Владимир Путин поднял «Веселый Роджер»
Владимир Путин поднял «Веселый Роджер»

Владимир Путин поднял «Веселый Роджер»

Планы Кремля загнать украинское судозаводы в гигантский судостроительный госхолдинг сейчас реальны как никогда. Впрочем, коммерческие перспективы такого альянса довольно сомнительны, учитывая неспособность россиян навести порядок в собственном судостроении.

Бумажный морской бой

Согласно данным Минпромполитики Украины, за 4 месяца 2010 г. судостроительные предприятия увеличили производство продукции на 55% к АППГ, до более 1 млрд. грн. (около $130 млн.), а объемы реализации выросли вообще в 2,6 раза, до 2,385 млрд. грн. (более $300 млн.). Тем не менее, несмотря на бодрые рапорты отечественных чиновников, ситуация в украинском судостроении стремительно ухудшается.

За 4 месяца 2010 г. поставлено покупателям 10 суден на $60,6 млн. Напомним, что в 2009 г. на воду было спущено 30 суден и плавсредств общей стоимостью $238 млн. При этом, если в прошлом году 19 суден получили иностранные заказчики и 11 отечественные, то в 2010 г. украинские заказчики получили 7 суден, а иностранные – 3. Таким образом, показатели работы отрасли в этом году, в лучшем случае, будут сопоставимы с прошлогодними.

При этом перспективы выглядят еще более мрачными. Портфель заказов отрасли составляет всего 16 единиц на $210 млн. (12 суден для украинских заказчиков, 4 – для иностранных). Характерно, что весь «зарубежный» заказ составляет контракт ФСК «Море» на производство скоростных десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр» по заказу КНР. Причем, закладка первых двух кораблей произойдет, в лучшем случае, в сентябре.

Потеря зарубежных контрактов объясняется тем, что мировой фрахтовый рынок падает, преимущественно вследствие избытка свободного тоннажа. Таким образом, украинским предприятиям вряд ли стоит рассчитывать на существенный «улов» новых контрактов на внешних рынках вплоть до 2012 г.

Таким образом, оптимистические производственные показатели можно объяснить лишь курсовой разницей и удорожанием материалов, в основном, металлопродукции, т.е. инфляционными процессами. Кроме того, Минпромполитики интегрирует в производственные и сбытовые показатели судостроительной отрасли данные производителя газотурбинного оборудования для кораблей военного флота «Зоря-Машпроект» (минимум 50% от общей суммы). Естественно, это предприятие не выпускает плавсредств, но значительно повышает на бумаге итоги работы украинского судостроения.

Фразу «пациент скорее жив, чем мертв» можно сказать лишь о нескольких предприятиях отрасли. В их числе керченский «Залив» Константина Жеваго, николаевский Wadan Yards Okean, находящийся в процессе вхождения в российскую «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК) и «Херсонский судостроительный завод» (ХСЗ) Вадима Новинского.

ХСЗ за полгода поставил 2 якореукладчика норвежской компании Kleven Maritime, Wadan Yards Okean – производит баржи и буксиры для зернотрейдера «Нибулон», для голландцев выполняет заказ керченская верфь «Залив». Отметим, что это не самый высокий запас прочности перед еще более трудными временами. Другие предприятия отрасли, в т.ч. такие гиганты как Судозавод им. 61 коммунара, «Черноморский судостроительный завод», практически не ведут хоздеятельности по своему профилю. Скорее всего, некоторые, например, киевская «Ленинская Кузня» или севастопольский «Севморзавод», вскоре «прикажут долго жить».

Путин идет на абордаж

Учитывая смутные перспективы украинского судостроения и благоприятные политические обстоятельства, Россия огласила свои планы относительно поглощения наших судозаводов. Стоит сказать, что российский политический истеблишмент уже давно вынашивает планы государственного постсоветского капитализма, когда предприятия-осколки бывшего СССР концентрируются под колпаком профильных монстров-госкорпораций, управление которыми осуществляется из Кремля. В судостроении такой управляющей компанией призвана стать ОСК.

В этом году Кремль стал больше уделять внимание проблемам становления ОСК. Так было решено отказаться от географического принципа управления активами (т.е. упразднены западный и северный субхолдинги). Возможно, это связано с тем, что не удалось сформировать южный субхолдинг, куда должны были войти украинские верфи. Новая структура ОСК сейчас прорабатывается, но уже известно, что в составе в корпорации появится торговое подразделение - «Судоэкспорт».

Характерно, что ОСК высказала свои претензии как на украинские предприятия, так и на российские, находящиеся в частных руках. Например, практически завершены переговоры с предпринимателем Сергеем Пугачевым о покупке «Северной верфи» и Балтийского завода, стороны пока не могут договориться о сумме компенсации бизнесмену. Также ОСК пришла к консенсусу с зампредправления «Газпрома» Виталием Юсуфовым о выкупе Nordic Yards, в которую входят две немецкие верфи в Висмаре и Варнемюнде и украинский Wadan Yards Okean.

Кроме того, корпорация уже подписала соглашение с корейской Daewoo Shipbuilding о создании СП, которое займется строительством новой судоверфи на Дальнем Востоке стоимостью $1 млрд. Это не единственный проект ОСК с иностранным партнером на Дальнем Востоке. Корпорация создает аналогичное СП с китайско-сингапурским концерном Yantai Raffles. Это предприятие должно заняться строительством буровых платформ, а также бурового оборудования и оборудования для заводов по производству СПГ. Также принято решение о переносе производственной базы «Адмиралтейских верфей» в Кронштадт.

Дело рук Сечина

Авторство наполеоновских планов ОСК приписывают Игорю Сечину, председателю совета директоров корпорации и вице-премьеру в правительстве Путина по вопросам промышленности и энергетики. Правда, складывается впечатление, что сами россияне не могут толком сформулировать формулу сотрудничества, лишь называя украинские предприятия, которые, по их мнению, должны войти в ОСК.

Сначала шла речь о николаевской «Зоре-Машпроект» и предбанкротной ФСК «Море». Причем, последняя видимо попала в поле зрения только в связи с наличием контракта с КНР на поставку десантных кораблей с последующей передачей Пекину конструкторской документации на них. Затем россияне вспомнили о ЧСЗ, который получил контракт на строительство корвета.

В итоге президент ОСК Роман Троценко заявил о желании создать единый российско-украинский судостроительный кластер. При этом он уточнил, что необходимо как можно быстрее перейти от приобретения комплектующих за рубежом к их совместной разработке и производству. А в качестве приоритетного варианта кооперации было выбрано создание СП, куда Украина внесет активы, а РФ – деньги на их модернизацию.

Понятно, что в ряде сегментов ВПК России пока не обойтись без украинских предприятий. Тем не менее, РФ уже давно ведет собственные разработки для создания замкнутых производственных циклов. Таким образом, можно предположить, что потребность в Украине лишь временная и заключается в получении недостающей документации. Это свидетельствует о политике «выжимания соков» из постсоветских активов на фоне попыток РФ постепенно перейти на новые системы вооружений, участие в которых Украина не сможет принимать в связи с технической отсталостью.

Гособоронотказ

В целом, у Украины есть некоторая необходимость интегрировать свои судоактивы с РФ. Тем более, большая часть верфей и так находится в частных руках, причем российских инвесторов. В этом плане официальному Киеву необходимо лишь вести работу по привлечению контрактов для отечественных судозаводов на строительство суден и кораблей для РФ. Другое дело, что, учитывая уже 20-ти летнюю стагнацию отрасли, украинские верфи растеряли производственный и кадровый потенциал, возникает вопрос в их способности выполнять амбициозные заказы качественно и в срок (здесь напрашивается аналогия с покупкой Россией французского вертолетоносца типа «Мистраль»).

Украинские власти пока не огласили публично свои предложения россиянам. Тем не менее, известно, что Киев высказал готовность обновлять и ремонтировать рыболовецкий флот РФ в Украине. Также, по неофициальной информации, Россия заинтересована в размещении на судостроительных мощностях Украины заказа на постройку 15 военных кораблей в рамках программы обновления ЧФ РФ. Потенциально такой контракт мог бы стать мощным импульсом развития для отечественной отрасли, пока же планы россиян попахивают простым «пиаром».

Отметим, что наиболее реальным проектом кооперации двух стран на первом этапе видится все-таки достройка крейсера «Украина» на Заводе им. 61 коммунара с последующей его продажей россиянам. Технические специалисты ВМФ РФ уже подтвердили возможность достройки корабля на николаевском предприятии. Осталось только принять окончательное решение на политическом уровне. Кстати, Верховная Рада до ухода в отпуск уже успела вернуть крейсеру прежнее название – «Адмирал Лобов».

Что касается состоятельности украинских властей дать отечественным верфям свои заказы, прежде всего, по линии гособоронзаказа, то главным проектом остается строительство корвета. Впрочем, проблем здесь достаточно – только в июне ЧСЗ начал реальные работы по закладке корабля, и пока проект остается без финансирования.
Андрей ПИСАРЕВСКИЙ.

UGMK
/

http://www.ugmk.info/print/art/1279031568.html 14.07.10

Додатки:

Взаимный товарооборот России и Украины вышел на докризисный уровень

На встрече с Виктором Януковичем Владимир Путин отметил, что российско-украинское сотрудничество активно развивается и в высокотехнологичных областях - космосе и вертолетостроении; также российский премьер побывал под Севастополем на XIV международном байкерском фестивале

Взаимный товарооборот России и Украины вышел на докризисный уровень - об этом сообщил Владимир Путин на встрече с президентом Украины Виктором Януковичем в неформальной обстановке в Форосе. Российский премьер отметил, что российско-украинское сотрудничество активно развивается и в высокотехнологичных областях - космосе и вертолетостроении. Речь зашла и о праздновании Дня Военно-морского флота России - основные торжества пройдут  в воскресенье 25 июля в Севастополе с участием и российских, и украинских моряков. На праздник прибудет и Виктор Янукович.

А перед визитом к украинскому лидеру российский премьер побывал под Севастополем, где проходит 14-й международный байкерский фестиваль. Владимир Путин приехал туда на мотоцикле с автоматической коробкой передач в перчатках и черных очках. В Крыму "Ночные волки" собираются уже во второй раз. Нынешнее шоу посвящено 65-й годовщине обороне Севастополя и Победе в Великой Отечественной войне.

Владимир Путин, председатель правительства России: 

- Что меня особенно привлекает, и за что я хочу сказать особое спасибо - вы не забываете, что значат эти места и для Украины, и для России, не забываете отдать дань уважения памяти тем, кто сложил голову на этой земле, кто погиб за Родину, считаете возможным поехать возложить цветы к памятникам павшим героям. И, конечно, не забываете про Военно-морской флот. Завтра День Военно-морского флота России. Поздравляю всех моряков с праздником!

Суббота, 24 июля 2010

http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=8dd5aa11-fc36-4949-aa00-4b1c5733a1c5

Лужков: мы передали Севастополю документов на 3 млн. долларов

Комплексная программа сотрудничества на 2011-2013 годы подписана в Севастополе между горгосадминистрацией и мэрией Москвы.

Как передает корреспондент УНИАН, мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ заявил журналистам, что только перечисление разделов программы «займет больше времени, чем это полагается для коротких интервью», но это, по его словам, «9 страниц тех вопросов, которые мы совместно будем решать в период 2011-2013 годов».

По его мнению, «это серьезная программа, которая касается решения социальных вопросов, инвестиционной деятельности, строительства в Севастополе социальных объектов, жилья».

Больше того, добавил Ю.ЛУЖКОВ, «мы, не дожидаясь начала 2011 года, уже передали властям города (Севастополя) - в режиме подарка - проекты и рабочую документацию на современные школьные здания и на современное здание детского сада. Таким образом, как минимум на 10% снизили стоимость возможного будущего строительства».

Ю.ЛУЖКОВ отметил, что данные проекты и рабочая документация стоят около 3 млн. долларов.

По его словам, «у нас есть совместные программы чисто муниципального плана: вода, водоотведение, экология, различные инженерные сети. Это, наконец, вопросы, которые должны сегодня соответствовать любому современному городу - это вопросы информатизации, электронизации жизни и формирования такой системы услуг, которая не отнимала бы время людей».

Председатель Севастопольской горгосадминистрации Валерий САРАТОВ подчеркнул: «Мы подписали очень серьезное соглашение, там все очень серьезно прописано, начиная, скажем, строительством Дома Севастополя в Москве, и заканчивая культурой, образованием, здравоохранением».

По его информации, также важное место в программе уделено сотрудничеству в сфере экономики, инвестиционной деятельности.

http://www.unian.net/rus/news/news-388180.html 25.07.2010 00:46

Лужков считает неудачными для Украины последние 5 лет

Мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ считает неудачными для Украины последние 5 лет, и прежде всего потому, что она отстранялась от России, теряя тем самым в экономическом плане.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом Ю.ЛУЖКОВ заявил сегодня журналистам в Севастополе.

«Прошедшее пятилетие я считаю неудачным для Украины. Украина стала отстраиваться от такого полезного взаимодействия, и вообще гасить отношения с Россией. Это сразу же привело к негативному результату, в первую очередь, конечно, для экономики Украины», - сказал Ю.ЛУЖКОВ.

Мэр Москвы добавил, что Украина и Россия, «в любом случае, - это две бывшие части бывшего Советского Союза, мы сориентированы друг на друга… Конечно, потребителем выпускаемой в Украине продукции машиностроения, металлургии, двигателестроения может быть только Россия, Европе эта продукция не нужна».

Кроме того, сказал он, «политика руководства государства в лице ЮЩЕНКО, ну и в какой-то степени других руководителей - я имею в виду Юлию ТИМОШЕНКО, которая, может быть, в меньшей степени, более мягко, но все равно вела дело к изоляции - когда политика настроена на это, то это существенно осложняет не только товарооборот, но еще атмосферу взаимодействия».

Сейчас же, отметил Ю.ЛУЖКОВ, «атмосфера совершенно другая. Поэтому у нас есть планы, есть возможности, взаимный интерес. И мы в этой новой атмосфере, конечно, будем этот взаимный интерес отрабатывать иным образом, более активно, в режиме взаимного доверия и интереса».

http://www.unian.net/rus/news/news-388169.html

Посол привез в Россию Декларацию о стратегическом партнерстве

Новый Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в РФ Владимир ЕЛЬЧЕНКО планирует передать в Министерство иностранных дел России проект Декларации о стратегическом партнерстве между Украиной и РФ.

Об этом В.ЕЛЬЧЕНКО сообщил собственному корреспонденту УНИАН в России.

«Завтра я вручу Григорию КАРАСИНУ (статс-секретарю - заместителю министра иностранных дел России) наш первый проект. Мы постараемся в нем учесть те новеллы, которые возникли в последнее время», - сказал В.ЕЛЬЧЕНКО.

По его словам, этот документ очень серьезный, и если он будет подписан, то стороны получат «прекрасную» базу, которую нужно будет наполнить конкретным содержанием. «Там и политика, и экономика, и гуманитарное сотрудничество», – сказал посол.

Также В.ЕЛЬЧЕНКО отметил, что украинская сторона хотела бы не затягивать переговорный процесс и завтра постарается договориться о конкретном сроке начала переговоров с Россией по этому документу.

Он считает, что первый раунд переговоров на уровне экспертов можно начинать в сентябре.

В.ЕЛЬЧЕНКО отметил, что это очень важная задача для него, поскольку Президент Украины Виктор ЯНУКОВИЧ поставил ее в своем недавнем послании к украинскому народу.

Посол отметил, что идея подписать такую декларацию была и в 90-х годах прошлого века, и в начале 2000-х, и в 2007 году – стороны обменивались различными проектами, но дело так и не дошло до реализации.

Кроме того, В.ЕЛЬЧЕНКО сообщил, что завтра планирует передать Г.КАРАСИНУ копии верительных грамот.

УНИАН

http://www.unian.net/rus/news/news-387552.html

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка