SS-18 SatanДокумент о членстве Киева в НАТО станет некрологом для украинского военно-промышленного комплекса

Итак, проект российско-украинского транспортного самолета Ан-70, который считался одним из стратегических направлений сотрудничества двух стран в военно-технической сфере, видимо, окончательно закрыт. И это при том, что о его важности и перспективности неоднократно говорили президенты Владимир Путин и Леонид Кучма. Официальная версия российской стороны, озвученная министром обороны РФ Сергеем Ивановым: "Проект Ан-70 ведется по техзаданию, составленному в 1984 году, и конца ему не видно".

Основным достоинством самолета считалась возможность укороченного взлета и посадки с грунта. Сегодня уже очевидно, что для Ан-70 понадобится такая же взлетно-посадочная полоса, как и для тяжелого Ил-76, при значительно меньшей грузоподъемности и дальности полета.

По сути, судьба Ан-70, как и многих других военных проектов, которые реализуются в России с участием Украины, уже была предопределена с приходом к власти администрации Виктора Ющенко, провозгласившего путь Украины в НАТО. В декабре прошлого года Сергей Иванов заявил: "Россию не могут не беспокоить намерения Киева стать членом НАТО". И дал понять: это, прежде всего, скажется на разрыве кооперационных связей в сфере военно-промышленного комплекса (ВПК). В этом случае, предрек министр, украинские оборонные предприятия "рано или поздно, извините, просто загнутся со всеми вытекающими отсюда последствиями".

В наследство от СССР Украине досталась почти треть всего научно-производственного потенциала некогда единого ВПК страны. По некоторым оценкам, это где-то около 70% украинской промышленности. Благодаря этому, Киев в короткие сроки стал одним из самых заметных игроков на мировом рынке вооружений.

Но Украина, как и все бывшие советские республики, не имела замкнутых циклов производства оружия и испытывает сегодня зависимость от поставок комплектующих из России. Москва, в свою очередь, зависит от Киева.

По словам Сергея Иванова, к 2005 году в рамках кооперационных схем СНГ и льготной торговли продукцией военного назначения работало 1330 предприятий Российской Федерации и Украины. "В общем объеме украинского оборонного импорта доля нашей страны составляла 22,8%, доля российского рынка для украинского экспорта составила по различным оценкам от 50 до 60%", - отметил министр.

95% российских вертолетов оснащаются сегодня двигателями запорожского завода "Мотор Сич". Он же производит двигатели для самолета-амфибии Бе-200 и учебно-боевого самолета Як-130. На Украине изготавливаются двигатели для крупных военных кораблей, которые, правда, в России сейчас не строят, и для десантных кораблей на воздушной подушке. Автомобили КрАЗ, на которых устанавливаются зенитно-ракетный комплекс С-300, делают в Кременчуге, радиолокационные вышки для них - в Новокраматорске, а электронику - во Львове.

"В целом оборонный российско-украинский товаропоток насчитывает 7-8 тысяч наименований", - сообщил министр обороны РФ. Причем зачастую идет просто обмен комплектующими и никто не платит - ни с одной, ни с другой стороны. Есть и другие ситуации, когда заводы находятся на Украине, а КБ - разработчики остались в России, и наоборот. Поэтому здесь совместные работы носят уже полулегальные формы.

В 2005 году от торговли оружием Киев получил около 680 млн. долл., причем из них около 200 млн. долл. принесло сотрудничество с Москвой.

Разумеется, разрыв кооперационных связей будет болезненным для обеих сторон и обернется дополнительными расходами. Но в том то и дело, что Россия сознательно и намеренно разрывает отношения. Военно-промышленный комплекс - составляющая национальной безопасности, которая не должна зависеть от настроений в НАТО, несмотря на все его сегодняшние призывы к партнерству и уверения в своей лояльности.

Нормально ли, скажем, когда головки самонаведения для российских ракет или газотурбинные установки для кораблей ВМФ производятся в другом, пусть даже "братском" славянском государстве?

Ка-52

Киев традиционно поставлял оборудование и авиационное вооружение для российских истребителей Су-30МКИ и Су-30МКК, идущих на экспорт в Индию и Китай. Но если в производстве истребителя Су-27 для Пекина в начале 90-х годов участвовали 44 украинских предприятия, то в изготовлении Су-30МКК их количество сократилось до 14, а в лицензионной сборке Су-30МКИ в Дели участвуют только 2.

Даже при поверхностном подсчете оказывается, что ущерб Украины от сворачивания оборонной кооперации может составить порядка 200 млн. долл. в год. Причем почти все убытки распространятся на сферу совместного украинско-российского экспорта в третьи страны.

В последние годы российские производители все чаще находят возможности изготовления аналогичных украинским комплектующих своими силами. Отказ от украинских поставок происходит даже в тех случаях, когда собственное производство обходится дороже, а качество изготовления иногда вызывает сомнения. В целом же большинство украинских комплектующих российские предприятия смогут самостоятельно производить через два-три года, а самые сложные - через 8-10 лет.

Проблемы могут возникнуть, разве что с двигателями для вертолетов. Но их производство можно наладить в Рыбинске. Более того, планируется создание в России мотостроительного холдинга, одной из задач которого станет разработка вертолетного двигателя пятого поколения, и желание войти в холдинг уже выразил украинский "Мотор Сич". Об этом заявил его президент Вячеслав Богуслаев.

Запчасти для транспортных самолетов украинской фирмы "Антонов" могут производиться в самолетостроительных предприятиях в Воронеже и Омске, а вышки для антенн радиолокаторов зенитного ракетного комплекса С-300 сделает любой российский завод.

Нигде в мире не было такого ракетно-космического центра, как в Днепропетровске, - уникального творения, которое уже вряд ли когда повторится в истории. Там проектировались и изготавливались лучшие в мире баллистические ракеты и созданные на их основе ракеты-носители. В том числе межконтинентальная с 8-тонной головной частью с десятью боевыми блоками индивидуального наведения SS-18 "Сатана", или, как ее именуют в России, "Воевода".

Но она снимается с вооружения, и украинские специалисты осуществляют сегодня только авторский надзор за этим изделием, а также участвуют в пусках созданного на ее основе носителя "Днепр". При этом запуски выполняются или с космодрома Байконур, находящегося в долгосрочной аренде у России, или из посёлка Домбаровка Оренбургской области – центра позиционного района дислоцированного там соединения РВСН.

Перестала быть нужной России и межконтинентальная баллистическая ракета железнодорожного базирования SS-24 Skalpel: последний боевой железнодорожный комплекс был ликвидирован в начале этого года. Вместо "Сатаны" и "Скальпеля" российские ракетостроители производят уникальные ракеты собственной разработки "Тополь-М" - он уже принят на вооружение, и "Булава" - проходит летные испытания на подводной лодке стратегического назначения.

Представляется, что создание сегодня на Украине без участия России полноценной, самодостаточной ракетно-космической отрасли просто нереально, хотя руководством страны и предпринимаются попытки закрепиться хотя бы на рынке пусковых услуг и заложить основы стратегической перспективы с высокой коммерческой отдачей. Правда, выполняются довольно регулярные пуски по программе "Морской старт" украинской ракеты-носителя "Зенит-3SL". В общей сложности выполнено уже 19 их запусков. Однако доля российских комплектующих в ее производстве, включая самую важную и дорогостоящую часть - двигатели, в денежном выражении составляет более 60% от стоимости носителя в целом.

В 2006-2007 гг. предполагается запустить и первую РН "Зенит-М" (двухступенчатый вариант "Зенит-2М" и трехступенчатый - "Зенит-3М") по программе "Наземный старт". Планируется выполнять по три-четыре пуска в год с выходом на окупаемость через 5-6 лет. Но, опять же, из расчета вклада России в изготовление ракеты-носителя и создание стартового комплекса ее доля прибыли от коммерческого использования "Зенита-М" составит 70%, а Украины - только 30%.

Разрушение российско-украинского военно-технического сотрудничества - это и трагедия людей, которые были профессионалами высочайшей квалификации, производили лучшие в мире образцы оружия - по крайней мере стратегические ракеты, авиацию, противовоздушные системы обороны. Как заметил заместитель директора Института стран СНГ в Москве Владимир Жарихин, "комплектующие для многих российских систем вооружения поступают в первую очередь с предприятий Львова и Ивано-Франковска". А ведь это та самая Западная Украина, которая поддержала лидеров "оранжевой революции". Свертывание военно-технического сотрудничества с Россией лишит средств к существованию работников тамошних оборонных предприятий.

Представитель президента Ющенко в Верховной раде Юрий Ключковский заявил, что "не слишком верит" выступлению г-на Иванова относительно возможного прекращения военно-технического сотрудничества в случае вступления Украины в НАТО. По его словам, "Россия всегда отличалась прагматизмом, и если бы ей было выгодно прекратить сотрудничество с Украиной в сфере военно-промышленного комплекса, она бы уже это сделала".

Нет, для России - это не выгодно, но она вынуждена так поступить. Г-н Ключковский отметил также, что "когда Украина вступит в НАТО, большинство российских контрактов заменят контракты со странами Альянса".

Как говорится: "Блажен, кто верует". Это уже проходили оборонные предприятия стран Восточной Европы. Многие из них закрылись.

Украине придется полностью перестраиваться под стандарты НАТО. К тому же она будет на подчиненных ролях, и натовские чиновники заставят ее покупать дорогое американское, немецкое и французское оружие и постараются, чтобы украинские мощности военной промышленности не работали слишком активно. Вряд ли натовцы захотят использовать опустевшие цеха украинских заводов и для производства собственной техники. Для этого их нужно будет, по крайней мере, радикально переоснастить.

Несомненно, документ о членстве Киева в НАТО станет некрологом для украинского военно-промышленного комплекса. У Москвы не будет иного выхода, как прекратить сотрудничество с Украиной в этой области. В стратегических направлениях необходимо быть независимым от настроений в украинской политике, как показала практика, весьма непредсказуемой.

Украине придется искать себе партнеров в странах третьего мира либо стать, в лучшем случае, сборочным цехом для вооружений стран НАТО. По мнению экспертов, не исключается и третий сценарий: уцелевшая оборонная промышленность страны будет "автосервисом" для старой советской техники, разбросанной по всему миру.

Юрий ЗАЙЦЕВ,

эксперт Института космических исследований РАН

РИА "Новости"

08 июня 2006 г.

Додаткові матеріали:

Росія "дещо планує" до вступу України в НАТО

У випадку вступу України в НАТО відбудеться розрив коопераційних зв'язків оборонно-промислового комплексу Росії та України.

Таку думку висловив віце-прем'єр, міністр оборони РФ Сергій Іванов у Санкт- Петербурзі, повідомляють РИА Новости.

"Ми чуємо, що українське керівництво говорить про вступ у НАТО. Це - суверенний вибір, але в цьому випадку рано чи пізно відбудеться природний розрив ОПК двох країн", - сказав Іванов.

За його словами, "усі це розуміють" і, хоча "більшість озброєнь і військової техніки виробляється на території Росії, але у випадку вступу України в НАТО відбудеться хворобливий і дорогий процес розриву коопераційних зв'язків".

"Ми серйозно думаємо над цим і дещо плануємо", - підкреслив міністр.

www.ПРАВДА.com.ua,

14.06.2006

Проект самолета Ан-70 будет предметом переговоров на высшем уровне

Президент Украины Виктор Ющенко убежден, что проект самолета Ан-70 имеет перспективы и будет предметом переговоров с российской стороной на высшем уровне.

Об этом он сообщил в интервью журналистам после обзора экспозиции 5-го Международного авиакосмического салона "Авиасвит-21", сообщает "РБК".

"Украинская сторона убеждена, что проект Ан-70 - это один из наилучших проектов последних двадцати лет", - сказал президент.

Он добавил, что характеристики этого самолета дают все основания говорить о том, что в ближайшие 15-20 лет он будет формировать "авангардную политику в области такого типа самолетов". "Поэтому ныне прятать такую модель было бы недопустимым", - подчеркнул он.

Вместе с тем, по убеждению В. Ющенко, есть вопрос активизации переговоров с Россией относительно дальнейшей судьбы Ан-70.

"Я не разделяю тот скептицизм, который существует, в том числе, и в некоторых СМИ, относительно того, что судьба машины обречена, а российская сторона отказалась от участия в реализации этого проекта. На самом деле этот проект жив", - сказал В. Ющенко.

Он добавил, что тема Ан-70 была предметом "горячего обсуждения" на заседании подкомиссии по военно-техническому сотрудничеству, которая действует в рамках межгосударственной комиссии Ющенко-Путин. Он напомнил, в частности, что задолженность российской стороны по проекту составляла год назад около 47 млн. долл.

По словам В.Ющенко, он говорил об этом долге с президентом Российской Федерации. "Для того, чтобы проект двигался, нам, безусловно, надо быть последовательными в обязательствах, которые взяли обе стороны. Я до этого времени считаю, что это одна из перспективных авиаразработок, и украинская сторона, безусловно, будет ставить вопрос о ней в повестке дня двусторонних переговоров Украины и России на высочайшем уровне", - подчеркнул В.Ющенко.

РБК

10 июня 2006 г.

Россия выйдет из проекта по созданию Ан-70 в 2007 году

Россия с 2007 полностью прекращает финансирование работ в рамках совместного с Украиной проекта военно-транспортного самолета Ан-70. Об этом сообщили в пятницу в Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ.

"Нынешний год - последний, когда на данный проект, совершенно бесперспективный, на наш взгляд, в рамках гособоронзаказа выделены ассигнования в размере порядка 100 млн рублей. Начиная с 2007 года финансирование проекта будет прекращено", - сказал. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

09 июня 2006 г.

Россияне могут отказаться от покупки Ан-70

Российские вооруженные силы не испытывают большой необходимости в закупках разрабатываемого российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70.

Об этом сегодня заявил первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве России Владислав Путилин, сообщает "Главред" со ссылкой на ИТАР-ТАСС.

"Потребности в таком самолете в настоящее время для вооруженных сил небольшие, если не сказать хуже", - подчеркнул Путилин. Кроме того, он отметил, что между украинской и российской стороной существуют значительные разногласия относительно вклада сторон в реализацию этого проекта. "На проект влияют и не самые лучшие политические отношения между двумя странами", - пояснил он.

Вместе с тем Путилин сообщил, что "пока не принято однозначного решения по судьбе данного проекта, но любое решение будет учтено в госпрограмме вооружений на 2007-2015 годы".

Как сообщалось, в конце мая министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов заявил, что Россия выходит из участия в проекте Ан-70 из-за его устаревания. "Этот проект велся по техническому заданию, составленному в 1984 году, велся и ведется много лет, и конца ему не видно", - отметил Иванов. Он также отметил, что российская сторона в связи с этим готовит официальное заявление.

"Главред"

02 июня 2006 г.

Вступ до НАТО залишить Україну із своїми двигунами

Ан-70

Тому так нервують керівники українського оборонно-промислового комплексу 

Москва постепенно, но целенаправленно сворачивает военно-техническое сотрудничество с Украиной, нынешние лидеры которой на всех парах стремятся привести свою страну в НАТО. Это в очередной раз заметно проявилось в ходе IХ Международного салона «Двигатели-2006», проходившего в апреле в российской столице (организатором являлось Федеральное агентство по промышленности РФ). Здесь разразился скандал между генеральным директором ФГУП «Завод имени Климова» (Санкт-Петербург) Александром Ватагиным и генеральным директором ОАО «Мотор Сич» (Запорожье) Вячеславом Богуслаевым.

Эта перепалка, как отмечают наблюдатели, стала знаковой в политических отношениях между Москвой и Киевом. Ватагин заявил, что российские моторостроители качественно и в срок реализуют недавно принятую программу по организации серийного производства на территории РФ вертолетных двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500, которые сегодня изготавливаются на Украине: «Задача такая поставлена, и она будет решена, в этом не надо сомневаться». Он указал, что «состояние российских моторостроительных предприятий таково, что нерешаемых задач для них сегодня нет». В ответ Богуслаев без обиняков назвал глупостью «решение, принятое наверху здесь, в России, о том, чтобы продукцию предприятий ВПК перетащить с Украины и делать в Москве» (он говорил преимущественно о вертолетных делах, но затронул проблему во всем ее масштабе). Гендиректор ОАО даже усилил сей подчеркнуто недипломатический акцент, сказав, что «большей глупости не придумывал никто со времен, наверное, 1917 года».

КТО ПОСТРАДАЕТ БОЛЬШЕ?

Напомним, что Москва, видя развитие планов Киева по вступлению Украины в HАТО, отказалась от производства в этой стране комплектующих для военных вертолетов еще в конце января. Заявление на этот счет сделал именно гендиректор ФГУП «Завод имени Климова». Тогда он с сожалением вздыхал, называя это решение «небезболезненным» для украинских коллег, «с которыми за долгие годы кооперации у нас сложились партнерские отношения». И проинформировал, что на первом этапе – с 2006 по 2008 год – производство будет налажено непосредственно в Санкт-Петербурге, а с 2009 года – переместится на завод имени Чернышева в Москву.

Российская программа по переносу и организации на территории РФ массового производства вертолетных силовых установок ТВ3-117 и ВК-2500 реализуется в Санкт-Петербурге в рамках государственного контракта с Федеральным агентством по промышленности. В настоящее время конвейер этих двигателей, являющихся основными (95%) для всего вертолетного парка России, находится на Украине.

Обнародование вышеупомянутых планов случилось вскоре после того, как 5 декабря 2005 года вице-премьер – министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что Россию не могут не беспокоить намерения Киева стать полноправным членом НАТО. И четко дал понять, что «братание» Украины с атлантистами скажется прежде всего на разрыве с ней кооперационных связей в сфере оборонно-промышленного комплекса. Тогда же в качестве примера Сергей Иванов и привел ситуацию с военным вертолетостроением: «Сегодня все вертолеты строятся на территории России, а двигатели к ним производятся на Украине, в Запорожье». Хотя, по словам министра, этот разрыв будет болезненным как для Москвы, так и для Киева, оборонка у соседей пострадает куда больше, ибо «продукция, которую дают предприятия украинского ВПК, кроме как в России, никому не нужна». Иванов даже предрек тогда, что, в случае вступления Украины в НАТО эти предприятия «рано или поздно, извините, просто загнутся, со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Тогда же прозвучало и мнение военного авиаспециалиста, работающего ныне в оборонной сфере, – бывшего главкома ВВС РФ генерала армии Анатолия Корнукова. Он высказался в том смысле, что российский оборонно-промышленный комплекс в случае разрыва кооперационных связей с Украиной способен восполнить всю номенклатуру продукции для нужд национальных Вооруженных сил. Что касается производства двигателей для вертолетов армейской авиации ВВС России, то, по словам Корнукова, проблемы будут, но отечественным «моторостроителям по силам освоить выпуск этой продукции».

Так что политический подтекст данной вертолетной темы очевиден. Примечательно и другое: сколь оперативно (поспешно?) – в течение полутора месяцев – Москва приняла решение производить двигатели для винтокрылов семейств «Ми» и «Ка» в России. За этим явно видно определенного рода давление на Киев, противодействие курсу команды Виктора Ющенко на НАТО. А то, что Россия, в случае вступления Украины в альянс, разорвет с ней военно-промышленные контакты, Москва продемонстрировала на салоне «Двигатели-2006»: украинские представители могли воочию увидеть возможности российских заводов.

Это явно почувствовал генеральный директор «Мотор Сича» Богуслаев. Правда, о НАТО он не сказал ни слова. Глава украинских вертолетных двигателестроителей полагает, что политические процессы в двусторонних отношениях между Москвой и Киевом не должны оказывать столь большое влияние, как сейчас, на сложившуюся кооперацию оборонно-промышленных комплексов двух стран. «Такое впечатление, что кто-то обиделся на нашего президента Виктора Ющенко, но при чем здесь коллектив «Мотор Сича» и еще 230 заводов, которые оформлены межправительственным соглашением как предприятия, необходимые для поддержания боевой готовности, безопасности полетов военной и гражданской авиации?» – вопрошал гость из Запорожья.

КТО О ЛАПТЯХ, КТО – О НАЦБЕЗОПАСНОСТИ

Богуслаев утверждает, что для освоения вертолетного производства в Москве надо 230–250 млн. долларов. «Это – только один двигатель, – подчеркнул он. – А кто будет делать двигатели для вертолета Ми-26, самолета Ан-124 «Руслан», один двигатель которого уже сегодня стоит 6,5 млн. долларов?! Что, тоже будем осваивать на новом месте?»

Раздраженный гендиректор даже дошел до откровенных поучений: «Если у вас есть нефтедоллары, заложите их под двигатели пятого поколения, делайте новые двигатели, дайте деньги на НИОКР, но не делайте лапти тридцатилетней давности!»

Конечно, терять российский рынок вооружений украинские оборонщики не хотят. Оттого и нервничают. Непонятно только, зачем они делают вид, что не понимают: смена партнеров (с России на НАТО) не может не повлечь за собой соответствующих последствий, просчитать которые было нетрудно.

На світлині: Новые российские вертолеты пока ещё оснащены украинскими двигателями. Фото из книги «Оружие и технологии России».

Игорь ПЛУГАТАРЁВ 

“Независимая газета”

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка