lessphp error: variable @inputHeight is undefined: failed at ` margin-bottom: 10px;` /home/kobzaua/kobza.com.ua/www/templates/kobza/less/template.less on line 132 «И сердцем я навеки Ваш»
Друк
Розділ: Національний культурний центр України в Москві

Так назвал свой творческий вечер встречи в Культурном центре Украины в Москве с украинцами, живущими в России, театральный маг и Маэстро из Львова

Уукраинец, где бы он ни был, независимо от того места, где находится – он украинец. Самое главное для украинца, что его земля - внутри, в сердце

 Роман Виктюк 

Задолго до начала мероприятия зал был переполнен. Все, кто любит Романа Григорьевича Виктюка, стремились занять места в первых рядах, чтобы видеть поближе лицо Маэстро, когда он священнодействует, просто рассказывая о себе, о людях, которые ого окружали и окружают, о времени, воплощенном в театральных постановках. А сколько их было? Выступавший с вступительным словом генеральный директор центра Владимир Мельниченко назвал 120 спектаклей. Маэстро бросил реплику: «Больше!» И тогда выступающий, подхватив эстафету магии цифр, сказал: «Роман Григорьевич поставил несколько сотен спектаклей и столько же поставит еще»…

Но начал бы я рассказ о вечере с цитирования пригласительного билета, который обещал встречу с незабываемым и неповторимым: «Впервые! Мастер и его ученики в спектакле «Старинные русские водевили. Маэстро говорит – мы слушаем. Мы спрашиваем – Маэстро отвечает». И как говорил Виктюк! А сколько интересного рассказал из своего «сундука неувядаемой памяти»! Порой казалось, что аудитория присутствует на заседании знаменитой телепередачи «Блеф-клуб», где нужно угадать: правду говорит выступающий или это игра его воображения. Но Роман Григорьевич каждый эпизод завершал словами: «Истинная правда». Но сначала прозвучали поздравления в его адрес. И тому был повод. Ведь творческий вечер проходил в рамках юбилейной программы «Роман с Москвой».

Владимир Мельниченко: «Этот год знаменательный для мастера. Его театр отмечает свое 10-летие и 70-летие своего художественного руководителя – Романа Григорьевича Виктюка. А для Культурного центра не менее важно, что мы рады видеть его в любое время, независимо от юбилейных дат. Если вы возьмете план работы центра на апрель, то 24 апреля прочтете: «В 19.00 проект «Известные украинцы в Москве». Мастер-класс (творческий вечер) заслуженного деятеля искусств России Романа Виктюка».

Естественно, мы горды тем, что такой выдающийся украинец является гостем КЦУ. Хочу акцентировать внимание на то, что мастер является лауреатом украинской театральной премии. Он работал в театрах Львова и Киева, его хорошо знают в Украине. Накануне я говорил с руководством украинского театрального союза, с Богданом Ступкой, и они передавали огромный привет Виктюку и поздравляли тех, кто будет участником его мастер-класса».

Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Российской Федерации Олег Алексеевич Демин начал свое короткое выступление словами: «Первое такое знаковое в нашем Культурном центре мероприятие с участием Романа Григорьевича пришлось на первые мои дни пребывания в Москве. Чувствовать себя «первоклассником» рядом с Вами тоже интересно. Сейчас весна, большие праздники наступили, большое событие и у нас сегодня. Вы только что с Украины, она вся цветет. Так вот пусть этот прекрасный букет, который мы Вам вручаем из изумительных чувств, будет частичкой нашей любви к Вам».

Прежде чем начну цитировать Маэстро, замечу, что на протяжении почти всего вечера художественный руководитель театра своего имени неоднократно объяснялся в любви своему любимому композитору Джузеппе Верди, автору 26 опер. Ведь в своих драматических спектаклях он часто использует его музыку. Более того, разоткровенничавшись, мастер сказал, что родился под музыку знаменитого итальянца, музыка звучала внутри него.

Аудитория услышала от Романа Григорьевича слова, которые приветствовались бурными аплодисментами: «Украинец, где бы он ни был, независимо от того места, где находится – он украинец. Самое главное для украинца, что его земля здесь (и он показал на сердце) внутри, в сердце»…

Каждый рассказ Виктюка о себе – это полный чувства юмора эпизод, в котором проявлялся характер Маэстро. Например, завершив свою учебу в Москве в ГИТИСе Роман Виктюк был направлен по распределению главным режиссером в Калининский (ныне Тверской) молодежный театр имени Ленинского комсомола. Страна готовилась отметить 100-летие со для рождения Ленина. Театр по законам времени не мог остаться в стороне. В обкоме партии спросили, что будете ставить? «Шиллера «Коварство и любовь», - услышали в ответ. Почему? «А я был в Москве и в музее «раскопал» интереснейшие высказывания Владимира Ильича в беседе с Кларой Цеткин, - сказал режиссер. - Ленин поведал ей, что мечтает, чтобы молодежь после победы революции познакомилась с этой замечательной пьесой». Спорить поостереглись, ведь сам Ленин завещал.

А дальше случилось непредвиденное. Когда спектакль увидел свет, в области находилась съемочная группа режиссера Де Сико, который снимал фильм«Подсолнухи» с Марчелло Мастрояни. Актеру было по вечерам скучновато, и он с друзьями отправился на «Коварство и любовь». И был поражен настоящей европейской постановкой с хорошо играющими актерами. Мастрояни после окончания спектакля попросил Книгу отзывов и решил оставить благодарственную запись, а сам все время повторял: «Дженио, дженио». (Что означало гениально…) Книги в театре не было. Не принято было в театрах записывать пожелания и предложения. Это был удел магазинов, парикмахерских… Чтобы не оконфузиться, нашли школьную тетрадь в клеточку, и Мастрояни сделал потрясающую запись… Когда узнали в обкоме партии, вынесли вердикт: «Если капиталистам нравится, значит там есть неконтролируемые ассоциации»… «И на мне, - рассказывал Виктюк участникам мастер-класса, - был поставлен крест… Уволили!

Шло время… Роман Григорьевич ставил в Италии один спектакль за другим. И однажды предложил к постановке «Месяц в деревне» Тургенева. Актеры подобрались преотличные. И вдруг Виктюк выдвигает предложение: «Пригласить в спектакль Мастрояни». Ему в ответ: «На его гонорары уйдет весь годовой бюджет театра». Роман Григорьевич рассказал историю, как пострадал в Калинине из-за замечательного отзыва актера. Передали историю Мастрояни. Тот сразу же согласился играть в спектакле бесплатно. Взял текст для прочтения и изучения роли… Но, увы, умер. Через какое-то время театральная и кинематографическая общественность вручала премии: Виктюку – за замечательную режиссуру, Мастрояни (вручали вдове) – за актерское искусство.

Получив премию, Виктюк рассказал на торжественной церемонии историю, с который вы, уважаемые читатели, познакомились выше. Итальянцы встали и устроили овацию…

Завершу этот материал, процитировав Маэстро, когда он был в Культурном центре: «Я был в этом доме, когда он строился. Тогда директор был человек из Ивано-Франковска. Он сказал, а я запомнил: «Мы, два украинца, закладываем этот Украинский Дом». И это была правда. Вот сколько времени я шел к этому вечеру и сегодня подумал, что опять хулиган должен быть хулиганом, детство предавать нельзя. Если в тебе уйдет мальчишество, ребенок, то тебя моментально ангелы бросят, и ты ничего не сможешь сделать»…

Вадим РАСКИН

http://www.mdn.ru/cntnt/

Роман Григорьевич Виктюк

(род. 28.10.1936)

Роман Виктюк родился во Львове в 1936 году. Еще школьником он начал проводить театральные эксперименты, привлекая к своим постановкам одноклассников. В 1956 году Виктюк окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) в Москве, после чего работал в театрах Львова, Киева, Калинина (Твери), Вильнюса и Москвы.

После постановки "Служанок" по мотивам произведений Жана Жене он стал одним из самых известных театральных режиссеров современности. В 1991 году Виктюк основал в Москве собственный Театр, который успешно гастролирует в Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиле, Югославии.

Роман Виктюк - единственный из режиссеров-иностранцев награжден международной премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии (1997 год). Он также обладатель многих российских и зарубежных театральных премий.

Всего Виктюк автор более 120 постановок. Среди самых известных - "Служанки", "Мастер и Маргарита", "Давай займемся сексом!", "Саломея" и многие другие.