Зачем Госдума РФ озаботилась вопросом «территориальной целостности»

На днях Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект об уголовном наказании до 10 лет тюрьмы за «действия по отчуждению территорий РФ». Принятие нового закона объясняется реализацией поправок в конституцию, где этому вопросу уделяется повышенное внимание. Хотя для непредвзятого наблюдателя такое обостренное отношение властей к этому вопросу выглядит странно. Да, в российских регионах иногда вспыхивают массовые протесты. Но нигде – ни в глобально уже известном Шиесе, ни в Хабаровске, ни в Башкирии или Ингушетии – не выдвигалось и не выдвигается лозунгов об отделении от России. И тем более – о присоединении к какому-то иному государству, что подразумевает слово «отчуждение».

Кроме того, с 2014 года и без того уже действует уголовная статья 280.1, предусматривающая до 5 лет лишения свободы за «призывы к нарушению территориальной целостности РФ». Новый закон лишь её дублирует, удваивая максимальный срок наказания. Чем же вызвана такая законодательная паника? Неужели сегодня в российских регионах возникают массовые движения за независимость, как это было в перестроечном СССР?

Кстати, можно отметить откровенный цинизм, которым сопровождалось принятие статьи 280.1. Ее внесли в уголовный кодекс сразу после аннексии Крыма и стали возбуждать по ней дела против общественных деятелей и журналистов, которые выступали против отчуждения полуострова от Украины. То есть, с точки зрения российских законодателей, отчуждать территории от других стран можно, но вот если вам это не нравится – вы и есть сепаратист!

Поскольку в российской «вертикали» вся политика определяется тем, что происходит в голове у кремлевского правителя, причину этой острой чувствительности к вопросам «территориальной целостности», видимо, надо искать в его мировоззрении. И действительно, в своем очередном интервью программе «Москва. Кремль. Путин» он заявил, что право выхода республик из СССР было «миной замедленного действия» под государством.

Путин в последние годы любит много рассуждать об истории, но оказывается, совсем не понимает фундаментальных исторических различий. В отличие от Российской империи СССР создавался именно как договор различных республик. И хотя коммунисты сразу же начали превращать его в ремейк унитарной империи, в своей конституции они были вынуждены подчеркивать «свободный и добровольный выбор народов». Иначе бы рухнула вся их пропаганда, нацеленная и на свое население, и на мировую публику.

Но для Путина имперская «единонеделимость» является высшим приоритетом. Именно этим объясняются и фактическая ликвидация федерализма в России, и агрессивные заявления, а то и действия, по отношению к бывшим союзным республикам, которые в Кремле все еще не воспринимают как реально независимые страны.

Хотя эта неоимперская политика началась еще при Ельцине – «Федеративный договор» 1992 года не имел никакого отношения к принципам подлинной федерации, поскольку заключался не между регионами напрямую, но между регионами и «центром», который милостиво поделился с ними некоторыми полномочиями. И если субъекты нормальной федерации равноправны, то в РФ республики по статусу превосходили области и края.

Очень показателен пример Уральской Республики, провозглашенной в 1993 году и просуществовавшей несколько месяцев. Ее тогдашние власти не выдвигали никаких сепаратистских требований, но лишь желали поднять уровень регионального экономического самоуправления до того, которым пользовались республики в составе РФ – например, Татарстан или Якутия. Однако в ноябре 1993 года президент Ельцин своим указом упразднил Уральскую Республику. Интересный исторический факт, который установила публицист Ксения Кириллова: «Окружение президента считало, что обретение областью с преимущественно русским населением республиканского статуса является шагом к распаду России». Ну и о каком равноправном федерализме здесь можно говорить?

Но в путинской России «национальные республіки» уже не обладают никакими привилегиями по сравнению с «русскими областями». Они все низведены на уровень колоний, как заявляет депутат Госсовета Республики Коми Олег Михайлов. В августе башкирский общественный деятель и публицист Айрат Дильмухаметов был приговорен к 9 годам колонии строгого режима, хотя в его выступлениях не было никаких «призывов к отделению», напротив – он развивал идеи нового, договорного федерализма в России. Просто предлагал наполнить слово «федерация» реальным содержанием. Но оказывается, такое мировоззрение для нынешней унитарной псевдофедерации очень опасно! К 9-летнему сроку Айрату добавили еще и 3-летний запрет на ведение информационных интернет-сайтов.

Сегодня власти не знают, что делать с хабаровскими протестами, которые продолжаются уже почти три месяца. Очевидно, что завоз силовиков из других регионов способен лишь радикализировать ситуацию. Но и терпеть, когда в каком-то регионе свой местный флаг становится объединяющим символом, а избранный губернатор – популярнее президента, Кремль тоже больше не может. Поэтому, возможно, этот закон об «отчуждении территорий» разработан как раз для таких случаев – Кремль будет пытаться представить все региональные протесты «сепаратистскими», а уж «доказательства»  телепропаганда подберет…

Хотя в этих протестах мы имеем дело не с «отчуждением», но напротив – с возвращением у граждан воли к здоровому региональному самоуправлению. «Пора вернуть эту землю себе» – как пелось в давней песне. Реальное отчуждение от федерализма и от гражданских требований демонстрирует сама власть, которая после конституционных поправок стала считать себя «вечной». Но историю знать все-таки полезно. Если граждане осознают, что их запросы в рамках нынешней неоимперской системы принципиально нерешаемы и массово придут к лозунгам регионального суверенитета – как 30 лет назад, никакими репрессивными законами удержать это движение не удастся.

Вадим Штепа, главный редактор журнала «Регион.Эксперт»

Джерело: https://www.sibreal.org/a/30854174.html

Від редакції:

В Росії не існує багато чого, що існує в розвинених країнах світу. Національна політика Росії – репресивна, свободи розвитку національних культур не існує. Свободи совісті немає – Православ»я стало державною ідеологією і підім»яло під себе інші конфесії. Релігійних дисидентів саджають на реальні сроки. Свободи преси немає – всі ЗМІ так чи інакше (часто через підставні фігури) пов’язані із державою. Віджим преси Кремлем відбувся на початку «нульових» (згадаємо печальну долю НТВ чи РЕН ТВ). Історична наука змушена обслуговувати ідеологічні доктрини Кремлі. Російські архіви закриті для дослідників із багатьох тем, зокрема, з Голодомору та Другої світової війни. Дисидент В.Буковський у книзі «Московский процесс» гарно описав атмосферу переляку і заборон у російських архівах ще перших єльцинських часів. Що казати про нинішні!

З громадськими організаціями національного напрямку – повна заборона або введення в керівництво підставних фігур. Цей процес розпочався ще у часи Б.Єльцина. Скажімо, у 1997 році у Москві пройшов ІІ Конгрес українців Росії. Учасники Конгресу відзначили, що коло половини (!) делегатів у залі були підставні особи, яких ніхто у русі не бачів ні до Конгресу, ні після. Тим не менше, вони голосували і приймали рішення. Головуючі в президії О.Руденко-Десняк та В.Семененко напевне бачили і знали що відбувається, але все сприймали як належне.

У 2003 році у Києві пройшов VIII Світовий Конгрес Українців. На ньому була й делегація від Росії, яка обирала представника від ОУР в СКУ. В московській делегації була присутня особа, яка у Москві викликала на допити в ФСБ одного із делегатів (про що делегат особисто повідомив мені). Ця підставна особа віддала голос за О.Руденка-Десняка, якого і було обрано на посаду. В часи Єльцина ми вже всі були «под колпаком у Мюллера».

Восени 1997 року у підмосковному Ногінську відбувся Ногінський погром, коли сто п’яних ОМОНівців захопили Богоявленський собор УПЦ КП і жорстоко побили парафіян та священиків. Храм було захоплено, разом із рухомим майном. О.Руденко-Десняк відмовився захищати парафіян (щоб не сваритися із Московським Патріархом Алексієм ІІ, - як він пізніше публічно пояснив у Торонто), і жодного разу не відвідав підмосковний Ногінськ, хоча встиг двічі побувати у Торонто.

На початку «нульових» (тобто, в перші роки правління В.Путіна) було убито три провідних активіста української діаспори – А.Криль, В.Побурінний та В.Сенишин. Вбивць досі не знайдено, але після публікації Кобзою статті «Ні – убивставм і розправам!» і її подальшого передруку в Україні, вбивста припинилися.  

Національний тиск у Росії відчувають усі народи – від Калінінграду до Камчатки. Скрізь розкинув свої щупальця імперський спрут. Російський народ також спокійно дивиться на приниження національних меншин, забувши про свою доброту і широту душі (реальну чи уявну).

Тому гасло «повернути цю землю собі» із пісні пітерського барда Бориса Гребєнщикова - актуальне. Чи ж вдасться спочатку повернути землю, чи  невірна імперська політика скоріше призведе до розпаду країни – на це  питання дадуть відповідь найближчі десятиліття. Ознаки занепаду у країні очевидні. Ми знову спустилися у Застій і можемо не дотягнути до Перебудови.

Мабуть буде доречно навести повний текст пісні Бориса Гребєнщикова «Поезд в огне», написаній ще в кінці 80-х років, оскільки в ній стисло описана історична парадігма Росії – небхідність повернення до себе після майже тисячолітньої окупації.

В.К.

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Поезд в огне

Полковник Васин приехал на фронт

Со своей молодой женой.

Полковник Васин созвал свой полк

И сказал им: «Пойдем домой.

Мы ведем войну уже семьдесят лет,

Нас учили, что жизнь – это бой,

Но по новым данным разведки

Мы воевали сами с собой».

Я видел генералов,

Они пьют и едят нашу смерть,

Их дети сходят с ума от того,

что им нечего больше хотеть.

А земля лежит в ржавчине,

Церкви смешали с золой.

И если мы хотим, чтобы было куда вернуться,

Время вернуться домой.

Этот поезд в огне,

И нам не на что больше жать.

Этот поезд в огне,

И нам некуда больше бежать.

Эта земля была нашей,

Пока мы не увязли в борьбе,

Она умрет, если будет ничьей.

Пора вернуть эту землю себе.

А кругом горят факелы,

Это сбор всех погибших частей.

И люди, стрелявшие в наших отцов,

Строят планы на наших детей.

Нас рожали под звуки маршей,

Нас пугали тюрьмой.

Но хватит ползать на брюхе

– Мы уже возвратились домой.

Этот поезд в огне,

И нам не на что больше жать.

Этот поезд в огне,

И нам некуда больше бежать.

Эта земля была нашей,

Пока мы не увязли в борьбе,

Она умрет, если будет ничьей. П

ора вернуть эту землю себе.

Источник: https://reproduktor.net/gruppa-akvarium/poezd-v-ogne/

На світлині: Вадим Штепа, главный редактор журнала «Регион.Эксперт»

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка