Большая часть моей жизни прошла в России, здесь родились и выросли дети, здесь прошел все ступени производственной, научной и педагогической карьеры. В Украине остались родные, живет мать, к которой приезжаю ежегодно. Как руководитель Уральской ассоциации украинцев сохраняю тесные связи с Украиной, читаю газеты, журналы, знакомлюсь с современными достижениями культуры. В определенной степени владею информацией как с российской так и с украинской стороны, поэтому, надеюсь, имею право писать на больную сегодня тему украинско-российских отношений. Мои многочисленные и многолетние дискуссии однозначно свидетельствуют: российская сторона, как правило, не владеет аргументами со стороны Киева, что продлевает жизнь нелепым вымыслам и штампам. А ведь, как говорят, нет ничего хуже, чем полуправда, хотя и откровенной лжи тоже хватает.

Появление статьи " Будь счастлива, Украина!" А.Горянина в журнале "Посев" (NN 3,4) за 1996 год не могло пройти незамеченным, ибо с первых же строк становится очевидным: автор в той или иной степени знаком с публикациями со стороны Москвы и Киева. Попытка искренне разобраться в сложившейся ситуации , игнорируя накопившиеся многочисленные мифы и легенды , вызывает к автору чувство признательности , благодарности. И это невзирая

на то, что далеко не со всеми утверждениями публикации я согласен , о чем постараюсь сказать ниже.

Актуальность статьи трудно переоценить. Особенно сегодня, когда взаимное раздражение Москвы и Киева нередко превышает допустимые пределы. Почему на фоне деклараций о братстве цены на газ для Украины намного превышают мировой уровень? В чем должно выражаться славянское братство? Начну, однако, с самого общего вопроса : " А кто построил стену непонимания между

двумя народами? И в одинаковых ли условиях находятся стороны, ведущие словесную полемику?"

Если хотим выглядеть честными партнерами, мы должны признать существование кричащего дисбаланса в этнокультурной ситуации двух стран. Этот дисбаланс отражает определенную тенденцию и тянется из далекого прошлого. Украинцы в России обречены на ассимиляцию и сегодня, как и в далеком прошлом, русские в любом уголке Украины могут прожить жизнь, так и не выучив украинского языка. Имеют на местах даже церковь Московского патриархата. Тысячи государственных школ с русским языком преподавания

на Украине и круглый ноль с другой стороны . Но самое удивительное , что об ущемлении прав при такой ситуации говорят в Москве, а не в Киеве, в соответствии с библейской пословицей о соринке в чужом глазу и бревне в собственном.

Вспоминаю реакцию россиян на мою статью " Существуют ли проблемы украинцев в России ? ", выдержанную в самых примирительных тонах . "Никаких проблем !" -скажет почти каждый русский, уверенный что уж кого-кого, а украинца в России никто не обижает. Подавляющее большинство читателей Екатеринбурга верят ,например , публикациям газеты " Уральский рабочий " о том , что во Львове русских преследуют ( и даже могут убить ) за попытку говорить или читать на родном ( русском ) языке . Попробовал недавно рассказать об этом в виде шутки в интеллигентном кругу - собеседники меня не поняли. Шутки не получилось. Вот где непочатый край работы! Мою статью-опровержение газета не опубликовала. И все же смею утверждать: до последнего времени российские газеты можно было купить в любом уголке Украины. И не только читать газеты, но и слушать радио, смотреть телевидение. А значит каждый житель Украины может сопоставить две позиции по одному и тому же вопросу . О позиции украинской стороны в России осведомлен нередко лишь узкий круг дипломатов. Что-то трудно припомнить информацию об Украине здесь, в России, выдержанную в доброжелательном тоне. Но это уже из области эмоций. Можно было бы упомянуть еще множество упрямых фактов: о русификации последних уголков Западной Украины, о переселениях, создававших повышенную концентрацию украинцев в заполярных областях России , постоянных ущемлениях украинского языка со стороны Москвы и С-Петербурга и т.д. Как объяснить эти настойчивые попытки ассимилировать украинский этнос?

Наверное уважаемому М. Горянину известна реакция русской аудитории на попытку показать неадекватность условий проживания русских в Украине и украинцев в России. Не говорю о прошлом, но ведь нынешняя ситуация элементарна доказуема. А реакции никакой и это потрясает. Ведь подобной констатацией никого не хотим унизить, глобальная русификация (а вернее советизация ) национальных окраин не принесла ничего хорошего и русскому народу . Давайте хотя бы признаем отмеченную неадекватность, чтобы сделать корректные шаги навстречу друг другу. Глухая стена! Здесь хотелось бы оставить многоточие и помолчать, чтобы мои русские собеседники проблему хотя бы зафиксировали. Ибо, как правило, они стараются побыстрей перешагнуть ее. А уж далее они постараются доказать мне, что это мы сами в прошлом выселяли себя в Воркуту и Норильск, сами устраивали голодоморы и даже от собственного языка отказывались. А как должны чувствовать себя украинцы, хорошо осведомленные об ущемлениях (прямых запретах) украинского языка в царской России, когда деятелей культуры начинают делить по языковому принципу."Язык москали запретили и на этом основании еще и Гоголя присвоили"-скажет он раздраженно.

Схожая ситуация с флотом и Севастополем. Да, Севастополь был построен в Российской империи. Но следует ли из этого, что все наследие империи принадлежит нынешней Российской Федерации ? А разве его не строили предки нынешних украинцев? Посмотрите на фасад здания музея боевой славы Севастополя, там написаны названия полков, воевавших в русско-турецкой войне. Большинство из них, судя по географическим названиям, из прилегавших к Крыму территорий. Хочу сказать только, что,наряду с другими, воевали и украинцы. Ибо иногда из российских СМИ создается впечатление,что предки украинцев отсиживались на Марсе, пока русские воевали. Иногда, отчаявшись что-либо доказать, довожу ситуацию до абсурда.Нельзя же утверждать, что Отечественную войну (1941-1945 гг) заканчивали и Берлин брали только белорусы и украинцы потому, что фронты имели соответствующие наименования -Белорусский и Украинский. А ведь логика, в данном случае, та же, что и у моих оппонентов.

Соглашаюсь с А.Горяниным: прошлого нам не разделить, оно общее. Однако к вполне здравым рассуждениям по этому поводу следовало бы добавить некоторые правовые элементы.Почему,например, не византийский, не готский, не татарский и не последний - украинский, а вырванный из середины российский отрезок истории Крыма следует полагать легитимным,имеющим правовые последствия ? Историю же о том, что Крым был подарен Украине Н.С.Хрущевым считаю смешной, так как по данным российской же историографии этот политик стал полноправным диктатором лишь с 1958 года, а сам процесс переподчинения полуострова (январь 1954 г) вытекал из элементарной зкономической целесообразности. Еще более абсурдным является утверждение некоторых российских СМИ о том, что Крым был отдан Украине Хрущевым "под пьяную лавочку". Глупость! Но как живуча! Вот такая "аргументация"!

Как могли бы российские средства массовой информации успокоить своих читателей и слушателей, сообщив им о другой, украинской, позиции по отмеченным проблемам, включая детали раздела черноморского флота. Поразительно, но за несколько лет в российской прессе не встретил трезвого анализа того, что же делим. Никто ведь не упомянул, что по той же элементарной логике, закрепленной в Беловежских соглашениях, Украине принадлежал весь Черноморский флот, составляющий лишь 9 % от объема всего флота СССР. По экономическому и человеческому потенциалу Украина составляла 18-20 %. Значит, согласившись на половину Черноморского флота (4,5%), Украина уступила, пошла навстречу России. К сожалению, подобные шаги вызвали неадекватную реакцию партнера, не замедлившего воспользоваться ситуацией, чтобы превратиться в хозяина всего флота, милостиво передающего некоторые разукомплектованные суда Украине. В последующем этот партнер начал претендовать и на Севастополь.

Весьма комичная ситуация возникает, когда самые ярые защитники "русскости" флота, Крыма, Севастополя, как правило, мне заявляют :"Украина это окраина России, нет национальности украинец". Тогда уж вовсе непонятно, зачем оббирать своего брата,проживающего на юго-западной окраине? Зачем, разъезжаясь из коммунальной квартиры, одному хозяину претендовать на всю посуду из общей кухни?

Отдаю себе отчет , что анализируя украинско-российские отношения , лучше было бы делать акценты на том, что нас объединяет, укрепляет доверие.Это естественно, но сегодня, к сожалению, позиция украинской стороны в России широким кругам практически не известна. Имею возможность наблюдать изнутри как односторонней информацией нагнетается раздражение у обычного россиянина ,что вылилось однажды в известную фразу Б. Ельцина: " Что будем делать с Украиной?"

Коснусь, вслед за Горяниным, некоторых мифов, которые следовало бы разоблачить во благо обоих народов. Некоторой натяжкой, или наивностью, звучит фраза о том , что благодаря христианской мудрости и политическому инстинкту русский народ с миром отпустил в 1991-м году все республики. Ничуть не сомневаясь в отмеченных качествах русского народа, хотелось бы воскликнуть: "Если бы так!" Если бы все решали народы! Однако, если следовать логике М.Горянина, со временем, в декабре 1994 года, русский народ нанес бомбовые удары по преимущественно своему же населению в Грозном. Как тут быть, М.Горянин? К сожалению, как мне кажется, христианскую мораль наших народов чаще игно рирует кучка политиков.Развал империи был объективной исторической неизбежностью, в основе которой лежала, прежде всего, несостоятельная (иррациональная) экономика.

Не стану ввязываться в дискуссию по поводу названий Украина, украинец, тем более что с некоторыми аргументами М.Горянина можно согласиться. Добавлю только, что название -украинец, руський ( с одним "с" и мягким знаком) народ употреблял по разному в разных ситуациях.В Польше,Австро-Венгрии, чтобы подчеркнуть свою этническую обособленность и не стать, например, окраинным поляком, называл себя русином, руським, а в Российской империи, c того момента ,когда Московское царство стало Россией, по тем же соображениям у него не было другого выхода как оставить за собой единственное название - украинец. О, c этой подменой мягкого знака на вторую букву "с" связаны многие недоразумения, т.к. любое название "руський" у некоторых нынешних интерпретаторов сразу же якобы указывает на принадлежность России!

Cвоеобразным протестом вышеуказанной попытке подмены понятий выглядит тот факт, что в украинском языке несколько различные по содержанию слова "русский" и "россиянин" переводятся одним термином "росiянин"(укр), т.е. житель России. Русскоязычному читателю должно стать понятным, что предки украинцев действительно считали себя людьми Руси (руськими), но не России (русскими).Этот нюанс часто игнорируется, вот и М.Горянин пишет, что "жители Сечи и всей Малороссии числились - и осознавали себя - русскими." В Украине вообще не признавалось (хотя употреблялось в официальных текстах) новоявленное, унижающее достоинство понятие "малоросс".

Как хорошо и правильно звучала бы фраза М.Горянина о том, что украинцы были бы рады не менять своего природного имени, (от Киевской Руси) "согласись великороссы зваться ОТНЫНЕ (выделено мной),скажем, "московитами" без слова "отныне"" (с конца 19 века). Почему "отныне", а не со времен переменования Московского княжества и появления оскорбительного термина "малоросс"? Хронологические неточности здесь меняют смысл.

Коснусь, попутно, некоторой эклектичности рассуждений автора.Для него один из братских народов (русский) сам решает свою историческую судьбу, вспомним, как он "отпустил с миром все народы в 1991-м". А вот судьбами другого (украинского) управляли, не спросив разрешения, некоторые "самостийники" в ученых обществах,редакциях газет и журналов, политических "кружках". Ну не мог сам украинский народ мечтать о "самостийности"! Вот племена в Буркина- Фасо дошли до понимания необходимости иметь свой дом, свое государство, а украинцы, без подсказки, не могли. Все народы мира боролись за национальное освобождение и только украинский не мог даже мечтать об этом! Слово "самостийность" всегда писалось в российской прессе в кавычках, как будто ее не существует в природе вовсе. Эти запугивания, к сожалению, не минули и М.Горянина.

Надеюсь также неосознанно им было написано о том , что с независимостью Украине просто "повезло". Да, есть еще в мире несколько народов, не имеющих своей государственности, но почему украинцы должны были встать в этом ряду последними ? А почему украинцы должны считать себя везучими, освободившись от имперского гнета раньше курдов, басков и ольстерских ирландцев?

Не стану уделять большого внимания приведенным М.Горяниным мифам об Украине и украинцах, полагая, что в таких случаях решающее слово должна сказать независимая мировая историография. Продолжу об эклектике.Автор не согласен с тем, " будто украинцев обокрали, присвоив их древнерусский период и само их русское имя (отреклись от этого сами и осознанно) и затем на 337 лет вывели из мировой истории"... Но еще несколько абзацев назад автор совершенно правильно утверждал о том, что они (украинцы) может быть и не хотели бы этого делать...Согласитесь, уважаемый М.Горянин , что в Вашем утверждении причина и следствие поменялись местами.Сначала ведь старинное название Русь было трансформировано в Москве и С.-Петербурге в "Россия", ее жители названы велико- и малороссами, и лишь затем последние были вынуждены окончательно принять свое второе название - украинец. Это факты истории, а не "милый вздор обиженных".

А как насчет присвоения древнерусского периода? Не встречал в новейших российских публикациях, выступлениях по радио, на телевидении, а уж тем более в личных дискуссиях, упоминаний о том, что древнерусская история - корневая система украинского, белорусского и русского народов. Впечатление такое,что некоторые русские шовинисты (слово, ни разу не упоминаемое автором) боятся возрождающейся Украины потому , что тогда трудно будет говорить о 1000-летней истории Российского государства.

Абсолютно согласен что "спасительным стал бы русско-украинский культурный конкордант,по которому Украина и Россия признали бы всё,созданное во все века, проведенные под одной государственной крышей, нашим общим и не подлежащим дележу наследием". Беда только в том, что с этим разумным выводом не согласится,по-видимому, российская сторона. Даже настроенный на взаимное сближение и взаимопонимание между нашими народами автор публикации "Будь счастлива,Украина" признается, каким абсурдом поначалу он посчитал надпись на памятнике "Святой Владимир, креститель Украины и основатель Украинского государства", которая поначалу казалась хроноклазмом. А отношение к крещению и основанию Украины Владимир имел такое же, по первому впечатлению автора, как к основанию современного английского королевского флота староанглийский король Гарольд Заячья Нога. Потрясающая логика! Не написали же, что Владимир- основатель Днепрогэса. Владимир крестил Русь в Киеве, крестил предков нынешних украинцев, вынужденных в свое время сменить название государства, что не является в мировой практике большой редкостью. Россия тоже не всегда была Россией.

Постоянное раздражение украинского читателя может возникать, когда выдающихся деятелей культуры делят по языку,о чем уже упоминалось.С подавляющим большинством утверждений автора можно было бы согласиться, если бы разговор велся на фоне упоминания об известных сегодня даже школьнику царских указах о запрещении украинского языка. Даже Т.Шевченку высочайшим повелением запрещено было писать и рисовать.Вторым скользким аргументом выступает посто янная подмена понятий "руський"(от Руси) и "русский" (от России).Многие деятели культуры,не желая становиться малороссами,продолжали считать себя гражданами Руси, ставшей к тому времени Россией. Вот и получается,что "даже Григорий Сковорода, а с ним и десятки его земляков -богословов писали по-русски ... и никакой Гаагский суд не присудит Украине Лысенко".Это напоминает мне ситуацию 20-30-х годов нынешнего столетия, когда все крестьяне стали вдруг колхозниками. Попробуйте доказать нынешним последователям коммунистической идеи, что они, крестьяне, этого страстно не желали.

Опровержение М.Горяниным утверждения о том, что "Украина строила в 1917-1920 гг демократическое государство, а русские отняли ее независимость, навязав коммунистическую власть" выглядит не очень оригинально. Автор использует обычный аргумент, приведя ряд украинских фамилий в окружении Ленина и Сталина. Тогда уж нужно было довести дело до конца и определить приоритеты: евреи или украинцы ввергли Россию в катострофу 20-го века? Но подобное заявление,как мне кажется, унижает русский народ.

И уж совсем "прелестно" звучит фраза: "Украинцы такой угрозы (национальному бытию) со стороны России не ощущали." "Хоть стой, хоть падай"- говорят в таком случае.Если при этом только улыбнуться, не вспомнить Т.Шевченка-выразителя души украинца,то хотелось бы спросить уважаемого М.Горянина: "Откуда у Вас такое убеждение?" Подобное сродни коммунистическим мифам сталинских времен, когда пели "я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек". А кто же разрушил Сечь, лишил людей, вопреки Переяславским договоренностям, всех вольностей, навязал крепостное право, запрещал язык, гноил лучших сынов Украины (включая гетманов), в Сибири и на Соловках, заселял сибирские уголки жителями Киевской губернии...?

Уже Б.Хмельницкий перед смертью понял, что принесло Украине Переяславское соглашение. Однако все последующие попытки гетманов разорвать отношения с Россией были тщетны. А начиная с гетмана Мазепы , решившего восстановить государственность, украинцу-хохлу надолго приклеили ярлык предателя . Гениальный Пушкин понимал, что Мазепа предал не Россию, а царя,и в той же поэме "Полтава" писал: "Но независимой державой Украйне быть уже пора...". 337 лет совместного проживания- это годы непрерывных попыток ассимиляции украинского этноса. Однако самые жестокие страницы были написаны в 20-м веке: подавление Украинской республики в 20-м году; голодомор 30-х годов,призванный уничтожить крестьянство - основу этноса; глобальные "зачистки" (из нынешнего лексикона) интеллигенции, призванные лишить нацию разума.У меня лежит копия документа, по которому переселению в Сибирь подлежали все украинцы, побывавшие в оккупации у немцев,а значит практически все. Не хватало транспортных средств.

Прекрасно знаю все возражения: голодомор устроили свои же и т.д.И в этом будет своя однобокая и уродливая полуправда. Однако надеюсь,никто не сомневается,где подписывались подобные документы, а щербицких можно найти среди любого народа. Уверен,что в отдельном государстве - Украине не произошло бы подобного, хотя бы потому, что выселять можно было на северный берег …Крыма.

Не знаю, должна ли "Россия покаяться перед Украиной за свою имперскую политику ". Но если бы она это сделала, как покаялась недавно перед Японией за расстрелы ее военнопленных , то , как мне кажется , сделала бы большой шаг к давно ожидаемому сближению.Разве так трудно для начала хотя бы признать неадекватность этнокультурной ситуации, о чем упоминалось в начале статьи ? Скажу больше, недружественные шаги России ( решения ее Государственной Думы ) производят обратный эффект , отталкивают Киев от Москвы.

Пора подвести некоторые итоги, ибо уже написанного для некоторых наверное достаточно, чтобы отнести меня в лагерь буржуазных националистов. А полушутя можно даже заявить, что наше (совместное с М.Горяниным) несколько отличное восприятие ретроспективы уже само собой свидетельствует о специфике менталитета украинца.

Что же лучше для России 21 века: неудержимая "русскость" В.Жириновского, или кажущийся космополитизм академика Сахарова и правозащитника Ковалева? Уверен, "патриоты" типа Жириновского способны привести многонациональную Россию лишь к катастрофе. Может ли возрождаемая великодержавная идея, базирующаяся лишь на милитаризме, быть доминирующей в 21 веке? Это не прибавило бы авторитета России в глазах международного сообщества. Истинное же величие страны, как мне кажется, в гуманитарном потенциале общества, обеспечиваемом, кстати, национальным многоцветьем.

Продолжу о перспективе.Среди множества упомянутых и не до конца понятых феноменов (природа российской деспотии,неприятие самостийности, желание ассимиляции украинца-малоросса) в последние годы меня потрясает российское понимание единства славянских народов.Это из той вековой проблемы,идущей еще от "Слова о полку Игореве".Предчувствуя крах империи, коммунисты все время твердили: "Европа объединяется, а мы разъединяемся".

И никто не объяснил, о каком же объединении идет речь. А ведь объединенной Европе не грозит ни онемечивание, ни офранцуживание, а маленькому народу Дании не грозит переселение на ее же остров Гренландию. Cегодня ведь уже мало кто вспомнит, что столицей СНГ был назван Минск. Не тут то было ! Не стану винить Россию, но ведь должна же ощущать дискомфорт совесть настоящего русского интеллигента по поводу потери языка своим ближайшим братом.К сожалению, кажется, не болит.И в этом различие наших подходов.Я за сближение на основе полного равенства и взаимного уважения, мне же, похлопывая по плечу, говорят : "Чего тебе не хватает, мы дарим тебе свой язык, приобщаем к великой русской культуре..." Назад, в малороссы!

Но я уже почти десять лет тому назад ощутил неподдельную радость, когда Украина приобрела ту самую "самостийность",о которой ей веками запрещали даже мечтать,и сегодня не хочу обратно в ипостась "младшего брата". И, надеюсь, никогда больше им не стану. Я соглашаюсь с тем,что между славянскими народами должны быть дружеские, особые отношения. Как, например,между Англией и США. Но это станет возможным только тогда, когда над Москвой развеется имперский дух, а идеи В.Жириновского

канут в Лету. Это закономерности эволюции человеческой цивилизации, в 21 веке имперское мышление будет выглядеть архаизмом.Цивилизованный мир постепенно отказывается от права силы и приходит к силе права. Именно на этом новом правовом принципе должны строиться отношения между народами.

Не хотел бы, чтобы все мои размышления воспринимались как возражения М.Горянину, чаще всего у меня перед глазами стояли мои уральские оппоненты. Если бы был гражданином Украины, обязательно пригласил бы М.Горянина в гости, для продолжения дискуссии. Похоже,что со временем мы нашли бы общий язык по всем проблемам.

С.Г. Паняк, председатель Уральской

ассоциации украинцев,

профессор

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка


Пора выбирать — Алексей Навальный

8BE508A2-8376-44DC-A4EC-E84056BEDDB8 w1597 n r0 s