Ан-70За очередным демонстративным отказом России от разрабатываемого ею же в сотрудничестве с Украиной самолета может скрываться не только политический демарш, но и нежелание или невозможность финансировать полноценное обновление собственных ВВС вообще

Россия устами главкома собственных ВВС отказывается от сотрудничества в создании нового самолета с бывшим советским КБ, чьи самолеты даже 30-летней давности хочет иметь Пентагон сейчас.

Ан-70: нежеланный, но заказанный

Российские ВВС отказываются от разрабатывавшегося совместно Россией и Украиной транспортного самолета Ан-70 нового поколения, призванного занять нишу среднего военно-транспортного самолета. Как сообщает BBCRussian, главком ВВС России Владимир Михайлов считает, что Россия не нуждается в самолетах такого класса вообще. При этом г-н Михайлов сослался на то, что самолет перешел в иную весовую категорию (из средней в тяжелую), и, самое главное, обладает невысокой эффективностью. По его словам, в сравнении с Ил-76 он проигрывает "в 2,8 раза" по целому ряду параметров - в том числе, скорости, дальности, грузоподъемности. "Просто даже несерьезно говорить об этом самолете, - отметил он. - Тем более, если учесть намерение Украины вступить в НАТО".

Г-н Михайлов отметил также, что Россия может выйти из программы создания самолета. "Сейчас стороны проговаривают такую возможность разрешения ситуации: Россия заявляет о выходе из программы, Украина возвращает нам затраченные средства, после чего выходит с этим самолетом на рынок самостоятельно", - сказал он, отметив, что Москва вложила в реализацию проекта больше, чем Киев.

Правда, только на словах. По данным пресс-секретаря научно-технического комплекса (АТНК) имени Антонова Андрея Совенко, при плановом распределении инвестиций в проект между Россией и Украиной в 72% и 28% соответственно, Россия фактически вложила лишь одну десятую суммы - 7,7%. "Видимо, памятуя о том, что, согласно выверенным сторонами данным, объем задолженности России перед украинской стороной, в частности, перед АНТК, за выполненные по проекту работы составляет 4,82 млн. долларов, Россия затягивает с выходом из программы", - предположил пресс-секретарь.

Разумеется, отказ России от самолета, не удовлетворяющего требованиям военных заказчиков, вполне разумен и обоснован, если основан на прагматичном анализе ситуации. Однако неясно, ради чего стоило приступать к реализации проекта, если небольшое изменение его характеристик делает разговор о нем "несерьезным". Очевидный политический аспект принятого решения может не лучшим образом сказаться не только на судьбе самолета.

Неприязнь к Ан-70: Аспекты проблемы

Во-первых, отказ от сотрудничества с Украиной на основании желания последней войти в НАТО естественным образом приведет Россию к сотрудничеству с теми, кто НАТО создавал и продолжает играть в нем "первую скрипку" - естественно, на куда менее привлекательных ролях. Уже сейчас ведущие разработчики авиатехники - Boeing и Airbus - активно борются друг с другом за доминирующее положение в России, что может привести к превращению российских предприятий в придаток западных, но не наоборот.

Во-вторых, по мнению экспертов, недостатки Ан-70 вызваны не столько изначально присущими ему пороками, сколько недоведенностью конструкции и разночтениями в понимании характеристик тех или иных классов самолетов что во многом обусловлено скудным финансированием разработки.

В-третьих, бывшее советское КБ им. Антонова является не простым партнером, но одним из лучших в мире разработчиков современных военно-транспортных машин. Самолет Ан-72, разработанный в КБ им. Антонова еще в 1970-е годы, планируется предложить на конкурс в качестве перспективного среднего военно-транспортного самолета для Пентагона. В то время как старый самолет украинского КБ того же класса по-прежнему влечет экспертов Пентагона, Россия отказывается от куда более современного и перспективного транспортника, разрабатываемого тем же КБ с учетом реалий новой эпохи.

Это может не просто оставить страну без транспортной авиации вообще после того, как выработают свой ресурс Ил-76, доставшиеся России в массе своей в наследство от СССР. Становится очевидным, что в технической политике обновления российских ВВС инженерный прагматизм играет неизвестно какую, но заведомо не определяющую роль.

В-четвертых, возможно, слова г-на Михайлова не отражают позиции России и являются оговоркой - они уже не первый раз изумляют экспертов. Так, 30 марта этого года на встрече с зарубежными атташе, сообщает Avia.ru, он объявил о том, что "на днях" ВВС России получат на вооружение новые бомбардировщики Ту-160 - то есть, как минимум несколько. Слова г-на Михайлова потрясли специалистов в тот же день - даже в официальном сообщении пресс-службы ВВС говорится, что на 2006 год запланирована поставка всего одного нового бомбардировщика Ту-160. Возможно, потенциально нужный ВВС России Ан-70 стал жертвой риторики. И в этом случае жертвой риторики может пасть и ее военная мощь, и за ней - страна вообще.

Ан-70: винтовентиляторное поколение

Самолет Ан-70, по данным АНТК им. Антонова, принадлежит к новому поколению средних военно-транспортных самолетов короткого взлета и посадки. Ан-70 может перевозить практически всю номенклатуру армейского вооружения и военной техники общей массой 35-47 т на дальность 3000-5100 км с крейсерской скоростью 700-750 км/ч, воздушное десантирование личного состава и техники, в том числе моногрузов массой до 21 т с больших и малых высот, а также перевозку 300 солдат с штатным вооружением и эвакуацию 206 раненых. Максимальная дальность полета - 8000 км. В зависимости от способа применения и взлетной массы, Ан-70 обеспечивает возможность эксплуатации как с бетонных ВПП длиной 1550-1800 м с невысокой прочностью покрытия, так и с грунтовых площадок длиной 600-700 м с низкой прочностью грунта. В режиме короткого взлета и посадки при эксплуатации с грунтовых ВПП длиной 600-700 м Ан-70 обеспечивает перевозку 20 т груза на дальность 3000 км.

Самолет оснащается четырьмя двигателями Д-27 с соосными винтовентиляторами СВ-27, обеспечивающими 20-30% экономии топлива по сравнению с современными самолетами с турбореактивными двигателями (типа Ил-76). Ан-70 оснащен цифровым интегральным комплексом бортового оборудования, обеспечивающим эксплуатацию самолета на всех широтах в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, полеты над безориентирной местностью, защиту от средств ПВО, полеты в боевых порядках, взлет и посадку на необорудованных грунтовых аэродромах. Применение в оборудовании мультиплексных каналов информационного обмена позволяет легко изменять и адаптировать структуру бортовой электроники под любой вариант.

Встроенное десантно-транспортное оборудование обеспечивает автономность погрузки и выгрузки грузов широкой номенклатуры и их воздушное десантирование. Комплекс погрузочного оборудования включает четыре электротельфера суммарной грузоподъемностью 12 т, две бортовые электролебедки с тяговым усилием по 1,5 тс. По желанию заказчика самолет может быть укомплектован легкосъемной второй палубой или рольганговым оборудованием для автоматизации операций с контейнерами.

http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/04/07/199352_2

Москва

Украина требует от России заплатить за отказ от создания Ан-70

Россия может выйти из программы создания военно-транспортного самолета Ан-70 только после выплаты долгов по проекту и неустойки, отмечают в Киеве. Комментируя заявление главкома ВВС России Владимира Михайлова о возможном выходе РФ из программы, пресс-секретарь АНТК им. Антонова Андрей Совенко подчеркнул, что возможность и процедура выхода из проекта кого-либо из партнеров оговорена межправительственным соглашением о сотрудничестве по программе создания Ан-70 от 1993 года.

"Согласно подписанному премьерами Украины и РФ - на тот момент Леонидом Кучмой и Виктором Черномырдиным - документу, принявшая решение о выходе из программы сторона может это свободно сделать только после погашения имеющихся перед партнером задолженностей, а также выплаты неустойки", - отметил он. "Видимо, памятуя о том, что согласно выверенным сторонами данным, объем задолженности РФ перед украинской стороной, и в частности перед АНТК, за выполненные по проекту работы, составляет $48,2 млн, Россия затягивает с выходом из программы", - предположил он.

Как напомнил пресс-секретарь, в соответствии с соглашением, РФ финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки при создании самолета Ан-70 на 72%, Украина - на 28%. По данным украинской стороны, по состоянию на текущий момент, Украина выполнила предусмотренные соглашением обязательства по финансированию практически полностью. Российской стороной из закрепленных документом 72% профинансировано 7,7%, уточнил он. В Киеве утверждают, что основной объем работ по проекту осуществлен за счет собственных средств АНТК им. Антонова.

Как заявил в среду в Минске главком ВВС России Михайлов, военно-воздушные силы РФ не планируют принимать на вооружение Ан-70. По его словам, "Ан-70 достаточно дорогая и ненужная для нас вещь". По данным главкома, учитывая, что российской стороной в проект вложены значительно большие средства, чем украинской, в настоящее время сторонами проговаривается следующая возможность разрешения ситуации: РФ заявляет о выходе из программы, а Украина возвращает ей затраченные средства, после чего выходит с самолетом на рынок самостоятельно. "Просто уже даже несерьезно говорить об этом самолете. Тем более, если учесть намерение Украины вступить в НАТО", - сказал главком. Об этом сообщает "Интерфакс".

Программа создания оперативно-тактического военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 реализуется РФ и Украиной на основании межправительственных соглашений от 1993 года и 1999 года. Госзаказчиками самолета выступают министерства обороны РФ и Украины. В 2004 году на Украине принят закон "Об общегосударственной программе создания военно-транспортного самолета Ан-70 и его закупки по государственным оборонным заказам". В настоящее время "Авиант", в соответствии с заключенным в 2001 году контрактом, ведет сборку первых пяти серийных Ан-70 для минобороны Украины. Вместе с тем, Украина готовит на 2008 год вывод на рынок коммерческой версии Ан-70 - среднего транспортного Ан-70-100. Интерес к новой версии самолета уже подтвердили в странах СНГ и Ближнего Востока. Базовый вариант Ан-70 способен перевозить до 35 тонн груза на расстояние до 5 тысяч км. Емкость рынка самолета оценивается экспертами в более 1 тысячи штук. Модифицированная под требования НАТО версия Ан-70 - Ан-7Х рассматривалась в качестве нового базового европейского среднего транспортного самолета и тактико-технические характеристики самолета получили самые высокие оценки специалистов.

"Интерфакс" - Киев

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка