Друк
Розділ: Регіональні організації

В июле этого года - в газете «Криминал экспресс» была опубликована статья известного омского краеведа Ивана Шихатова под интригующим названием «Тихая вражда», которая якобы не спит тихим сном, а бурно протестует. И протест этот господин Шихатов узрел в том, что украинская диаспора Омска, в частности Сибирский Центр украинской культуры «Сірий клин» ратует за то, чтобы на месте заложенного камня (по ул. Б. Хмельницкого, напротив старого Октябрьского исполкома) поставить памятник Т. Шевченко, великому украинскому писателю, поэту, художнику.

Это как же нужно знать историю украинцев в Сибири, чтобы во всеуслышанье заявить об «украинском Пушкине»: «...и националист он был великий. Русских называл «москалями»! А знает ли «многоуважаемый» автор «Тихой вражды», что слово «москаль» исторического происхождения. Племя было такое с «имперскими замашками» - «мосхи», которые впоследствии стали именоваться «московитами», вкладывалось в них понятие армии (с комплексом несовершенства), и москаль в произведениях Шевченко означает офицер царской армии - независимо от чина и национальности. Какие бесчинства творило российское самодержавие во времена крепостничества можно узнать не только у Т. Шевченко. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Чернышевский и иже с ними не мирились с властью. Но русских поэтов и писателей в этом плане господин Шихатов, наверняка считает патриотами, а Тараса Шевченко - почему - то националистом! Хотя, если поинтересоваться биографией украинского «кобзаря», то можно узнать, что в дружеских отношениях Шевченко был с В. Жуковским, К. Брюлловым и другими известными русскими деятелями культуры и искусства. Да и похоронен Шевченко, помнится, был все же в России - в С.-Петербурге... И никто в поэзии «кобзаря» до сих пор не находил в слове «москаль» оскорбительной «начинки». Как и украинцы в слове «хохол» (согласно словарю Ушакова, 1938 г. выпуска, в устах шовинистов - великороссов - украинец). Хотя это дореволюционное, разговорное шутливо - бранное слово и сегодня часто встречается в бытовых разговорах омичей.

А знает ли уважаемый читатель, что «хохол» российский вариант монгольского слова «хохул»: голубой (хох) и жёлтый (ул, улу) означает сине-желтый - флаги такие были. Вкладывалось в это слово понятие - неполноценность, т.е. человек третьего сорта.

Другая, довольно широкая версия происхождения прозвища «хохол», а именно «от торчащего клока волос или перьев на голове», не выдерживает критики, поскольку украинцы ничего такого на головах не носили. Длинные чубы, т.е. «оселедці»(которые тоже, между прочим, не торчали, а свисали), носила незначительная часть населения - низовые казаки, или сичевики, которых к слову, россияне прозывали не хохлами, а «запорожцами». («Памятки Украины»1989, №3.)

С господином Шихатовым и вовсе - непонятно: к чему было поднимать тему установки памятника Шевченко и «докладывать» общественности о своем невежестве в этом плане? Что-то не помнится, чтобы, как он сообщает, «общественность бурно запротестовала против установки памятника». Просто у украинской диаспоры Омска пока не нашлось «хохла» - мецената и патриота, чтобы приобрести для города уже имеющийся великолепный памятник работы известного Омского скульптора украинского происхождения Анатолия Цымбала. Проект читатели видели в той же «желчной» статье, о которой и речь. И, да будет известно, что Тарас Шевченко для украинцев -образ собирательный - символ Украины. Такие памятники есть по всему миру. И никто не видит в них зёрен национализм (мало ли что его сделали «знаменем националистического движения» и «идейным вождем» Руха). Любопытно было бы услышать от господина Шихатова, как на «Украине уничтожаются памятники русским писателям и поэтам»? Снимали «расплодившиеся» памятники В.И. Ленину - но это и Россию не минуло... В Одессе же вообще собираются устанавливать памятник... российской императрице Екатерине Второй!

А что касается того, что в Омске «для монумента место выбрали бездумно: памятник Тарасу Шевченко на улице Богдана Хмельницкого! Как их совместить?» Отвечаем. Точно также, как в Москве на улице Горького (ныне Тверская), был установлен памятник Пушкину. И не потому, что «Тарас, как противник «москалей», противостоит «Богдану, воссоединившему Украину с Россией». Откуда «ветер дует» непонятно, но догадаться нетрудно. Место, где заложен памятный камень, и где в перспективе предполагалось разбить парк с двумя фонтанами (с Днепровской и Иртышской водой), сливающимися воедино и, символизируя единение славянских народов, наверняка «приглянулось» кому-то из предприимчивых дельцов: вот бы павильончик поставить и торговать пивом...

Обидно и за Омск, и за И. Шихатова, что так бездумно можно попасться «на удочку». И дело-то, как выясняется, не совсем в «объекте». И проект Цымбала, как радуются некоторые - «не завис». Памятник Шевченко, отлитый в Омске в бронзе, увез в Сургут известный тамошний бизнесмен, вместе с надписью «Любимому городу от Владимира Самборского».

Очень неудобно напоминать автору «Тихой вражды», что и место для Омского памятника Шевченко выбрано-то не случайно. В годы Великой Отечественной войны с Украины в Омск переехал моторостроительный завод, обосновавшийся в Октябрьском районе. Сюда же в послевоенное время волею судьбы были высланы тысячи украинских семей. Всех расселяли в землянках и бараках. И землянки - то эти, и заводы, находились как раз неподалеку от установленного ныне камня Кобзарю. Помнят те страшные годы сибирской ссылки многие сегодняшние представители Сибирского Центра Украинской культуры «Сірий клин».

Уже позже, обосновавшись в Омске, вырастив детей и радуясь внукам, украинцы-сибиряки затосковали по исторической Родине. Тут и затеплилась надежда у пенсионеров - поставим памятник... Ведь многие из молодых не то, что в лицо не знают Тараса Шевченко, но даже и не слышали о нем. И это немудрено - на национальную литературу в российских школах выделяют ничтожно малое количество времени. А зря. Возможно, и не было бы случаев вандализма по отношению к памятникам со стороны нашей бескультурной молодежи. Так что, уважаемые читатели, будьте, как говорится, бдительны по отношению к точкам зрения известных в Омске людей. Вот их то рукой водят далеко не патриоты. А точку зрения Ивана Шихатова, отметим, не поддерживает и Комитет по делам национальной политики, религии и общественных объединений администрации Омской области и общественность города. Подобные «перлы» из-под «пера» известного краеведа говорят о том, что это кому-то нужно. Вопрос - кому?

...А вообще-то, напомним, что «национализм - это идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другими, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов». (Энциклопедический словарь. «Политология» М. 1999 г.). Или: « Национализм -это идеология и политика, ставящая свою, господствующую, нацию в привилегированное положении и направленное на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними. (Толковый словарь русского языка. Ушаков. 1938г.). Как господин Шихатов умудрился всё вышесказанное усмотреть в украинских организациях Омска - сказать трудно. Украинцы в нашем регионе, заметим, большой стабилизирующий фактор - и в многонациональных поселениях, и в трудовых коллективах. Там, где живут украинцы, можно уверенно сказать - нет национальных конфликтов. Даже, согласно социологическим исследованиям Омского университета на предмет такого общественно опасного явления, как преступность, с другими вопросами жизнедеятельности общества - с экономикой, политикой, сектантством, признания заслуживает тот факт, что меньше всего «лиц с криминальной поведенческой установкой» у украинцев и узбеков. (Омский университет» 23.05.03.). И стоит ли из «мухи выдувать слона», если у «хохлов», непосредственно в Омске, нет - у кого желания, у кого - возможности: уехать на Украину - тут их корни пущены, а сердце болит о далекой Родине. Но нет худа без добра. И если уже статистика подтверждает, что украинцы в Омской области занимают второе место по численности, то будем надеяться, что памятник Шевченко в Омске всё же установят. И без всякой «тихой вражды», не ожидания «потепления на Украине».

Активисты Сибирского центра украинской культуры «Сірий клин»