Друк
Розділ: Партнерство
Российско-украинский совместный проект военно-транспортный самолет Ан-70
Российско-украинский совместный проект военно-транспортный самолет Ан-70

Россия и Украина восстанавливают полномасштабное и взаимовыгодное военное и военно-техническое сотрудничество.

Соглашение о пролонгации пребывания Черноморского флота России на территории Украины внесло большой вклад в обеспечение стабильности и безопасности в Причерноморском регионе и на Кавказе. Об этом заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков по итогам переговоров с министром обороны Украины Михаилом Ежелем. «Теперь предстоит проделать масштабную работу по налаживанию конструктивного взаимодействия наших флотов», - подчеркнул при этом он.

Соглашение по ЧФ РФ, подписанное президентами двух стран 21 апреля 2010 года в Харькове, предусматривает продление срока базирования Черноморского флота в Крыму до 2042 года с возможностью продления этого срока еще на пять лет. Помимо этого, Россия и Украина восстанавливают полномасштабное и взаимовыгодное военное и военно-техническое сотрудничество.

На прошедшем в приморском поселке Партенит (Крым, Украина) третьем заседании Подкомитета по вопросам безопасности украинско-российской Межгосударственной комиссии министрами обороны двух стран было подчеркнуто, что в ходе совместной работы была продемонстрирована заинтересованность обеих сторон в расширении сотрудничества военных ведомств государств. При этом они выразили уверенность в том, что «и следующее заседание подкомитета, которое состоится в России в IV квартале этого года, пройдет в духе взаимовыгодного партнерства».

В Партените главы оборонных ведомств России и Украины обсуждали вопросы использования российской стороной полигона взлетно-посадочных систем НИТКА, о подготовке проекта соглашения между кабинетом министров Украины и Правительством Российской Федерации о порядке функционирования 31-го Испытательного центра, расположенного на территории Украины, о достройке и реализации российской стороной ракетного крейсера проекта 1164 («Украина»), о предоставлении Министерством обороны России информации по объемам, типам и координатам захоронения боеприпасов времен Второй мировой войны в акваториях Азовского и Черного морей, о привлечении предприятий Украины для утилизации боеприпасов, вооружения и военной техники Черноморского флота России на территории Украины, об использовании потенциала судостроительных и судоремонтных предприятий Украины для модернизации кораблей и судов ВМФ России.

Наземный испытательный тренажер корабельной авиации (НИТКА) - специальный учебно-тренировочный комплекс, имитирующий палубу авианосца, предназначен для отработки техники взлета и посадки самолета. Он представляет собой аэродром со стальным летным полем в виде корабельной палубы, оборудованный трамплином и аэрофинишерами. Его габариты эквивалентны параметрам летной палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Северного флота.

Россия ежегодно платила Украине 500 тыс. долларов за его аренду, а также полностью за свой счет и своими силами ремонтировала все его оборудование. До 2008 года на тренажере регулярно проходили обучение летчики 279-го корабельного истребительного авиаполка. В сентябре 2009 года украинская сторона отказалась допустить российских пилотов на полигон, мотивировав это техническими причинами. По словам Анатолия Сердюкова, сейчас идет согласование позиций, касающихся технического состояния комплекса НИТКА, порядка формирования цены и расчетов за предоставляемые услуги.

Министр обороны России также сообщил, что возобновлен процесс переговоров о порядке функционирования 31-го Испытательного центра Минобороны России, расположенного на территории Украины.

Сегодня Россия и Украина также активно работают по совместному созданию военно-транспортного самолета Ан-70. «Продолжается активная работа по совместному созданию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70, – отметил Анатолий Сердюков. – Российская сторона принимает все необходимые меры для скорейшего завершения этапа опытно-конструкторских работ и перехода к серийному производству и поставкам самолета».

Программа создания самолета короткого взлета и посадки Ан-70 реализуется Российской Федерацией и Украиной на основании межправительственных соглашений от 1993 года и 1999 года. Самолет разрабатывается корпорацией «Антонов» (Киев). На нем устанавливаются двигатели Д-27, которые планируется серийно строить на предприятии «Мотор Сич» (Запорожье, Украина).

В соответствии с подписанными ранее межправительственными соглашениями Россия финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки при создании самолета Ан-70 на 72%, Украина – на 28. В общей сложности для ВВС России и ВВС Украины планировалось закупить более 200 самолетов.

В августе 2009 года Украина и РФ подписали протокол о внесении изменений в «Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о дальнейшем сотрудничестве в обеспечении создания, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27» от 24 июня 1993 г. Согласно документу, Россия и Украина продолжат совместную работу по созданию и проведению испытаний Ан-70 и его модификаций, в том числе для гражданского применения, с двигателями Д-27.

Согласно озвученным ранее разработчиком данным, завершение госиспытаний и начало серийного производства Ан-70 были смещены на 2012 год, потребность в финансировании на завершение госиспытаний оценивается в 132 млн. долларов.

По словам министра обороны России, кооперация военно-промышленных предприятий России и Украины имеет большие перспективы. В частности, сказал Анатолий Сердюков, предлагается привлекать специализированные украинские предприятия для утилизации на территории Украины боеприпасов, вооружения и военной техники Черноморского флота России.

Планируется организовать взаимодействие в области технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники. Оно может осуществляться в рамках заключения договоров ОАО «Оборонпром» с украинскими ремонтными предприятиями.

Также Анатолий Сердюков и Михаил Ежель заявили, что Россия и Украина будут увеличивать число совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. «Мы будем расширять число проводимых совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, – сказал министр обороны РФ. – Я пригласил министра обороны Украины Михаила Ежеля на стратегические учения «Восток-2010», которые в ближайшие дни начнутся в Сибири и на Дальнем Востоке с участием войск и сил двух военных округов и Тихоокеанского флота».

Кроме того, с 2011 года российско-украинские военно-морские учения «Фарватер мира» станут проводиться ежегодно с привлечением всех компонентов Черноморского флота России и ВМС Украины.

«Перед нами стоят серьезные вопросы, которые не решались на протяжении многих лет. Я удовлетворен тем, что после долгого перерыва мы собрались для продолжения диалога. Тот большой объем проблем, который был в наших отношениях, мы вскоре решим, – заявил после завершения заседания подкомитета Анатолий Сердюков. – У Минобороны есть ряд поручений президента и правительства, и в рамках этих поручений мы и будем работать».

Наша справка. Ан-70 - это первый в мире тяжелый самолет с винтовентиляторными двигателями. Традиционно для машин ОКБ Антонова шасси обеспечивает возможность эксплуатации с грунтовых ВПП с удельным давлением 6 кгс/см2, причем для взлета хватает 900 м грунтовой полосы, а для посадки - 600-700 м. Ресурс самолета рассчитан на 25 лет эксплуатации при 20.000 вылетов, или 45.000 часов налета. Четыре винтовентиляторных двигателя Д-27 мощностью 14.000 л.с. имеют расход топлива всего 126 граммов на тонно-километр и оснащены соосными винтами противоположного вращения (с восемью и шестью лопастями). Самолет способен перевозить 47 т груза на 1.350 км, основную нагрузку 30 т - на 5.000 км, а 20 т - на 7.400 км.

Максимальная крейсерская скорость составляет 750 - 800 км/ч; высота крейсерского полета - 9.000 - 12.000 м.

Олег ГОРУПАЙ.

На снимке: Российско-украинский совместный проект - военно-транспортный самолет Ан-70.