Друк
Розділ: Полеміка

Председатель НКАУ г. Новосибирска Владимир Павук размышляет о нынешней национальной политике Кремля

Прошло немногим больше года, как в декабре 2018 года Владимир Путин издал указ о «… внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года...»  На фоне бурлящего мира как-то не очень долго задержалась эта тема в российских СМИ  (украинская тема и истерия вокруг нее для российских СМИ несравненно «интереснее»). И лишь осенью 2019 года сначала в правительстве Новосибирской области, а затем и в мэрии Новосибирска созвали совещание с участием руководителей национальных организаций для «обсуждения и утверждения» местной «Стратегии устойчивого этносоциального развития многонационального сообщества», разработанного на основе выше упомянутого указа президента.

Я имел возможность немного участвовать в обсуждении проекта этого документа на местном уровне (как руководитель национальной организации), но, как правило, мои взгляды по большинству вопросов по этой теме не совпадают с «линией партии и правительства», поэтому основные моменты моего видения этой темы хочу изложить здесь. Для нас, национальных меньшинств, особенно для малых коренных народов в РФ,  этот вопрос имеет чрезвычайно важное значение в плане сохранения своего этноса, родного языка, культуры и традиций своего народа.

Главным посылом новой Стратегии является «...создание  общероссийской гражданской идентичности, формирование единого культурного пространства страны…»

Читая это, во-первых, приходит на ум, что мы уже подобное однажды проходили. В 80-х годах советские идеологи выдвинули такой тезис: «..национальные признаки у разных народов СССР стираются и появляется новая общность людей СОВЕТСКИЙ НАРОД». Если образно выразиться, то это можно себе представить так: вот идет, тихо блея, некое стадо овечек, все одного окраса и одинаково пострижены, где-то там впереди идут бараны и ведут стадо в светлое будущее, на зеленую травку… Куда привели они это стадо − нам всем известно…

И мы помним, когда распался СССР, какая в начале 90-х поднялась мощная эйфория по созданию общественных национально-культурных организаций, эйфория по росту этнического самосознания у простых граждан. Каждый, скажем, якут, бурят, хакас или иной, стали гордиться своей этнической принадлежностью, каждый стал понимать, что у его народа есть свой язык, своя культура и традиции, есть своя история, которую государство очень часто искажало или замалчивало. Об этом все стали свободно говорить и писать. Всем хотелось возродить и сохранить свою культуру, язык, традиции.

Именно в это время, в 1989 г., и была создана наша общественная украинская организация, самая первая в городе национальная культурная организация (сейчас в Новосибирске двадцать семь национально-культурных автономий и национальных организаций). Создаваемые в начале 1990-х годов общественные национально-культурные организации должны были восполнить и сохранить потерянную идентичность малочисленных народов, разных этнических групп и диаспор.

Но к началу 2000-х государство начало регулировать эти процессы, глушить слишком большую активность, упразднили министерство национальностей, национальные культурные организации начали загонять в строгие рамки законов. Постепенно былая эйфория стала улетучиваться.

На официальном уровне все реже стало упоминаться, что мы живем в федеративном государстве - РФ, приучая народ к унитарности, что мы живем просто в России. На центральном и региональном телевидении по-прежнему нет ни одного телеканала (или хотя бы программы), где бы рассказывали о национальных культурах, традициях и истории  народов, населяющих страну (а их около 200-т!). А о передачах на национальных языках и говорить не приходится. Из паспортов и прочих документов исчезли строки о национальности. Разных мастей заказные аналитики и социологи все чаще стали проводить «анализы» и «опросы» с целью показать, сколько у нас русских в стране и как этот показатель растет. И сей час, к 2019-му, году эта цифра, по их данным, составляет уже 92% (!)… т.е., представьте себе, что 92% якутов, бурятов, хакасов, и других (не говоря уже об украинцах), стали русскими! Осталось, как шутят, только «выправить» глаза у некоторых, тогда и вовсе не отличишь – чистый русский…

Нынешняя «Стратегия..» отличается от той из 80-х годов только приправой, но суть ее остается прежней - русификация остатков многокультурного пространства в стране…Что это значит и к чему это приведет, на мой взгляд.

Процесс активной русификации украинцев разными способами и длящийся уже сто лет (это отдельная большая тема), наверное, и подошел к этим 92 %. А вот с коренными народами, не славянами, тут было несколько по-другому. То теперь и они все в обозримом будущем станут русскими (только не путать – все живущие в стране и так являются россиянами, т.е. гражданами РФ). 

Если якут, бурят или хакас (или представитель иного этноса) потерял свой язык и культуру (государство не создало условий для изучения родных языков коренными народами или иными этносами и поддержки их культур и традиций), его записали русским (или он записал себя русским при опросе, не видя иной перспективы), он как би влился (или его влили) в русский этнос. Т.е. как бы появилась та самая желаемая государством «общероссийская гражданская идентичность» и сформировалось как бы то самое желаемое «единое культурное пространство»…

Попробуем себе представить: русский и бурят – одна идентичность?- русская и, скажем, русский и якут – единая культура? Про историю я уже не говорю… Что мы получаем в этом случае на самом деле? На самом деле мы имеем здесь два негативных явления: потерявши язык, культуру и традиции своего малочисленного этноса, он как бы вливается в русский этнос и при этом непременно искажает русскую культуру, или, если точнее сказать, искажает остатки того, что называлось «русской культурой». И если взглянуть сегодня, так чохом, сверху на любой большой или малый город Сибири, то ничего тут русского не увидишь: сплошной серый суржик, серая безликая масса…

Если учесть, что многие праздники и народные традиции так или иначе в свое время имели религиозную основу и были завязаны на церковных мероприятиях, а советская власть за 70 лет почти под корень все это искоренила, то и сегодняшние религиозные праздники (даже такие как Рождество или Пасха) здесь представляют собою жалкое подобие того, как отмечают эти праздники, скажем, в Украине, где советской власти в меньшей степени удалось на них повлиять… Или так, как празднуют свои праздники мусульмане – Рамадан, Рамадан Байрам, Курбан Байрам…

И лишь по русскому языку, государственному языку в этом сером суржике можно понять, что здесь как бы русский этнос, но никакой этнической русской культурой здесь не пахнет.  И как раз посредством русского языка государство и пытается  создать ту самую общероссийскую гражданскую идентичность.

За последнее десятилетие на федеральном уровне различными ведомствами и министерствами неоднократно объявлялись  различные программы по изучению и совершенствованию русского языка, на которые выделялось многомиллиардные средства. Но никогда в этих программах ни слова не было про изучение языков национальных меньшинств, и никогда на это не выделялось ни ломаного гроша. И это в многонациональной стране, где, как любят повторять чиновники разных уровней, насчитывается около 200-т народов и народностей. И вот цифры, которые красноречиво подтверждают динамику с языками (из интернета): на момент октябрьского переворота в 1917 году в царской России было в обиходе 193 национальных языка, через 70 лет к концу СССР их осталось 161, т.е. 30 исчезло!  А сейчас, за неполных 30 лет «независимой России», их осталось меньше 100!...  Даже если брать во внимание рост урбанизации и иные естественные процессы – такая динамика говорит сама за себя. 

В тексте упомянутой стратегии можно найти строки о национальных культурах, о национальных языках и прочее. Но это все сказано в скользь, и является, я бы сказал, лишь пропагандистской рекламой. И в старом тексте стратегии это было, но никто его по большому счету не собирался выполнять. А по таким значимым вопросам (которые мы поднимаем много лет), как создание на региональном телевидении постоянной программы о национальных культурах, традициях и частичного вещания на языках национальных меньшинств, или создания при национальных организациях воскресных школ национальных языков и культур, ответ властей один - денег нет…

Нельзя сказать, что муниципальные или региональные власти совсем не поддерживают национальные культуры. Упор в основном делается не на возрождение и поддержку всех национальных языков и культур, а именно на межнациональные мероприятия, фестивали и прочее, в которых задействуются общественные национальные организации, сами себя создавшие, и сами по себе существующие… Но это отдельная тема.

Владимир Павук, председатель местной национально-культурной автономии украинцев г. Новосибирска

На світлинах:

  1. Володимир Павук.
  2. Вчений Альберт Разін спалив себе заживо на знак протесту проти знищення мордовського етносу.
  3. Мітинг на підтримку татарської мови.