lessphp error: variable @inputHeight is undefined: failed at ` margin-bottom: 10px;` /home/kobzaua/kobza.com.ua/www/templates/kobza/less/template.less on line 132 Размышления о покаянии (рос.)

В полемике на темы российско-украинских отношений часто обращаюсь к творчеству уважаемых в обеих странах классиков. Делаю это от отчаяния доказать что-либо моим российским оппонентам, воспринимающим эти отношения преимущественно эмоционально. От теории доказательств, логики, исторической, фактологической аргументации они обычно отмахиваются как от назойливых мух. Как часто, например, в России мы слышим в разговорах (да и в СМИ) самокритичные высказывания типа "преступный режим", "грабительская политика" и т.п. Но именно эти же люди, использующие подобную терминологию, узнав о том, что я представляю украинскую диаспору в России, могут с нескрываемым раздражением спросить: "А почему Украина до сих пор не объединилась с Россией?". Кричащая эклектика! Говорю в ответ, обычно о том, что даже родные братья, чтобы сохранить дружбу, предпочитают жить в отдельных квартирах, привожу пример интеграции в Европе. Не убеждает, тогда цитирую классиков.

Вот и на сей раз хочу процитировать некоторые мысли А.Солженицына, которые кажутся мне сегодня актуальными, хотя и были изложены на бумагу в уже далеком 1973 году, а напечатаны в 1991-м. Полемизируя с другим Нобелевским лауреатом - академиком А.Сахаровым, великий писатель касается проблемы национализма, не раскрывая, к сожалению, его смыслового содержания. Впрочем, некоторый смысл термина проявляется из текста статьи "На возврате дыхания и сознания" (Новый Мир, 1991). По А.Солженицыну "…Сахаров пренебрежительно оценивает национализм - как некую периферийную помеху, мешающую святому движению человечества, но, впрочем, обреченную на скорое исчезновение. Ан крепок оказался этот орешек для жерновов интернационализма. В перерез марксизму явил нам 20 век неистощимую силу и жизненность национальных чувств и склоняет нас глубже задуматься над загадкой: почему человечество так отчетливо квантуется нациями не в меньшей степени, чем личностями? И в этом гранении на нации - не одно ль из лучших богатств человечества? И - надо ли это стирать? И - можно ли это стирать?"

Соглашаясь со сказанным, оставляю эту мысль классика без комментариев. Хотелось бы, только, чтобы ее учитывали нынешние толкователи национализма…

Надеюсь, что живой ныне классик не отказывается от своих размышлений, изложенных в той же статье (раздел "Раскаяние и самоограничение"). Самокритично рассматривая ретроспективу, он пишет о трагических страницах прошлого, вине России… "Нашлось бы там (в историческом прошлом - С.П.) много вин - таких, как перед горным Кавказом: завоевательный русский натиск 19-го века ( вовремя осужденный русскими писателями) и выселение20-го века …". Жаль - не слышно голоса писателя сегодня.

А дальше, в той же статье А. Солженицын признает вину России перед Польшей, упоминает три ее раздела, русификацию: "…вовсе запретили начальную польскую школу, в гимназиях даже польский язык преподавался на русском и был не обязателен, на квартирах ученикам между собою запрещалось говорить по-польски! В 20 веке - упорное вымучивание, как не дать Польше независимость, лукавое двусмысленное поведение русского руководства в 1914-16 годах,… удар в спину гибнущей Польше 17 сентябре 1939 года; и уничтожение цвета Польши в наших лагерях; и отдельно Катынь; и злорадно холодное наше стояние на берегу Вислы в августе 1944 года, наблюдение в бинокль, как на том берегу Гитлер давит варшавское восстание национальных сил, - чтобы им не воспрять"

Благородно упоминая о винах России, писатель, вместе с тем, упрекает польскую элиту в том, что подобного не сделано по отношению грехов Польши (походы на Русь, подавление восстания Наливайко и других). Не отрицая правомочности этого упрека, ради справедливости отмечу, что он на сегодняшний день несколько устарел, в новой Истории Польши (Научное издательство ПВН, Варшава,1995) некоторые из грехов признаются. Упомяну также декларацию "К взаимопониманию и единению", подписанную президентами Украины и Польши в 1997 году, в которой признаются взаимные обвинения, подводится черта под прошлым, чтобы новые поколения не были отягощены его тяжелым наследием.

К большому сожалению, Россия пока не готова к подобному примирению с Украиной. Ее элита все еще надеется на ассимиляцию Украины, не зря ее так раздражает даже само слово "незалежність".

Обратимся, однако, к классику. А. Солженицын, признавая болезненное состояние российского общественного сознания, пишет: "Как семья, в которой произошло большое несчастье или позор, старается на некоторое время уединиться ото всех и переработать свое горе в себе, надо и русскому народу: побыть в основном наедине с собою, без соседей и гостей. Сосредоточиться на задачах внутренних: на лечении души, на воспитании детей, на устройстве собственного дома".

Лучше не скажешь! Но если это актуально для России, то вдвойне важно для Украины! Но "интеграторы" торопятся, где уж тут до уединения! Спешат! А как надо бы украинцам наедине перечитать нашего пророка и классика Т. Шевченка, творчество которого для них всегда было спасительным, сплачивающим, мобилизующим.

Слушал недавно дискуссию российских политологов, сокрушавшихся по поводу ослабевшей военной мощи страны, не позволяющей диктовать свою волю НАТО, затормозить его расширение, грозить соседям. От чего они, соседи, и рвутся в НАТО. И как тут не понять Грузию. Европейские ценности, международное право, элементарная справедливость и равенство в отношениях между большими и малыми странами все еще чужды для большей части российского истеблишмента. Значит лихорадочные попытки быстрой интеграции Украины с Россией замысливаются по старым имперским штампам.

Профессор С.Паняк,

Член Украинского Всемирного Координационного Совета

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка