Председатель НКАУ г. Новосибирска Владимир Павук размышляет о нынешней национальной политике Кремля

Прошло немногим больше года, как в декабре 2018 года Владимир Путин издал указ о «… внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года...»  На фоне бурлящего мира как-то не очень долго задержалась эта тема в российских СМИ  (украинская тема и истерия вокруг нее для российских СМИ несравненно «интереснее»). И лишь осенью 2019 года сначала в правительстве Новосибирской области, а затем и в мэрии Новосибирска созвали совещание с участием руководителей национальных организаций для «обсуждения и утверждения» местной «Стратегии устойчивого этносоциального развития многонационального сообщества», разработанного на основе выше упомянутого указа президента.

Я имел возможность немного участвовать в обсуждении проекта этого документа на местном уровне (как руководитель национальной организации), но, как правило, мои взгляды по большинству вопросов по этой теме не совпадают с «линией партии и правительства», поэтому основные моменты моего видения этой темы хочу изложить здесь. Для нас, национальных меньшинств, особенно для малых коренных народов в РФ,  этот вопрос имеет чрезвычайно важное значение в плане сохранения своего этноса, родного языка, культуры и традиций своего народа.

Главным посылом новой Стратегии является «...создание  общероссийской гражданской идентичности, формирование единого культурного пространства страны…»

Читая это, во-первых, приходит на ум, что мы уже подобное однажды проходили. В 80-х годах советские идеологи выдвинули такой тезис: «..национальные признаки у разных народов СССР стираются и появляется новая общность людей СОВЕТСКИЙ НАРОД». Если образно выразиться, то это можно себе представить так: вот идет, тихо блея, некое стадо овечек, все одного окраса и одинаково пострижены, где-то там впереди идут бараны и ведут стадо в светлое будущее, на зеленую травку… Куда привели они это стадо − нам всем известно…

И мы помним, когда распался СССР, какая в начале 90-х поднялась мощная эйфория по созданию общественных национально-культурных организаций, эйфория по росту этнического самосознания у простых граждан. Каждый, скажем, якут, бурят, хакас или иной, стали гордиться своей этнической принадлежностью, каждый стал понимать, что у его народа есть свой язык, своя культура и традиции, есть своя история, которую государство очень часто искажало или замалчивало. Об этом все стали свободно говорить и писать. Всем хотелось возродить и сохранить свою культуру, язык, традиции.

Именно в это время, в 1989 г., и была создана наша общественная украинская организация, самая первая в городе национальная культурная организация (сейчас в Новосибирске двадцать семь национально-культурных автономий и национальных организаций). Создаваемые в начале 1990-х годов общественные национально-культурные организации должны были восполнить и сохранить потерянную идентичность малочисленных народов, разных этнических групп и диаспор.

Но к началу 2000-х государство начало регулировать эти процессы, глушить слишком большую активность, упразднили министерство национальностей, национальные культурные организации начали загонять в строгие рамки законов. Постепенно былая эйфория стала улетучиваться.

На официальном уровне все реже стало упоминаться, что мы живем в федеративном государстве - РФ, приучая народ к унитарности, что мы живем просто в России. На центральном и региональном телевидении по-прежнему нет ни одного телеканала (или хотя бы программы), где бы рассказывали о национальных культурах, традициях и истории  народов, населяющих страну (а их около 200-т!). А о передачах на национальных языках и говорить не приходится. Из паспортов и прочих документов исчезли строки о национальности. Разных мастей заказные аналитики и социологи все чаще стали проводить «анализы» и «опросы» с целью показать, сколько у нас русских в стране и как этот показатель растет. И сей час, к 2019-му, году эта цифра, по их данным, составляет уже 92% (!)… т.е., представьте себе, что 92% якутов, бурятов, хакасов, и других (не говоря уже об украинцах), стали русскими! Осталось, как шутят, только «выправить» глаза у некоторых, тогда и вовсе не отличишь – чистый русский…

Нынешняя «Стратегия..» отличается от той из 80-х годов только приправой, но суть ее остается прежней - русификация остатков многокультурного пространства в стране…Что это значит и к чему это приведет, на мой взгляд.

Процесс активной русификации украинцев разными способами и длящийся уже сто лет (это отдельная большая тема), наверное, и подошел к этим 92 %. А вот с коренными народами, не славянами, тут было несколько по-другому. То теперь и они все в обозримом будущем станут русскими (только не путать – все живущие в стране и так являются россиянами, т.е. гражданами РФ). 

Если якут, бурят или хакас (или представитель иного этноса) потерял свой язык и культуру (государство не создало условий для изучения родных языков коренными народами или иными этносами и поддержки их культур и традиций), его записали русским (или он записал себя русским при опросе, не видя иной перспективы), он как би влился (или его влили) в русский этнос. Т.е. как бы появилась та самая желаемая государством «общероссийская гражданская идентичность» и сформировалось как бы то самое желаемое «единое культурное пространство»…

Попробуем себе представить: русский и бурят – одна идентичность?- русская и, скажем, русский и якут – единая культура? Про историю я уже не говорю… Что мы получаем в этом случае на самом деле? На самом деле мы имеем здесь два негативных явления: потерявши язык, культуру и традиции своего малочисленного этноса, он как бы вливается в русский этнос и при этом непременно искажает русскую культуру, или, если точнее сказать, искажает остатки того, что называлось «русской культурой». И если взглянуть сегодня, так чохом, сверху на любой большой или малый город Сибири, то ничего тут русского не увидишь: сплошной серый суржик, серая безликая масса…

Если учесть, что многие праздники и народные традиции так или иначе в свое время имели религиозную основу и были завязаны на церковных мероприятиях, а советская власть за 70 лет почти под корень все это искоренила, то и сегодняшние религиозные праздники (даже такие как Рождество или Пасха) здесь представляют собою жалкое подобие того, как отмечают эти праздники, скажем, в Украине, где советской власти в меньшей степени удалось на них повлиять… Или так, как празднуют свои праздники мусульмане – Рамадан, Рамадан Байрам, Курбан Байрам…

И лишь по русскому языку, государственному языку в этом сером суржике можно понять, что здесь как бы русский этнос, но никакой этнической русской культурой здесь не пахнет.  И как раз посредством русского языка государство и пытается  создать ту самую общероссийскую гражданскую идентичность.

За последнее десятилетие на федеральном уровне различными ведомствами и министерствами неоднократно объявлялись  различные программы по изучению и совершенствованию русского языка, на которые выделялось многомиллиардные средства. Но никогда в этих программах ни слова не было про изучение языков национальных меньшинств, и никогда на это не выделялось ни ломаного гроша. И это в многонациональной стране, где, как любят повторять чиновники разных уровней, насчитывается около 200-т народов и народностей. И вот цифры, которые красноречиво подтверждают динамику с языками (из интернета): на момент октябрьского переворота в 1917 году в царской России было в обиходе 193 национальных языка, через 70 лет к концу СССР их осталось 161, т.е. 30 исчезло!  А сейчас, за неполных 30 лет «независимой России», их осталось меньше 100!...  Даже если брать во внимание рост урбанизации и иные естественные процессы – такая динамика говорит сама за себя. 

В тексте упомянутой стратегии можно найти строки о национальных культурах, о национальных языках и прочее. Но это все сказано в скользь, и является, я бы сказал, лишь пропагандистской рекламой. И в старом тексте стратегии это было, но никто его по большому счету не собирался выполнять. А по таким значимым вопросам (которые мы поднимаем много лет), как создание на региональном телевидении постоянной программы о национальных культурах, традициях и частичного вещания на языках национальных меньшинств, или создания при национальных организациях воскресных школ национальных языков и культур, ответ властей один - денег нет…

Нельзя сказать, что муниципальные или региональные власти совсем не поддерживают национальные культуры. Упор в основном делается не на возрождение и поддержку всех национальных языков и культур, а именно на межнациональные мероприятия, фестивали и прочее, в которых задействуются общественные национальные организации, сами себя создавшие, и сами по себе существующие… Но это отдельная тема.

Владимир Павук, председатель местной национально-культурной автономии украинцев г. Новосибирска

На світлинах:

  1. Володимир Павук.
  2. Вчений Альберт Разін спалив себе заживо на знак протесту проти знищення мордовського етносу.
  3. Мітинг на підтримку татарської мови.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка