Д-27-ПрогрессЗапорожские машиностроители работают в тесной кооперации с 400 российскими предприятиями

Судьба государственного предприятия "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс" имени академии А.Г. Ивченко" весьма характерна для тех заводов, что во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь. Запорожский машиностроительный завод был эвакуирован в Омск, где и возникло впоследствии дочернее предприятие.

Сейчас о "Прогрессе" в Украине ходят легенды. По уровню внедрения высоких технологий - это предприятие конкурирует с самыми известными западными фирмами. И не удивляйтесь, если в КБ, во время осмотра цехов, вам скажут: подобных предприятий, способных создать двигатель, как говорится, с листа и до запуска в производство существует в мире не более шести.

Нашим экскурсоводом по "Прогрессу" был заместитель генерального директора по персоналу Виктор Тимошенко. Он на предприятии с 1959 года - знает о КБ, пожалуй, все. Когда руководитель фирмы рассказывает об истории предприятия, то вроде бы смотришь кадры с воспоминаниями ветеранов. Такое ощущение возникает еще и от того, что Виктор Васильевич комментирует многочисленные архивные фотографии, расположенные на красивых стендах. Тут тебе и международная, особо ценная награда "Золотая фортуна" и региональная награда "Золотой дельфин".

На предприятии любят свою историю и чтут ее. А чтобы и семьи работающих гордились тем, чем занимаются их родители, братья, сестры в день рождения КБ обязательно приходят на День открытых дверей.

В 1948 году - не было предприятия, а были сплошные руины. А в 50-е годы прошлого века - это уже было гремевшее на всю страну КБ. Теперь по своей уникальности, по своим промышленным площадкам, по сборочным цехам "Прогресс" - своеобразный запорожский наукоград. Если раньше предприятие работало по большей части с фирмами Антонова, Яковлева, то сейчас с очень многими ведущими авиационными компаниями. Вся продукция "Прогресса" сертифицирована международными организациями. И вот цифра, которая о многом скажет профессионалам: "Прогресс" имеет 45 сертификатов. Ни один серийный завод не имел в Советском Союзе столько боксов для испытания продукции, сколько КБ имени Героя Социалистического Труда А.Г. Ивченко. Именно на "Прогрессе" были созданы и испытаны двигатели для знаменитых "Русланов" и легендарной "Мрії", которая на своей "спине" доставляла "Буран"…

Если "Руслан" может взять на борт агрегат весом 150 тонн, то "Мрія" уже 250 тонн. А это значит, что какой-нибудь груз не надо разбирать, а можно транспортировать в собранном виде. Ничего подобного в мире нет. А самолеты совершают чудо-перелеты, благодаря двигателям "Прогресса". И недаром авиакорпорация "Боинг" поставила задачу в течение 10 лет создать нечто подобное, дабы убрать с международного рынка конкурентов.

Хотите "заглянуть" в сердце "Прогресса", тогда отправимся по цехам вместе с главным инженером Георгием Ивановичем Бейчевым, а завершим поход в кабинете главного конструктора Федора Михайловича Муравченко. Конечно, нет гарантии, что вы увидите все ноу-хау с первого посещения предприятия. Но есть гарантия, что получите ответ на вопрос: почему "Прогресс" самое прогрессивное предприятие не только в Украине?

Вот мы у станка, который изготавливает фрезы. Этот швейцарский шедевр обошелся КБ "в копеечку". Зато предприятие теперь внедрило супервысокие технологии. Если делать фрезу традиционным способом, пройдут недели. На швейцарском станке фрезу получают за 15 минут. Плюс высочайшее качество. После такой фрезы не надо полировать ничего.

Зарубежные станции приходится закупать за валюту. Ни в Украине, ни в России ничего подобного не делается. Замерли где-то на уровне ЧПУ… А потом все бывшее отечественное разрушилось. Когда-то на весь мир гремело Ивановское станкостроительное объединение. Теперь там почти все разделено на мелкие фирмы и сдается в аренду.

Идешь по цеху и видишь незамысловатый лозунг: "Если хочешь что-то делать, делай лучше других". А вот рядом и девиз предприятия: "Порядок, ответственность, качество, контроль". Заходим в святая святых производства двигателей - сварочный цех. Здесь ультрасовременное оборудование. В обороте предприятия, в тот день, когда мы его посетили, было 100 двигателей. Вот она, сила "Прогресса". А главный инженер, увидев, как мы эмоционально прореагировали на услышанную цифру, тут же добавил: "Наша система качества сертифицирована. Впервые в СНГ стандарт по военно-промышленным делам мы получили за номером 1. Чтобы добиться этого - пришлось психологию многих работников менять. Но своего добились".

Сегодня в России всего два КБ, подобных "Прогрессу" - Пермское и Рыбинское. В тесной кооперации запорожские машиностроители работают с 400 предприятиями в России, а самые тесные связи и работа напрямую - с шестью фирмами, в том числе в Уфе, Казани, Омске, Санкт-Петербурге. Все стратегические материалы получают на 99 процентов лопаточного материала (самая главная деталь в двигателе) из Каменск-Уральска, Ступино, московского "Салюта".

При изготовлении двигателей борьба идет за вес - за каждый грамм. И здесь уже чудо ноу-хау проявляет мозговой центр "Прогресса" - само конструкторское бюро. Сейчас на предприятии сделали 16 двигателей для Як-130. Двигатели прошли испытание в Москве на "Салюте", на "Мотор-Сиче", в Омске.

А в конце своего репортажа с места событий приведем некоторые цифры. У "Прогресса" всего 800 соразработчиков. И почти 600 из них в России. А двигатели поступают в 109 стран: Европы, Азии, Африки, Америки. На "Прогрессе" выпускают 57 типов двигателей. Это цифры, характеризующие КБ. А вот цифры, как говорится, для человека и во имя рабочего: на "Прогрессе" средняя зарплата по предприятию выше, чем в средняя в Украине 700 гривен.

Когда покинули предприятие, нам сказали, почти по-философски, а не по-конструкторски: "Двигатели "Прогресса" нужны России и Украине, чтобы двигать нас к прогрессу между нашими странами".

О "Прогрессе" можно много рассказывать, написать серию статей о техническом прогрессе, создать книгу очерков о людях, которые и являются его главным капиталом. Но главный генератор идей "Прогресса" - его генеральный конструктор Федор Михайлович Муравченко. В его кабинете на специальном столике стоят 12 фарфоровых статуэток с изображением Дон Кихота. Это любимый герой ученого. У Муравченко есть даже такой афоризм, который он сочинил: "Донкихотство - не безумие, а - подвиг".

Скульптурные изображения испанского рыцаря использованы в настенном календаре на 2006-ой год. На каждой странице есть афоризмы, принадлежащие людям, в большинстве своем посвятившим жизнь авиации. Федору Михайловичу нравятся крылатые слова, которые придумал его любимый авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин: "О конструкторе поют в небе его самолеты". Если этот афоризм применить к Федору Михайловичу, то можно сказать: "О Муравченко в небе поют его двигатели". И эти слова будут очень справедливы. Недаром на фирме часто цитируют такое высказывание генерального: "У каждого человека есть большое будущее, но оно зависит не только от тебя, но и от обстоятельств"… Так вот, генеральный конструктор немало делает для того, чтобы обстоятельствами управляли люди, а не наоборот.

И тут самое время изложить некоторые взгляды Ф.М. Муравченко на то, что могут люди, а что им мешает. Кстати, твердое убеждение генерального конструктора, который довольно часто бывает в Америке, что США абсолютно не заинтересованы, чтобы Украина вошла в ЕС. Заокеанское государство не заинтересовано в укреплении Европейского Союза. И это ярко видится на фоне авиационных предприятий, которые, по словам Федора Михайловича, уже "сцепились". В авиационной промышленности Европа обошла США в гражданской авиации. И в военной авиации уже самостоятельно выходит в авангард. А если к европейской авиации присоединится Украина, то европейцы далеко обойдут США.

- Сегодня могут окончательно быть угроблены предприятия с высокими наукоемкими технологиями, - говорит Ф. Муравченко. - Правительство Л. Кучмы ввело налог в 2004 году, 15 процентов дивидендов от прибыли, и распространяет это и на 2-3 года. А правительство В. Ющенко поднимает этот процент до 50. Пинзеник остается при деле и продвигает дальше НДС, В том числе, и на бюджетные деньги. Ни одно правительство в Украине не назначалось премьерами, а "комплектовалось" только с согласия или по предложению президентов, ни одно важное решение без согласования с президентом не принималось. Таким образом, правительство Ю. Тимошенко и правительство Ю. Еханурова являются в действительности правительством президента В. Ющенко. Государственные предприятия вызывают у некоторых зубную боль. В мире нет государства, у которого доля госсобственности была бы меньше 20 процентов. Без государственной собственности государство - "размазня" и "кисель".

Проповедуется курс на малый бизнес. Он, конечно, необходим в определенной степени, но малый бизнес не создаст даже колесо к трактору и даже велосипед. Нужны заводы индустрии.

- Путь галопом в Европу, разрыв с Россией - утопия, окончательная потеря индустриального лица Украины и ее роли. В технологиях многое завязано с Россией. Только наше предприятие имеет более четырехсот таких связей, а некоторые такие, что разрыв одной - это паралич. Предприятие "Ивченко-Прогресс", которому исполнилось в прошлом году 60 лет, сегодня, преумножив свой потенциал, стало могущественней и гораздо лучше, чем было в советские времена, имеет десятки международных сертификатов и наград.

С 1996 года предприятие динамично развивается, специализируясь на создании авиадвигателей, промышленных двигателей, другой наукоемкой техники. Оно признано во всем мире и превратилось из конструкторского бюджетного бюро в научное, конструкторско-технологическое, исследовательско-производственное предприятие, на котором только производственные цеха располагают годовой мощностью в 700 тысяч человеко-часов. На предприятии работают 3800 человек, 40 процентов из них -инженерного состава. Это своего рода мини-концерн во главе с интеллектом. Предприятие такого сорта может быть образцом и при хорошей власти бессмертным. А нам уже более 17 лет приходится защищаться от всякого рода реструктуризации. Посетив наше предприятие, Юлия Тимошенко сказала: "К такому предприятию нельзя даже пальцем прикасаться".

Россия тоже теряет многое, но она самодостаточная и справится с бедой. Европе не нужно любое машиностроение Украины, а нужны экологически грязные технологии, дешевая рабочая сила и сырье. Короче, нас там ждут такими, и чем мы слабее, тем, возможно, быстрее примут. Нам необходимо удержать те рынки, которые тяготеют к нам.

- Препятствий для развития экономики достаточно. НДС - этот самый коррупционный налог - не отменяется, а еще больше вспухает. А что такое таможни, декларации? И далее возникнут вопросы: почему предприятия платят налог с прибыли, а не с дохода? Почему в наших банках такой большой процент на вклады, а деньги уводятся в иностранные банки? Почему мы вывозим металлолом за границу, а сами металл получаем, начиная от руды? Почему торгуем электроэнергией, а у самих не освещены села, улицы, подъезды? Почему госпредприятия платят налог на землю государству? Почему так много говорят об иностранных инвесторах, дающих гроши, и ничего об инвесторах отечественных? Почему инвестиции трудового коллектива в развитие не считаются таковыми? Почему такая большая учетная ставка банка и такой большой процент на кредиты? Почему посредник жирует, а производитель прозябает? Почему так много теневого капитала, подделок?

- Разделение Украины на восточную и западную случилось потому, что на востоке свой уклад жизни, более развита экономика, много проживает русских, белорусов, население в своем большинстве русскоязычное. Большой процент смешанных семей. Например, на предприятии "Ивченко-Прогресс" русских около 48 процентов, смешанных семей - более 70 процентов, 3 процента разных национальностей, законопослушные, в основном. Много родственников проживает в России, Беларуси. Вероисповедание, в основном, православное.

Насильственная украинизация даст обратный эффект, так как не дала эффекта насильственная антирелигиозная борьба, да и зачем это делать? Здесь главное - ввести двуязычие. Более 40 стран в мире двух- и трехязычные по конституции. А еще, более чем в 50-ти странах много языков узаконено иными правовыми актами, так как не во всех странах даже есть конституции. Введение двуязычия не ущемляет ни восточных, ни западных украинцев. И не надо проводить всеукраинский референдум, как это предполагается. А если проводить референдум в Украине, то 20-30 процентов голосов - это уже сверхдостаточно.

В западной Украине есть тоже свои особенности в быту. В культуре есть свои ценности. Она длительное время была в составе различных государств, но более всего под Польшей. Образовалась, как и должно быть, своеобразная "смесь" культур и религий. Очень большие особенности есть и в языке. Я вырос в сельской местности в Украине и утверждаю, что этот язык своеобразный, в нем много от польского, венгерского. Однозначно - это язык не Тараса Шевченко, Леси Украинки, Марка Вовчка, Глибова, Коцюбинского, Квитки-Основьяненко, не язык произведений "Микола Джеря", "Кров людська - не водиця", не язык "Наталки-Полтавки" и т.д. Я - украинец и многое не понимаю в этом польско-украинском суржике. А именно этот язык навязывается украинцам и русскоязычным людям. Ничего хорошего из этого не выйдет, и не надо никого принуждать, не надо навязывать. Сегодня надо сохранить чистоту украинского языка, а в западной Украине пусть остается так, как исторически сложилось.

В Украине, особенно в западной части, некоторые болеют русофобией и во всех бедах обвиняют Россию, кивая на Кремль. А ведь Россия - это не Кремль. Разве Менделеев, который придумал 40-градусную водку и таблицу элементов, чем-то навредил Украине? Достоевский, Глинка, Репин, Толстой, Шолохов, Пушкин, Лермонтов, Гагарин или авиационные конструкторы Ильюшин, Туполев, Яковлев - эти "кацапы" чем-то насолили "хохлам"? Россияне выкупили из неволи даже нашего Кобзаря. У каждого из нас есть друзья, товарищи и коллеги в России. Конечно, было немало и прискорбного, но это уже уплыло, утонуло. Все это надо учитывать объективно, смотреть в будущее, исходить из сегодняшнего дня.

- Реформаторы и монетаристы в 1992-1995 годах осуществили такие "реформы", которые основательно подорвали экономическую и производственную мощь Украины, лишили граждан сбережений, а предприятия - оборотных средств. Не менее 75 процентов населения стали нищими.

На предприятии "Ивченко-Прогресс" реальная заработная плата упала более чем в 10 раз (в долларах). Были месяцы, когда она составляла 17-20 долларов. Произошел резкий спад рождаемости и всплеск смертности. В советское время предприятие "Ивченко-Прогресс" имело четыре детских сада почти на 900 мест, и мест не хватало. Сегодня остается один садик, который посещают 180 детей. Чтобы как-то помочь людям, мы открыли начальную школу "Прогресс", в которой учатся 90 детей. Школа - одна из лучших в области. Сейчас начала подниматься рождаемость, и в прошлом году мы смогли выплатить по одной тысяче гривен 79 семьям, в которых родился ребенок.

Все эти негативы, как уже говорилось выше, произошли из-за действий "реформаторов" и их советников, введения купоно-карбованца и дикой инфляции. Поэтому до 1996 года не хватало денежных средств даже на заработную плату, пошел бартер.

Все крупные предприятия оказались в долгах, обанкротились, скупались за бесценок. Да и не могло быть иначе, так как приватизационные имущественные сертификаты (ваучеры) выдавались гражданам в сумме один миллион пятьдесят тысяч купоно-карбованцев (что составляло около 90 долларов), а все богатство Украины, таким образом, оценивалось около семи-восьми миллиардов долларов. Поэтому экономически обескровленная страна очень медленно начала подниматься только с 1996 года. На сегодня средняя заработная плата в Украине в 2,5-5 раз меньше, чем у тех стран Прибалтики и Восточной Европы, которые вошли в ЕЭС.

С таким низким средним уровней жизни, как в Украине, еще ни одна страна не вошла в ЕЭС. При уровне средней заработной платы в 130-140 евро для большинства граждан Украины по европейским ценам ее хватит на четверть месячной потребительской корзины. Молодому малому бизнесу будут подрезаны не только крылья, но и клюв. Да и зачем таких принимать, наверное, задумаются в ЕЭС? Надо повременить. Возможно, примут и так, но тогда мы будем не вошедшими в ЕЭС, а примкнувшими.

В дружественных странах СНГ также "погулял" ваучер, и они тоже экономически обескровлены, и надо вместе выбираться. Надо сначала по-западно-европейскому уничтожить таможни на границах, пожить в Едином экономическом пространстве, встать на ноги, и уже потом на равных вместе с Россией и другими странами идти в ВТО, ЕЭС и НАТО. Мне бы так хотелось".

Как видите, у генерального конструктора Муравченко не только прекрасное знание путей развития своего "Прогресса", но и готовая программа для поступательного развития Украины в одном, скажем так, строю с Россией на Едином экономическом пространстве.

На фото: двигатель "Д-27" в опытном цехе "Запорожского машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" имени А.Г.Ивченко".

Вадим РАСКИН, Сергей ТКАЧУК

www.mdn.ru/cntnt/nachionalnie_smi_v_moskve/gazeti1/gazeta_ukrainskie_vesti/arhiv1/ot_1_aprelya_2006_goda

Наша справка: Государственное предприятие "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс" им. академика. А.Г. Ивченко"

Генеральный конструктор - Муравченко Федор Михайлович, Герой Украины, член-корреспондент НАН Украины, д.т.н.:

Государственное предприятие "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс" им. академика А.И. Ивченко" - одно из ведущих предприятий мира в области авиационного двигателестроения, имеет богатый 55-летний опыт конструирования авиационных двигателей, 35 лет активно специализируется в создании газотурбинных двигателей индустриального назначения, для газоперекачивающих агрегатов, электростанций, буровых установок, морских и речных судов. Качество, надежность и право ремонта авиационных двигателей, подтверждены сертификатами Бюро Веритас, АРМАК и АРГДАТ Украины.

КБ "Прогресс" предлагает к реализации:

-          турбореактивные двухконтурные двигатели: Д-18Т, Д-36, Д-436Т1/Т2/ТП, АИ-22, АИ-222, АИ-25, АИ-25ТЛ;

-          турбовинтовые двигатели: ТВ3-117ВМА-СБМ1, АИ-20, АИ-24; 

-          турбовинтовентиляторный двигатель Д-27; 

-          вспомогательные силовые установки АИ-8, АИ-9В, АИ9-3Б; 

-          газотурбинные приводы; 

-          электростанции: ГТЭ АИ - передвижная автоматизированная газотурбинная, ЭГ - газотурбинная; 

-          промышленные установки; 

-          генератор инертного газа АИ-19 ГИГ; 

газотурбинные двигатели наземного использования Д-336.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка