всех народов.

Традиционная культура особенно ценна в деле воспитания молодого поколения, поскольку в ней, от исторической памяти до красот народного искусства, составляет важную духовную опору для формирования личности и самобытного национального сознания.

Вовлечение подрастающего поколения в процесс возрождения традиционной культуры в некоторой степени позволит уберечь молодежь от негативных явлений современной жизни.

Традиционная культура должна оставаться живой связующей нитью между поколениями; она сравнима с древом жизни, объединяющим прошлое, настоящее и будущее.

"Хоть наш народ и умеет ходить за плугом, быть "гречкосеем" - говорят украинцы, - но в его жилах течет кровь и великого воина Святослава, отважного и решительного Даниила Галицкого, неустрашимого казака Северина Наливайка, смелого рыцаря гетмана Петра Сагайдачного, славного полководца Богдана Хмельницкого, державных мужей Ивана Мазепы и Петра Дорошенко, а так же великих поэтов - Тараса Шевченко и Леси Украинки".

Татьяна ТЕЛЕЙКО,

ведущий методист Центра украинской культуры

МУК г. Сочи " Лазаревский РЦНК";

Анна ГНИДЕНКО,

директор Центра украинской культуры,

заслуженный работник культуры Украины и Кубани,

МУК г. Сочи " Лазаревский РЦНК" г. Сочи

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.">Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Директор Центру заслужений працівник культури України і Кубані Ганна Гніденко

Божниця в Лазаревському Центрі української культури

Центр національних  культур у Лазаревському

Тут українці живуть під пальмами

Народний ансамбль української пісні  Покуть

Зразковий  фольклорний ансамбль Рушничок

Ансамбль Явір

Юні лазаревські бандуристки

На світлинах: Лазаревський Центр української культури. Директор Центру заслужений працівник культури України і Кубані Ганна Гніденко. Божниця в Лазаревському Центрі української культури. Центр національних  культур у Лазаревському. Тут українці живуть під пальмами. Народний ансамбль української пісні “Покуть”. Зразковий  фольклорний ансамбль “Рушничок”. Ансамбль “Явір”. Юні лазаревські бандуристки.

Фото з архіву Лазаревського Центру української культури та Дмитра Бондаренка (жовтень 2007).

Список литературы:

1. Антюнюк В.Г. Административно-территориальное устройство Сочи 1866-2000 гг.,//  Сб. ст. "Сочи в прошлом и настоящем", Изд-во "Черноморская здравница", 2000 -Сочи  с. 28-38.

2. Антонюк В.Г. Присоединение Черноморского побережья Кавказа к России 1829-1864гг.// Сб. ст. "Сочи в прошлом и настоящем", Изд-во "Черноморская здравница", 2000 – Сочи, с. 39-52.

3. Половинкина.Т.В. Переселенческое движение в Сочинский округ в конце Х1Х - начале ХХ в. //Сб. ст. "Сочи в прошлом и настоящем", Изд-во "Черноморская здравница", 2000- Сочи с. 63-84.

4. Телелейко Т.М. Из истории и этнографии русских, украинских и белорусских переселенцев на Черноморское побережье Кавказа. Вторая половина Х1Х-начало ХХ в // Сб.ст. "Сочи в прошлом и настоящем", Изд-во "Черноморская здравница", 2000-Сочи с. 92-104.

5. Дзюба І. Кілька слів про культуру// Українська культура № 6 - К., 1992. - с. 16.

6. Грушевський М. С. Освобождение России и украинский вопрос.- Спб., 1907., с. 12-41.

7. Державна програма "Українська діаспора на період до 2000 року"/Постанова Кабінету Міністрів України від 22.01.96р. № 119. - Мін-во культури України. - ф. 5116, оп. 3, сп. 202. - 17с.

8. Культурна політика: методичні, правові, економічні проблеми/ Зб. наук. праць/ Під ред. О.А. Гриценка; Укр. центр культ. досліджень. - К., 1995. - 64с.

Додаткові матеріали:

Информация участникам «Экспериментальной лаборатории традиционной культуры украинцев России»

Уважаемые господа! Со следующего, 2004 года, Центром украинской культуры и искусства Лазаревского района г. Сочи (Россия) и Государственной академией руководящих кадров культуры и искусства г. Киева (ГАРККиИ) планируется создание совместной программы по обучению, стажировке, проведению лабораторных занятий для представителей культуры и искусства украинской диаспоры в России.

Занятия будут проходить на базе аудиторного фонда Государственной академии руководящих кадров культуры и искусства г. Киева на территории памятника культуры мирового значения и одного из главных святынь православного христианства Киево-Печерской Лавры.

Программу планируется провести в апреле 2004 г. (время уточняется)

Количество дней – 7; количество часов – 36; количество участников – до 40.

Участники программы обеспечиваются:

бесплатным проживанием в общежитии ГАРККиИ на время проведения программы; недорогим питанием в столовой академии;

аудиторным фондом для проведения лекционных, практических занятий, репетиций и концертов;

высококвалифицированными преподавателями;

посещением творческих коллективов г. Киева по профилю соответствующих секций;

культурной программой;

бесплатным транспортом для доставки в места стажировки и культурных мероприятий.

Предлагается работа следующих секций:

  1. народная вокальная культура Украины;
  2. академическое хоровое пение Украины;
  3. детское музыкальное воспитание в Украине;
  4. декоративно-прикладное искусство
  5. этнография и фольклор.

В процессе проведения программы участникам будут предложены мастер-классы выдающихся представителей украинской культуры и искусства, лекции и практические занятия, посещение профессиональных, любительских и народных творческих коллективов. Вы познакомитесь с достижениями и проблемами украинской культуры и искусства в последнее время, узнаете новинки методики музыкального воспитания и преподавания, обогатитесь репертуаром, приобретете нотный, методический, репертуарный, теоретический аудио- и видео- материал.

Заявки просим подавать в Центр украинской культуры и искусства Лазаревского района г. Сочи.

Срок подачи заявок – до 1 апреля 2004 г.

Від редакції: Цим великим матеріалом – статтею про українців міста Сочі, що простягається на 145 кілометрів по Чорноморському узбережжю Кавказу, надісланим за нашою пропозицією в редакцію сайту пані Ганною Олексіївною Гніденко, ми сьогодні відкрили на сайті “Кобза-Українці Росії” нову рубрику – “Лазаревський центр української культури”. Виділили окрему Інтернет-сторінку для цього підрозділу Центру національних культур райцентру Лазаревське, бо вважаємо його діяльність дуже важливою для всієї української діаспори Російської Федерації. До того ж, на сьогодні цей Центр в селищі Лазаревське міста Сочі Краснодарського краю разом з Бібліотекою української літератури в Москві – це всього дві державні установи української культури в Росії. Надіємось на подальше плідне співробітництво з колективом Лазаревского Центру української культури для пропаганди серед російського і світового українства багатогранної діяльності і творчих надбань його подвижників.

Андрій Бондаренко,

головний редактор сайту “Кобза-Українці Росії”.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка