lessphp error: variable @inputHeight is undefined: failed at ` margin-bottom: 10px;` /home/kobzaua/kobza.com.ua/www/templates/kobza/less/template.less on line 132 Марк ФЕЙГИН: Защита украинцев ─ не только часть моей профессиональной работы, но и продолжение моих взглядов

Известный российский юрист, общественный и политический деятель Марк Фейгин ответил на вопросы «Кобзы» относительно нынешней политики Кремля, связанной с нарушением прав человека в России, на фоне открывшегося здесь Чемпионата мира по футболу

Марк, скажите, как Вы в целом оцениваете нынешнюю политику Кремля и чего можно ожидать от Путина после недавних президентских «выборов» и окончания Чемпионата мира по футболу?

Я не одинок в оценке, что после прошедших «выборов» мы станем свидетелями куда большего ужесточения и огрубления политики Кремля. У этого есть как институциональные причины (построенная авторитарная система нуждается в собственной пролонгации и наращивание репрессий − один из инструментов обеспечения этого механизма), так и сугубо персонального, психологического свойства (Путин стареет и оттого его страх потери власти ищет успокоения в непотизме (вид фаворитизму, тут – кумівство, надання привілеїв родичам і друзям, незалежно від їх професійних якостей. – В.Г.), который не менее сильный мотив для репрессий). Мундиаль, в этом смысле, не более, чем тешащее самолюбие Путина международное признание, купленное ценой коррупции и угроз. К несчастью, это работает.

Кремль не только расправляется с украинцами, захваченными в заложники, и россиянами, имеющими проукраинскую позицию, противниками нынешнего режима, но и оказывает колоссальное давление на их защитников. Расскажите, пожалуйста, о ситуации, связанной с лишением Вас адвокатской лицензии. Какие у Вас дальнейшие планы?

Полагаю, лишение меня адвокатского статуса, как раз и вызвано тем, что я сочетал все эти нетерпимые Кремлём качества: защищал украинцев, имел проукраинскую позицию и являлся частью антипутинского протеста. Разумеется, желание избавиться от адвоката Фейгина Кремль испытывал и прежде, но в силу вышеуказанного ужесточения его политики, это стало возможным лишь в 2018-ом году.

Оглядываться на Запад, опасаясь его реакции, больше нет нужды (чего, в принципе, Кремль избегал до вторжения в Украину и последовавших за этим санкций). Они лишили меня статуса сразу после псевдовыборов президента. И то, что они отказались соблюдать даже формальную сторону (они лишили меня за три сообщения в Твиттере с ругательствами в адрес Кремля спустя 9 месяцев с момента их написания, а право наказывать у них было только в течение 6-ти), свидетельствует о полном безразличии к реакции на подобного рода решения.

Что касается планов, то они будут зависеть от того, насколько далеко зайдёт в преследовании меня власть. Я знаю, что прекращением моего адвокатского статуса мне дан сигнал убираться из России. В любом случае, я намереваюсь, используя остающиеся у меня процессуальные возможности, закончить своё последнее дело  кейс Романа Сущенко.

Почему Вы защищаете украинских граждан, обвиненных в несуществующих преступлениях – ведь это, как видим, чревато неприятностями для профессиональной карьеры, возможными другими последствиями?

Защита украинцев была не только частью моей профессиональной работы, но и продолжением моих взглядов. Без такого сочетания, в нынешней России, никого из тюрьмы не спасти. Украинцы здесь особая категория. Они объект беспощадного преследования властью, поскольку к обычной ненависти политического свойства примешивается имперская ксенофобия. Я не жалею, что подвергся гонениям за убеждения. Ведь я защищал людей, которым «доставалось» куда больше, чем мне теперь. Почему я должен быть избавлен от такой участи? За всё надо платить, в том числе за оппозиционные взгляды.

Вашему подзащитному – украинскому журналисту Роману Сущенко выдали на руки приговор суда: он осужден к 12-ти годам колонии строгого режима. Вы подали апелляционную жалобу на этот приговор. Понятно, что будет получен отказ. Какие возможные шаги будут предприниматься Вами, осужденным украинским журналистом и его нынешней защитой в перспективе?

Я продолжаю защищать Романа Сущенко, даже после лишения меня статуса адвоката, поскольку сумел остаться по решению суда в деле в качестве «иного лица», по ст.49 УПК РФ. Это что-то вроде общественного защитника. Обвиняемый вправе выбрать себе такого в процессе. Мы этим и воспользовались. Так что до конца второй инстанции я останусь в деле. 

Мы, действительно, подали апелляцию на приговор, дело будет рассматриваться в Верховном суде. О сроках судить сложно: это может растянуться и на полгода. Тем болем, в ситуацию вмешиваются и политические обстоятельства. С точки зрения сугубо процессуальной, Сущенко вынесли приговор, предусматривающий наказание в 12 лет (ст.276 предусматривает до 20 лет), и, поскольку нижняя граница 10 лет, нам есть чего добиваться. 

Однако, главным я считаю переговоры об обмене, которые хоть и тяжело идут, но имеют некоторые шансы на успех. Я бы не исключал, что ещё до апелляционного рассмотрения, Сущенко могут вернуть в Украину. Этому я и попытаюсь поспособствовать по мере сил.

В одной из недавних программ Радио Свобода, в которой мы с Вами участвовали, Вы усомнились в том, что Путин освободит или обменяет Олега Сенцова и других украинских политзаключенных, несмотря на открывающийся ЧМ и большой мировой резонанс, вызванный нарушениями прав человека в России. И оказались правы. Почему Путин никак не реагирует на просьбы мировых лидеров и выдающихся деятелей мировой культуры (скажем, известного американского писателя Стивена Кинга и др.) об освобождении Сенцова, объявившего бессрочную голодовку больше месяца назад? 

Я, действительно, испытываю сомнения насчёт голодовки, как средства давления на власть в России. Такого рода опыт ни разу не приносил прямого, непосредственного результата. Не говоря уже о квази-пацанской психике Путина (не прогибаться). Он ведь изучал историю диссидентского движения в академии ФСБ, где его учили не уступать боли истязаемых. Он ведёт себя по единожды усвоенному алгоритму: уступишь раз, сядут на шею, сделают из тебя «мягкотелого гуманиста». Поэтому не сама голодовка, а скорее реакция на неё (в том числе и Кинга) предмет интереса Путина. Он оценивает торговые позиции, а не ущерб репутации. И пока он «интересных» предложений не видит. Поэтому и ничего существенного в вопросе обмена не происходит. Однако это не означает, что «сделка» не может состояться. Путин это Себастьян Перейро, «торговец чёрным деревом». Украинские заключённые для него товар и он не намерен делать «скидок».

Существуют ли какие-то условия или обстоятельства, способные повлиять на позицию Путина в данном вопросе?

Есть общее и частное здесь. Общее это санкции, их ужесточение Путина пугает, поэтому для недопущения самого худшего сценария (эмбарго или SWIFT) он будет готов уступить. Но пока никто не предъявил ему такого ультиматума. И вряд ли предъявят из-за проблемы украинских политзаключённых. Ну, а частное вытекает из общего. Главный источник санкций США, потому отношения с ними в приоритете. Просьба Трампа для Путина была бы куда более существенным мотивом. Быть может оттого, что он уверен, что просьбы такой не последует, ничего и не двигается. Кстати, последним аргументом в освобождении Савченко был звонок Обамы... 

Форум свободной России, активным участником которого Вы являетесь, 13 июня с.г., накануне открытия Чемпионата мира по футболу, принял обращение к лидерам демократических государств с просьбой не поддерживать ЧМ-2018 в связи с вопиющими нарушениями в этой стране прав человека и большим количеством политзаключенных. Почему, на Ваш взгляд, такая вялая и непоследовательная политика Запада, не приведшая к бойкоту футбольного мундиаля, в отличие от бойкота московской Олимпиады 1980 года? 

Футбол на крови – разве это не позор для цивилизованного мира?

Тема ЧМ отыграна. Бойкота нет, изоляции нет. Всё это результат слабости единства Запада, неспособности мобилизоваться и действовать неумолимо. Во всяком случае, пока. В этом смысле бойкот советской Олимпиады был реакцией не только на войну в Афганистане, но и в целом пиком холодной войны. До «пика» противостояния с путинской Россией ещё далеко. Тем более, идеологическая разница между противоборствующими сторонами куда менее очевидна. Кремль этим, кстати, весьма эффективно пользуется. Надо отдать им должное.

Мы постоянно говорим об агрессивной внешней и внутренней политике Кремля, но часто забываем о том, что ее бы не было без колоссальной поддержки россиян, без всенародного ликования по поводу аннексии Крыма и т.п. Как с этим быть?

В нынешней ситуации с этим ничего нельзя сделать. Манипулятивный механизм в руках Кремля и пока не ослабнет он сам, существенных изменений не произойдёт. Лучшим в этом смысле показателем являются русские диаспоры за пределами РФ, которые, казалось бы, свободны от монополии Кремля на источники информации (прежде всего ТВ). Однако картина там столь же удручающая, как и в самой России. Кстати, очень похоже на нацистскую Германию и её воздействие на немецкие общины по всей Европе и Америке в 30-ых годах. 

Рецепт здесь один Запад должен следовать ценностям, а не интересам. Любая уступка Москве в угоду рынку, ресурсам, инвестициям, чревата двойной платой в дальнейшем. Как это было с Германией.

Немногочисленные и разрозненные протестные акции демократической оппозиции, понятно, в ближайшем будущем не смогут изменить политический ландшафт страны. Могут ли разбудить российское общество такие решения правительства, как увеличение пенсионного возраста, объявленное Путиным устами Медведева, или другие, еще более драконовские «реформы»? Что должно случиться в современной Российской империи, чтобы народ сказал Кремлю решительное: «Хватит!»? Возможна ли в принципе демократическая трансформация России?

Это продолжает оставаться некоторой загадкой. Спор о «холодильнике» и «телевизоре», при всей его схоластике, так и не разрешён. Уже того, что происходило в предыдущие годы, было бы достаточно для социального возмущения обывателей (кризис 14-го, а до того кризис льгот и т.д.), в масштабе, позволившем начать политические изменения. Однако, этого не произошло. Станет ли таким поводом пенсионная реформа, предсказать сложно. Пока, во всяком случае, ничего существенного реакция на неё россиян не предвещает. Не в последнюю очередь это связано с полным отсутствием в нынешней РФ дееспособных профсоюзов. Не беря в расчёт ФНПР (наследницу ВЦСПС), отраслевые профсоюзы влачат жалчайшее существование и всякий разговор о политике для них табу. Без связи социального протеста с политическим никакая защита прав невозможна. Так во всём мире происходит. Профсоюзы – это, в первую очередь, политическая сила. Они добиваются своих требований исключительно политическими средствами. В России это всё разрушено, поэтому организующей силы протеста нет. Тем не менее, трансформация возможна, но источником её будут, скорее, внешнеполитические факторы.

Что бы Вы пожелали руководству и народу Украины в нынешней ситуации? На что необходимо обратить особое внимание, чтобы вырваться из орбиты Кремля и построить успешное европейское государство?

Надо с сожалением признать, что Кремль сумел-таки добиться в Украине, в канун кампаний по выборам 19-го года, известного влияния на СМИ, отдельные политические институты, и, до известной степени, умонастроения части населения. У этого много причин, связаны они и с падением авторитета власти, и социальными неурядицами, усталостью от войны и мн. др. Украинское общество нуждается в политической мобилизации, по примеру той, что была в период 14-го года. Прокремлевские силы боялись выходить на улицу, не то, чтобы, как нынче, публично изгаляться над украинским суверенитетом. Было бы печально, если бы Майдан постигла судьба Оранжевой революции. Всё в руках людей. 

Спасибо за интервью! Удачи Вам!

Бесіду вів Віктор Гіржов, в.о. обов’язки головного редактора сайту «Кобза»

Додатково: Інтерв’ю Марка Фейгіна «Кобзі» від 10 січня 2018 р.


На світлинах: Адвокат українських політв’язнів, «Друг України в Росії» у 2017 році за версією «Кобзи» Марк Фейгін. Адвокат Фейгін продовжує боротися за свободу свого підзахисного Романа Сущенка. Разом із дружиною та донькою українського журналіста Романа Сущенка біля слідчого ізолятора. Виступ Марка Фейгіна на V Форумі вільної Росії у Вільнюсі 11 квітня 2018 р. Київське селфі Марка Фейгіна – в українській столиці адвокат почуває себе комфортно, тут у нього багато знайомих і друзів.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка