lessphp error: variable @inputHeight is undefined: failed at ` margin-bottom: 10px;` /home/kobzaua/kobza.com.ua/www/templates/kobza/less/template.less on line 132 Миллиарды Минобороны РФ для ЧСЗ?
Единственный пока российский авианосец «Адмирал Николай Кузнецов» построен в Николаеве
Единственный пока российский авианосец «Адмирал Николай Кузнецов» построен в Николаеве

В Николаеве, возможно, построят корпус нового российского авианосца

Первый российский авианосец, возможно, будет построен в кооперации с украинскими корабелами, сообщил источник в Главном штабе ВМФ России.

«Изучается возможность строительства авианосца на нескольких площадках, одной из которых может стать украинский Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) в Николаеве, а второй – российский «Севмаш» в Северодвинске», – сказал источник.

По его словам, мощности Николаевского завода вполне позволяют создать корпус будущего авианосца, а его надстройка и окончательная доводка будет произведена на «Севмаше».

«У первого есть большой опыт строительства советских авианесущих кораблей, у второго – их ремонта и глубокой модернизации», – сказал источник в Генштабе ВМФ России.

Напомним, ранее Украина предложила России обеспечить достройку ракетного крейсера «Украина», который может войти в состав ВМФ РФ, на мощностях ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара» в Николаеве.

«Корреспондент». 31 августа 2010 | События 

http://korrespondent.net/ukraine/events/1111664/print

На світлині: Единственный пока российский авианосец «Адмирал Николай Кузнецов» построен в Николаеве.

Додатково:

Киев предлагает России достроить крейсер «Украина» в Николаеве

29 июня 2010 | События 

Украина предложила России обеспечить достройку ракетного крейсера «Украина», который может войти в состав ВМФ РФ, на мощностях ГП Судостроительный завод им. 61 коммунара в Николаеве.

Об этом сообщил на брифинге во вторник в Киеве министр промышленной политик Украины Дмитрий Колесников.

"Мы вышли к российской стороне с предложением достраивать крейсер на Заводе им. 61 коммунара. Возможно в кооперации с ЧСЗ (Черноморский судостроительный завод) и ХСЗ (Херсонский судостроительный завод в Николаеве) ", - сказал министр.

Предложение украинской стороны в настоящее время отрабатывается российскими партнерами, уточнил министр.

Как отметил Колесников, в ходе прошедшего на днях заседания подкомитета по промышленности украино-российской межгосударственной комиссии, украинская сторона также выступила с инициативой обеспечить на мощностях украинских судостроительных предприятий ремонт и изготовление российских судов рыболовецкого флота.

Вместе с тем, министр напомнил, что украинские судостроительные предприятия располагают возможностями по строительству, в том числе и военных судов.

Напомним, Украина в 1993 году получила от России недостроенный ракетный крейсер Украина, который из-за нехватки средств так и не был достроен на Черноморском судостроительном заводе им. 61-го коммунара. Многократные попытки продать крейсер России или третьей стороне были неудачными. На крейсере дважды формировался экипаж из состава ВМС ВС Украины и дважды расформировывался.

Президенты Украины и России еще 17 мая договорились о достройке крейсера. Тогда Виктор Янукович подчеркнул, что без российской стороны его достроить невозможно.

Ранее глава правительства Российской Федерации Владимир Путин в ходе встречи с Президентом Украины рассказал о наличии значительных технических трудностей по достройке ракетного крейсера Украина, который находится на верфи Николаевского судостроительного завода, и заявил о возможной передислокации недостроенного крейсера на судостроительный завод в Северодвинск.

По материалам Интерфакс-Украина 

ВМФ России «реанимирует» атомные крейсеры

«Эхо Москвы»Владимир Поповкин.

РБК

При этом Поповкин признал, что Россия пока нерасполагает мощностями делать корабли такого типа, напомнив, что СССР производил авианесущие корабли на верфях в Николаеве (Украина).

http://www.rosbalt.ru/2009/09/19/673305.html

Зачем России авианосцы?

Состояние нашего Военно-морского флота остается критическим

Беседуя с личным составом тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», Президент России Дмитрий Медведев сказал: «Нам нужно будет строить новые авианесущие крейсеры. Это совершенно очевидно, это важнейшее направление развития военно-морских сил. Так развивается весь мир, все крупнейшие государства, имеющие мощную систему защиты, имеющие мощный военно-морской флот, значит, и мы так будем делать. Естественно, это не делается за год, но все решения на эту тему будут обязательно приняты. Думаю, что в ближайшее время мы подготовим программу - считайте, что это поручение министерству обороны - по возрождению авианесущей компоненты (ВМФ) и определению мест, где будут строиться новые авианесущие крейсеры».

Этим заявлением верховный главнокомандующий поддержал руководителей российского ВМФ, которые неоднократно выражали намерение построить и ввести в состав нашего флота новые авианесущие корабли.

Однако, многие задаются вопросом, так ли уж нужны нашему флоту огромные и дорогостоящие плавучие аэродромы? И может ли Россия построить такие корабли? Мы попытаемся дать ответ на этот вопрос и для начала рассмотрим место, которое занимают авианосцы в системе морских вооружений. Фоторепортаж об авианосцах смотрите на нашем сайте.

1. Владыки морей  

Начиная с 17-го века, когда военно-морские флоты были поставлены на регулярную основу, роль их станового хребта играли корабли, чьим предназначением было завоевание господства на море. В английском языке за ними закрепился термин battleship – в дословном переводе – корабль для битвы. Огромные трехпалубные гиганты, увенчанные горой белых парусов и ощетинившиеся почти сотней орудий большого калибра, в течении двух с половиной веков были «рабочими лошадками» морских держав. Им на смену пришли броненосцы, после русско-японской войны – линкоры-дредноуты, потом – сверхдредноуты, которые помимо традиционного battleship именовались также capitolship – основные или главные корабли. В ходе второй мировой войны на смену закованным в броню стальным гигантам с дальнобойной артиллерией пришли еще более крупные корабли, главным оружием которых стала авиация.  

В 1939 – 1945 годах только один раз линкорам удалось удержать верх над плавучими аэродромами – в 1940-м году немецкие линейные крейсера «Шарнхост» и «Гнейзенау» потопили британский авианосец «Глориес», во всех остальных столкновениях авианосцы выходили победителями. В результате к концу войны линкоры из разряда главных ударных сил флота превратились лишь в средство защиты ударных авианосных соединений.  

Что объединяет все типы кораблей для завоевания господства на море разных эпох? Можно выделить несколько универсальных принципов:  

- Наиболее мощное вооружение среди прочих военных кораблей;  

- Высокий уровень боевой устойчивости – корабли этого разряда способны выдерживать многочасовые и даже многодневные сражения с сильным противником, обеспечивая устойчивость всего боевого порядка флота;  

- Универсальность применения. Конечно, главным назначением этих кораблей остается уничтожение кораблей противника, но вместе с тем,

они могут решать практически любые задачи, стоящие перед морскими силами – охранять свои торговые суда и нападать на торговлю неприятеля, действовать против береговых укреплений противника, а то и высаживать десант.

Большие размеры кораблей позволяют разместить на них части морской пехоты, а мощное и гибкое по составу вооружение – обеспечить эффективную поддержку десанту.  

Таким кораблем является современный авианосец – неся на борту до 90 боевых самолетов, он способен атаковать корабли и береговые объекты противника, высаживать десант (используя десантные вертолеты), бороться с подводными лодками противника, обеспечивать ПВО и ПРО соединения кораблей. Радиус зоны, которую контролирует авиация современного авианосца составляет до 500 морских миль, что делает его практически неуязвимым для противника, не располагающего ядерным оружием. Да и ядерное оружие не всесильно - в ходе испытаний около Атолла Бикини, проведенных американским флотом в 1946 году, старый авианосец «Саратога» затонул только спустя 8 часов после второго(!!!) ядерного взрыва (при этом на борту отсутствовала команда и за живучесть корабля никто не боролся). Усиливает мощь плавучих аэродромов и то, что уровень подготовки летчиков корабельной авиации всегда выше, чем у сухопутных собратьев – чтобы взлететь или сесть на небольшую качающуюся палубу нужно быть настоящим мастером своего дела.  

Иными словами, держава, имеющая в составе своего флота авианосцы, способна оспаривать господство на море. Не имеющая таких кораблей – обречена забыть о претензиях на морское величие.

2. Ассиметричный ответ  

Главным недостатком кораблей, предназначенных для завоевания господства на море, является их высокая стоимость. Далеко не всякая страна может себе позволить построить их в достаточном количестве. Кроме высокой стоимости собственно постройки, требуется высокий технологический уровень, дорогостоящая инфраструктура базирования и, наконец, умелое командование, чтобы не загубить столь дорогостоящие средства впустую.  

И почти сразу же появились теории «ассиметричного ответа» могучим флотам. Смысл их в целом сводился к тому, как бы побыстрее и подешевле решить свои задачи на море, не вступая в сражения с грозными плавучими крепостями.  

Впервые такую теорию попытались применить французы в эпоху революционных и наполеоновских войн. Некогда грозный флот французского королевства под «чутким управлением» революционеров быстро пришел в упадок, и тогда была сделана ставка на каперство. Мол, вооруженные торговые суда и малые военные корабли с многочисленной и хорошо подготовленной командой будут рыскать по морям и океанам, разрушая вражескую морскую торговлю. Получилось, на первый взгляд, вроде бы здорово. Французские мальчишки по сию пору зачитываются описаниями приключений отважного капера Робера Сюркуфа, не один фильм снят про смельчака из Сен-Мало. Только вот в жизни все было гораздо прозаичнее – благодаря введенной англичанами системе конвоев, потери их торгового флота от действий каперов составили 4,2% судов – меньше чем было потеряно от штормов, посадок на мель и прочих «опасностей моря». Франция же лишилась морских коммуникаций, связей с колониями, возможности перевозить войска морем и т.д.  

В 19-м веке доктрина каперства возродилась на новом уровне в виде «теории крейсерской войны», которой увлеклись тогда три европейские морские державы – Франция, Россия и Германия. Согласно положениям этой концепции, главный удар по коммуникациям противника должны были нанести крейсера – легкие корабли с большим запасом автономности, самостоятельно действующие на морских просторах.  

Однако успешные действия Владивостокского отряда крейсеров не помогли русскому флоту избежать поражений под Порт-Артуром и в Цусиме. Действия же германских крейсеров в начале Первой мировой войны были также быстро пресечены англичанами – оказалось, что, не имея поддержки мощного линейного флота, легкие рейдеры обречены.  

В конце Первой мировой войны Германия сделала ставку на новое оружие – подводные лодки. По мнению немецких историков, лишь окончание войны помешало подводникам Кригсмарине «поставить Англию на колени».

Именно на подводные лодки сделала свою ставку и гитлеровское руководство. В ходе Второй мировой войны в Германии был построен невиданных размеров подводный флот – более 40 000 немецких подводников выводили в море страшные серые У-боты.  

Но 30 000 из них нашли свою могилу на морском дне под ударами кораблей и авиации союзников. А потери британского торгового флота опять не превысили и 6% кораблей …  

Мы сделали столь длительный исторический экскурс для того, чтобы показать – история учит, что попытки изыскать «альтернативный» или «ассиметричный» путь победы в войне на море обречены на неудачу. Перефразируя Наполеона, можно сказать – Бог на стороне больших кораблей.  

3. Долгий путь русского авианосца 

К 1917 году Россия подошла, имея мощный и неплохо сбалансированный военно-морской флот. На момент революции в строю находилось – 16 линейных кораблей (из них 7 дредноутов), еще пять достраивались и были в довольно высокой степени готовности (два должны были войти в строй в 1918 году).  

Революция привела к полной деградации и разрушению флота – к середине 1920-х годов в строю остались лишь 3 дредноута, а военное руководство увлеклось поисками «альтернативного ответа» на «империалистическую морскую мощь» - строились торпедные катера, подводные лодки, создавалась морская авиация. О воссоздании мощного флота, способного не только оборонять свое побережье, но и выйти на океанский простор, советское руководство задумалось лишь к 1938 году, когда была принята Большая судостроительная программа.  

Из-за войны, а также по причине неразвитости собственной судостроительной промышленности, программа так и осталась невыполненной. И заложенные было в Николаеве и Ленинграде корпуса линейных кораблей были использованы для других нужд.  

Разработанная уже после войны новая программа строительства флота была «зарублена» после прихода к власти Н.С. Хрущева. Новый лидер полагал, что главную роль в военной силе могут играть лишь стратегические ракеты, и учинил подлинный погром флоту и судостроительной промышленности.

Лишь после его ухода с поста руководителя СССР в составе советского флота появились первые авианесущие корабли – противолодочные крейсера типа «Ленинград». Следом за ними последовали тяжелые авианесущие крейсера типов «Минск» и «Новороссийск», за ними – «Баку». При этом доктрина советского флота не рассматривала авиационное вооружение этих кораблей как основное. Их главным оружием были противокорабельные ракеты, а самолеты вертикального взлета и посадки лишь дополняли его.  

Попытки руководства флота получить в свое распоряжение полноценные авианосцы неизменно отбивались руководителями ВПК. Промышленности не хотелось связываться со строительством столь больших и сложных кораблей. К тому же появление в составе советского флота полноценных авианосцев неизбежно привело бы к новой структуре флота, что заставило бы промышленность озаботиться разработкой принципиально новых кораблей и систем вооружения. Поскольку в советской политической системе вес руководства ВПК был значительно выше, чем руководства вооруженных сил, то до поры до времени «красные директора» отбивали все атаки флота.  

В результате, затратив на строительство военно-морских сил в полтора раза больше материальных средств чем США, Советский Союз так и не получил полноценного океанского флота – его корабли могли уверенно действовать лишь в зоне прикрытия собственной береговой авиацией….  

Компромиссом между военными и промышленниками стало создание авианесущих крейсеров проекта 1143,5. В этих кораблях, наконец-то, была обеспечена возможность использования полноценных боевых самолетов, а ракетное противокорабельное вооружение рассматривалось лишь как дополнительный компонент боевой мощи.  

Флот получал корабль, который по размерам совсем немного уступал американским ударным авианосцам (водоизмещение 70 000 тонн против 97 000 тонн у американцев), но несущий в два с половиной раза меньшее число самолетов (36 против 90). К тому же главной задачей этих кораблей является обеспечение ПВО флота, и на борту отсутствовали ударные машины.  

И все же именно вступивший в строй в 1990 году «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» является единственным полноценным авианосцем нашего флота.

Единственным, потому что распад СССР нанес нашему флоту серьезнейший урон. Практически все авианесущие корабли флота были выведены из его состава и проданы на металл. Интересно, что купившие якобы на металл тяжелый авианесущий крейсер «Минск» китайцы привели его в относительный порядок, и тщательно изучив, превратили в действующий военно-морской музей. Китайцам же достался и однотипный «Кузнецову» «Варяг». Корабль, который в 90% готовности был оставлен на верфях ставшей независимой Украины, был выкуплен китайцами тоже якобы «на металл», однако никаких сведений по уничтожению этого корабля из Поднебесной не поступало, более того, отдельные эксперты полагают, что промышленности КНР удалось не только изучить корабль, но и достроить его до боеспособного состояния.  

На верфях Николаева был уничтожен и первый советский полноценный атомный авианосец «Ульяновск», заложенный в 1991 году.  

Таким образом, за все 70 лет советской власти в стране удалось построить и ввести в строй только один (!!!) корабль, предназначенный для завоевания господства на море.

4. Витязь на распутье  

С детских лет мы знаем, что Россия – великая морская держава. Однако нынешнее состояние нашего флота остается критическим. Да, в последние годы произошло увеличение финансирования ремонта и обеспечения боевой деятельности кораблей, да наши корабли вновь вышли на океанский простор, но вдумайтесь – начиная с 1991 года в России не построено ни одного корабля крупнее фрегата! Военный корабль рассчитан на долговременную эксплуатацию, но и он не вечен. И недалек тот год, когда единственный наш авианосец будет отправлен на слом по причине износа. Кто придет ему на смену?  

Отрадно, что руководство военно-морского флота России осознало эту проблему. В своих публичных выступлениях наши адмиралы говорят о намерении построить мощный сбалансированный флот, в составе которого будет 6, а то и все 8 авианосцев. У экспертов эти слова вызывают лишь горькую усмешку. С созданием авианесущих кораблей едва справилась советская судостроительная промышленность, причем далось ей это ценой огромного напряжения – тот же «Адмирал Кузнецов» строился целых 8 лет. Способна ли наша промышленность разработать и реализовать проект современного авианосца в условиях нынешней России? В условиях оттока из отрасли квалифицированных рабочих и инженерных кадров, на оборудовании, не обновлявшемся десятилетиями? А ведь предстоит не просто повторить высшее достижение советского судпрома, но и превзойти его.  

Будем честны – ответ на этот вопрос может быть только отрицательным.

Возможностей построить авианосец на собственных верфях у современной России нет.

Значит ли это, однако, что наш флот обречен на дальнейшую деградацию? Отнюдь нет. Выход есть и выход достаточно традиционный для России. Необходимо развести задачи усиления флота и возрождения собственной промышленности. И если корабли нельзя построить в России, то их можно купить.  

Российский флот довольно часто пополнялся таким способом и в лучшие свои годы. Первый корабль Балтийского флота фрегат «Штандарт» был куплен в Голландии, первые русские корабли, совершившие кругосветное плавание, шлюпы «Надежда» и «Нева» в – Англии. В Германии были куплены крейсера «Аскольд» и «Богатырь», в США – легендарный «Варяг» и броненосец «Ретвизан», во Франции – «Цесаревич»….  

Покупка кораблей за границей мотивировалась разными причинами – и загруженностью собственных верфей, и желанием ознакомиться с новейшими технологиями, использующимися за рубежом, а иногда и просто политическими мотивами – так, чтобы подкрепить свежезаключенный русско-французский союзный договор материальным свидетельством, во Франции был заказан крейсер «Адмирал Корнилов».  

С приходом советской власти ситуация не изменилась. Легендарный лидер «Ташкент» был куплен в 1939-м в Италии, в 1940-м году СССР приобретает у Германии тяжелый крейсер «Петропавловск», в ходе Великой Отечественной войны по ленд-лизу были приобретены более сотни кораблей и катеров (главным образом, охотников за подводными лодками и торпедных катеров). И никто не усматривал тогда в этих сделках умаления национальной чести.  

В настоящее время наши вооруженные силы отказываются «де-факто» от идеи вооружаться исключительно отечественным вооружением и техникой. Никого не удивляет использование в ходе чеченских кампаний радиостанций «Моторола», навигационных приборов GPS и т.д. Ведь даже самая сильная армия мира – армия США имеет на вооружении пистолеты итальянской фирмы «Беретта», а в конкурсе на создание нового самолета-заправщика для американских ВВС принимает участие и европейский концерн Аэрбас.  

Так не попытаться ли купить новые русские авианосцы за границей? В мире насчитывается всего 10 стран, в состав флотов которых входят авианесущие корабли. Первое место занимают, естественно, США, имеющие в строю 9 ударных атомных авианосцев типа «Нимиц» (10-й – «Джордж Буш» должен войти в строй в следующем году). На втором месте – Великобритания. В составе флота былой владычицы морей входят 4 авианосца. По одному авианосцу собственной постройки есть у Италии, Испании, Франции, России и Южной Кореи. В состав флотов Индии, Бразилии и Таиланда входят «подержанные» корабли, построенные в других странах.  

Где могут быть заказаны новые русские корабли? В конце сентября от высокопоставленного российского адмирала прозвучала идея строить их в Николаеве, т.е. там, где строились авианосцы СССР.

В этом предложении для нас важны два момента: во-первых, руководство российского ВМФ пришло к выводу о необходимости строить корабли за границей, во-вторых, серьезного анализа возможностей зарубежных стран не было сделано. Николаевский судостроительный завод, на котором в течение столетий строились корабли для Черноморского флота России, в настоящее время пребывает в состоянии такого же упадка, как и наша собственная судостроительная промышленность. С теми же проблемами, усугубленными нестабильной политической ситуацией на Украине.  

В качестве реальных вариантов можно рассматривать три страны:  

- Великобритания. Родина самого класса авианосцев, обладающая развитой судостроительной промышленностью и колоссальным опытом проектирования боевых кораблей. Заказ авианосцев в этой стране мог бы способствовать снижению напряженности в российско-британских отношениях.  

- Франция. Судостроительная промышленность Франции в последние годы находится на подъеме. Не случайно именно во Франции был построен крупнейший круизный лайнер мира «Куин Мэри II». Определенная политическая самостоятельность в составе западного блока делает перспективы русско-французского сотрудничества более благоприятными, чем в соседней Англии. К тому же Россия имеет некоторый опыт сотрудничества с Францией в военно-промышленной сфере – в этой стране были приобретены тепловизоры для танковых прицелов новейших российских танков.  

- Южная Корея. На первый взгляд, такой выбор может показаться странным, однако, не надо забывать о том, что гражданское судостроение маленькой восточной страны является одним из наиболее развитых в современном мире. Конечно, разработка полноценного проекта современного авианосца может оказаться для южнокорейских инженеров сложной задачей, но как раз тут Россия может задействовать свои ресурсы.  

Возможен и комплексный проект – заказ разработки проекта британскому КБ и осуществление постройки на южнокорейских верфях.  

В результате наш флот в относительно короткий срок (около 6 лет) получит два мощных современных корабля, промышленность – готовый современный проект и опыт участия наших инженеров в постройке кораблей такого класса.

Это позволит оставшиеся корабли серии (напомним – наши адмиралы хотят иметь в составе флота 6 авианосцев) построить уже в России, серьезно модернизировав, тем самым отечественные предприятия.  

Конечно, реализация такого проекта потребует значительных политических, дипломатических и материальных усилий. Но выбора у нашего флота фактически нет – если не принять мер, то к 2020 году самым крупным надводным кораблем под Андреевским флагом будет… крейсер 1-го ранга «Аврора», стоящий на мертвом якоре в центре Санкт-Петербурга, ибо наши новые фрегаты значительно уступают ему в размерах.  

Основатель русского флота император Петр Великий писал – «Всякий потентат (государство), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет". Если Россия хочет быть по настоящему великой державой, способной защитить свои интересы в любой точке планеты, то ей необходим сбалансированный океанский флот, становым хребтом которого должны стать новые авианосцы, пусть даже и первые из них будут построены на чужих верфях.

Александр Музафаров

16.10.2008

Специально для Столетия

http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/zachem_rossii_avianosci_2008-10-16.htm

Авианосцы России

В августе 1953 года главком ВМС Николай Кузнецов представил министру обороны СССР Николаю Булганину доклад, в котором изложил свои взгляды на задачи и развитие флота, а также сформулировал предложения по строительству новых боевых кораблей. В докладе подчеркивалось, что «в послевоенных условиях без наличия авианосцев в составе ВМС решение основных задач флота обеспечено быть не может».

С того времени прошло более 50 лет, а в составе отечественного флота есть единственный недоукомплектованный авианосец «Адмирал Кузнецов», и время жизни российского военного флота в открытом море в случае настоящей войны исчисляется минутами. О трагической судьбе отечественного авианосного флота «Популярной механике» рассказал главный конструктор аванпроекта атомного авианосца проекта 1160, заместитель главного конструктора авианосца проекта 1153 и тяжелых авианесущих крейсеров Аркадий Морин.

Закат линкоров

Появившись в 20-х годах прошлого века, авианосцы поначалу рассматривались исключительно как средства обеспечения боевых действий основной ударной силы флота – линкоров. Так было до 7 декабря 1941 года, когда японский авианосный флот утопил американские линкоры в бухте Перл-Харбор. Сразу после нападения американцы заложили серию из 24 авианосцев типа «Эссекс» – таких больших серий столь крупных боевых кораблей в истории мирового кораблестроения не было ни до, ни после. Семнадцать авианосцев из серии успели войти в строй еще во время войны и позволили США выиграть битву на Тихом океане. Примечательно, что самый мощный из когда-либо построенных линкоров, японский «Ямато» с девятью 457-мм орудиями, за всю войну так и не сумевший нанести серьезный ущерб кораблям противника, был потоплен в апреле 1945 года самолетами с американских авианосцев.

После войны всем странам стало понятно, что на морских просторах появились новые безраздельные хозяева – авианосцы. Всем, кроме СССР. Впрочем, был и в нашей стране ярый приверженец нового вида кораблей – флагман флота 2-го ранга Николай Кузнецов, назначенный в апреле 1939 года наркомом ВМФ. Благодаря его стараниям в планах третьей пятилетки 1938–1942 годов значилась закладка двух авианосцев, по одному для Северного и Тихоокеанского флотов. Однако уже в январе 1940 года план ВМФ сократили наполовину, и авианосцев в нем не оказалось. Сталин питал необъяснимую страсть к огромным линкорам, и ему мало кто осмеливался возражать. Но Кузнецов не унимался – по его указанию в ЦКБ-17 под руководством В.В. Ашика продолжалась разработка авианосцев. Работа велась по двум направлениям: большой авианосец с двухъярусным ангаром на 62 самолета (проект 72) и малый, с одноярусным на 32 самолета (проект 71). Палубный истребитель планировалось заменить корабельной модификацией известного истребителя Яковлева Як-9К, ОКБ Туполева должно было разработать корабельные торпедоносцы ПТ-М71. Основным способом взлета самолетов с авианосцев был свободный разбег по полетной палубе, использование катапульт предусматривалось лишь при максимальной взлетной массе и неблагоприятных метеоусловиях.

Созданная Кузнецовым в начале 1945 года комиссия по выбору необходимых типов кораблей для послевоенного формирования флота пришла к необходимости создания в первую очередь авианосцев двух типов: эскадренных (больших) – для Северного и Тихоокеанского флотов и малых – для Балтийского и Черноморского. На основании выводов комиссии Главный морской штаб при разработке предложений по перспективному плану послевоенного развития ВМФ предусматривал строительство девяти больших авианосцев (шесть для Тихого и три для Северного флотов) и шести малых для Северного флота. При рассмотрении в правительстве количество авианосцев уменьшили до четырех, а Сталин подвел черту: «Хорошо, построим две штуки малых». Но из конечного варианта плана исчезли и они: руководители Наркомсудпрома заявили, что «пока не готовы строить такие принципиально новые корабли». Парадокс заключался в том, что без таких кораблей строительство других теряло всякий смысл. Так в СССР начали строить бессмысленный флот.

Бюджетный авианосец

По замыслу великого стратега в течение десяти послевоенных лет намечалось построить четыре тяжелых и 30 легких крейсеров, а в 1953–1956 годах заложить еще три тяжелых и семь легких крейсеров. Одновременно Сталин собирался продолжить строительство одного из трех заложенных еще до войны линкоров проекта 23 и начать в 1955 году постройку еще двух по более совершенному проекту 24. Во всем мире такие планы сочли бы идиотскими, в СССР их называли гениальными.

В связи с этим работы над проектом 72 эскадренного авианосца прекращались, а вместо него неугомонный Кузнецов утвердил новое техзадание на разработку малого эскадренного авианосца, который мог бы в прибрежной зоне выполнять задачи противовоздушной обороны соединения, участия в противолодочной обороне, проводки конвоев и поддержки высадки десанта.

Такой «бюджетный» авианосец должен был нести в ангарах 30–40 самолетов. Для облегчения старта в носовой оконечности планировалось установить одну катапульту. Как вариант рассматривался проект достройки в качестве авианосца тяжелого крейсера «Кронштадт» или достройки трофейного германского авианосца «Граф Цеппелин». «Кронштадт» находился в невысокой технической готовности (10–15%), его достройка требовала около пяти лет, и в итоге он ушел на слом. Германский авианосец возможно было бы достроить менее чем за три года, но союзники, в зоне ответственности которых оказалось много готового оборудования и вооружения для «Графа Цеппелина», всячески противились осуществлению этого плана и настаивали на уничтожении оборудования. Переговоры тройственной комиссии ни к чему не привели, и «Граф» был расстрелян как плавучая цель авиацией и флотом 16 августа 1947 года. Еще до этого, в январе 1947 года, Кузнецова по ложным доносам сняли с должности главкома ВМС, и работы по авианосцам в СССР снова прекратились.

Совсем малый авианосец

В 1951 году Кузнецова снова назначают военно-морским министром СССР и он снова реанимирует авианосную тему. Но все его доклады не имеют никакого успеха ни до, ни после смерти Сталина. Единственное, чего ему удалось добиться, – это сохранение легкого авианосца (проект 85) в плане проектирования кораблей на 1955–1960 годы.

Между тем наступила эра реактивной авиации. Проектируемый легкий авианосец должен был нести 40 реактивных истребителей, два вертолета, иметь стандартное водоизмещение в 24 000 т и дальность плавания от 5000 миль. Но создание такого корабля требовало объединения ресурсов не только Минсудпрома и Минтяжмаша, но и Минавиапрома, который саботировал проект. В апреле 1955 года Кузнецов напрямую обратился к Хрущеву с просьбой привлечь к проекту КБ Яковлева, Микояна и Сухого. Это была последняя попытка Кузнецова спасти авианосец – через месяц он слег с инфарктом, а затем был снят с должности министром обороны Жуковым «за неудовлетворительное руководство флотом» и понижен в должности. Лишь через 14 лет после смерти талантливому флотоводцу вернули звание Адмирала флота Советского Союза.

Авианосцы остались без защиты. Новый главком ВМФ адмирал Горшков был всецело поглощен единственной задачей – удержать собственное кресло (и это ему удалось – он оставался главкомом ровно тридцать лет), поэтому предпочитал ни с кем не сориться. А при Хрущеве в моду вошло ракетное оружие, которое и было призвано решать почти все задачи – от уничтожения кораблей противника до противовоздушной обороны. Работы по авианосцам были прерваны, а вместо этого ЦКБ-16 была поручена разработка ракетного корабля ПВО (проект 81), который, к слову, также построен не был. Разработанная Горшковым программа военного судостроения на 1958–1965 годы предусматривала защиту кораблей от авиации противника в океане исключительно ракетным оружием. Безграмотная с военной точки зрения программа была блестящей с точки зрения карьеры – Хрущев был без ума от ракет. Слово «авианосец» попало в разряд табу.

Подпольщики

Тем не менее были люди, которые понимали, что без авианосцев флоту никуда. В 1959–1960 годах ЦКБ-17 (ныне Невское ПКБ) по поручению Госкомитета по судостроению выполнило проектную проработку «плавучей базы истребительной авиации» (ПБИА), так как за употребление термина «авианосец» можно было легко лишиться работы. Действовать ПБИА должна была в паре с кораблем ПВО, взаимно дополняя друг друга. «База» водоизмещением около 30 000 т несла 30 истребителей, четыре самолета радиолокационного дозора и два вертолета и выполняла следующие задачи: поиск соединений кораблей противника, уничтожение вражеской авиации на дальних подступах, обнаружение низколетящих целей за горизонтом. Однако проработка не имела никакой поддержки со стороны смежных отраслей промышленности и выполняла скорее роль тренера конструкторских кадров для дальнейших работ по авианосцам, в появлении которых большинство флотских экспертов не сомневались. Но они недооценили Горшкова – этот выдающийся стратег в своих публикациях громил авианосцы как «оружие агрессии», раздувая, с одной стороны, их непомерную стоимость, а с другой – приписывая им мнимую уязвимость от ракетного оружия, в том числе баллистического. Основная ставка в его доктрине делалась на подводный стратегический флот и морскую стратегическую авиацию.

Незадачливые охотники за лодками

15 ноября 1960 года на свое первое боевое патрулирование вышла атомная ракетная подводная лодка «Джордж Вашингтон», вооруженная 16 ядерными баллистическими ракетами «Поларис А1», – первая в одноименной серии американских подводных ракетоносцев. Учитывая небольшую дальность («Поларис А1» – 1200 миль, «Поларис А3» – 2500 миль) полета ракет, районы патрулирования находились в Северной Атлантике и Средиземном море. Для борьбы с ними по замыслу Горшкова создавались поисково-ударные группы, состоящие из сторожевых кораблей, охотников за подводными лодками, и ракетных эсминцев, задачей которых была защита сторожевиков. Особой гордостью Горшкова стали ракетные эсминцы 58-й серии – «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг», волевым решением главкома переименованные в «крейсеры», что дало право заявить о создании «первых и мире ракетных крейсеров, не имевших зарубежных аналогов». К слову, американские эсминцы 1970-х превосходили наши крейсеры по водоизмещению почти вдвое. Но это не главное – сторожевики со своей задачей хронически не справлялись.

К этому времени Хрущева сменил Брежнев и министром обороны стал Андрей Гречко. Горшков тут же изменил свой курс на 180 градусов и вернулся к идеям Кузнецова по созданию океанского флота – правда, в своеобразно усеченном варианте. В 1967 году Черноморский флот пополнился очередным «не имеющим аналогов в мире» творением Горшкова – противолодочным крейсером (ПКР) «Москва», кораблем противолодочной обороны дальней зоны с групповым базированием вертолетов. Подпалубный ангар вмещал в себя 14 вертолетов, которые справлялись с задачами поиска субмарин гораздо эффективнее сторожевиков. Основной задачей «Москвы» был круглосуточный поиск лодок, для чего в воздухе, на удалении 50 км от корабля, непрерывно находилась четверка вертолетов. Через год был поднят флаг на однотипном ПКР «Ленинград». Первые же дальние походы «Москвы» и «Ленинграда» показали, что эти корабли не способны противодействовать американским подводным лодкам из-за возросших боевых качеств последних. К тому же американские авианосные группировки в Средиземном море вели себя крайне нагло, демонстративно выполняя полеты над самой палубой наших вертолетоносцев, а то и провоцируя прямые столкновения кораблей.

Турболеты

В июле 1967 года на воздушном параде в аэропорту Домодедово был показан удивительный аппарат, который впервые увидели не только простые граждане, но и многие военные, – самолет вертикального взлета и посадки Як-36, наследник экспериментальных «турболетов» 1950-х. Изначально Як-36 разрабатывался как фронтовой штурмовик, который мог оказывать поддержку войскам в условиях разрушенных прифронтовых аэродромов, взлетая прямо с лесных просек. Армейскую авиацию самолет не удовлетворил, и Яковлев попытался пристроить его во флот, благо еще в 1963-м пилот Билл Брэлфорд совершил на английском экспериментальном Hawker Siddeley P.1127 (предшественнике Harrier) вертикальную посадку на палубу авианосца «Арк Ройал», бороздившего воды Ла-Манша. Яковлева поддержал Дмитрий Устинов (в то время зампред Совета министров СССР), и Горшков не смог устоять – постройка третьего корабля серии «Москва» (под него уже начали резать металл) в Николаеве была приостановлена. Взамен было принято решение о начале строительства ПКР серии 1143 «Киев» с самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП). Мало того, для отпугивания американских авианосцев было предусмотрено шесть пусковых установок гигантских противокорабельных ракет П-500 «Базальт». Техпроект нового корабля сделали в кратчайшие сроки к апрелю 1970 года, а в декабре 1972-го «Киев» был спущен на воду. Новому кораблю Горшков придумал и новое название – тяжелый авианесущий крейсер, ТАВКР. Само собой, СССР создал первый в мире ТАВКР. А летом 1976 года этот ТАВКР с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море у острова Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. Американцы на этот раз держались от корабля подальше – их предупредили, что на нем могут быть специальные боевые части для «Базальтов».

Через три года на Тихий океан в обход Африки отправился близнец – ТАВКР «Минск» с более совершенными самолетами – Як-38. Полеты в тропиках окончательно развеяли мифы о самолетах СВВП – в условиях высокой температуры и влажности воздуха подъемные двигатели перестали запускаться. А даже когда они запускались, летать могли лишь при снятом вооружении и неполной заправке. Тем не менее строительство этих дорогостоящих кораблей продолжалось: в 1982 году был спущен на воду ТАВКР «Новороссийск», а в 1987-м – «Баку». Лишь смерть Устинова в 1984 году и последовавшая через год отставка великого флотоводца Горшкова привели к остановке производства ТАВКРов – советских чудо-кораблей.

http://econo.com.ua/2010/08/v-nikolaeve-postroyat-korpus-pervogo-rossijskogo-avianosca/

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка