Друк
Розділ: Регіональні організації

Алла ЛАДАН

Знаете ли вы украинскую песню? Задумчивую, протяжную, словно уносящуюся вдаль от зеленых полей, или несущую невысказанную печаль, или озорную, под звуки скрипок и цимбал, от которого ноги сами просятся в пляс?

Желаете ли предугадать свое будущее в самый загадочный период года - святки?

Все это и еще многое другое можно узнать и услышать, посетив Центр досуга "Современник", где вот уже десятый год существует Омская областная общественная организация Украинской культуры "Сірий клин".. Центр был основан в 1992 году и освящен митрополитом, а тогда еще архиепископом Омским и Тарским Феодосией, к слову сказать, тоже по происхождению украинцем, уроженцем Волыни.

Как возник Украинский культурный центр? Об этом рассказывает его основатель и руководитель Вирослав Владимирович Мендзив.

- Мы исходили из уже существующих исторических аналогов. Украинские поселения есть во многих странах мира: Аргентине, Канаде, США, Австралии... Это самая устойчивая диаспора в мире и самая законопослушная. Там, где рядом с другими нациями и народностями живут украинцы, там нет межнациональной розни. Это кредо - кредо гаранта межнационального спокойствия - мы хотим подтвердить и у себя в Омске. И потом, нет ничего плохого в том, что все мы (в повседневной жизни, в "общей массе" - россияне) выкраиваем два часа в неделю, - тем более, в наше время, такое скудное на тепло и радости.

Основу Центра, его костяк составляют представители старшего поколения. Именно они являются активными участниками всех культурных программ и мероприятий: поют песни, играют на музыкальных инструментах, участвуют в различного рода представлениях, сами изготавливают реквизит для спектаклей. Это они, оторванные от родной земли, сохранили в своей памяти национальные обычаи, обряды, песни, танцы. К древним забытым искусствам приобщаются и молодые. Их не так уж мало на вечорницах и праздниках, проводимых Центром.

На основе воспоминаний и знаний старшего поколения методист Центра Евгения Сенкевич создает и воплощает сценарии вечорниц - вечерних посиделок молодежи, проходящих и в день Святого Андрея Первозванного - 13 декабря, и в день Святого Николая -19 декабря, и в рождественские дни, когда главными действующими лицами являются ангелы, возвещающие миру о рождении Спасителя, пастухи и волхвы, пришедшие с подарками новорожденному Мессия, а также жестокий царь Ирод.

Действуют в Центре академический хор, вокально-инструментальный ансамбль "Ватра".

- Не подумайте, что мы принимаем исключительно профессионалов, - говорит Евгения Сенкевич - К нам приходят по желанию все, кто неравнодушен к украинской песне, украинской культуре. На наших концертах под наши песни с удовольствием танцуют русские, та тары, армяне, немцы.

Впрочем "анализ на кровь", как шутят в "Сиром клыне", здесь ни у кого не берут, родословную не выпытывают. Теплом и радушием тут привыкли делиться со всеми, в том числе и с ребятишками из детских домов, для которых в дни зимних каникул Центром организовываются благотворительные акции, рождественские представления, накрываются столы, а самое главное - создается домашняя теплая семейная атмосфера, атмосфера соседства и общения, старших с младшими.

Почему именно "Серый клин"? Он связан с реформой Столыпина, когда в начале XX века большую территорию Зауралья, юга Сибири, Северного Казахстана заселили выходцы из южных губерний России, более полутора миллионов человек. Возникла огромная украинская колония. Тогда Россия совершила большой рывок в производстве зерна и других сельскохозяйственных продуктов именно благодаря освоению сибирских земель трудолюбивым и хозяйственным украинцем. А почему "серый"? Может, все дело в суровой природе... Сейчас согласно официальным данным, только на сибирской территории Серого клина проживает более 105 тысяч украинцев. А по неофициальным - в пять раз больше.

Члены Центра украинской культуры "Сирый клын" не только активно выступают на городских площадках в дни фестивалей, но и несут свое песенное искусство в село. В последние годы налажены и эффективно развиваются связи с художественными коллективами "Зіронька", "Вербиченька" Одесского района, с ансамблем украинской песни "Червона калина" села Шевченко Москаленского района. Стали доброй традицией поездки членов омских украинских Центров "Сірый клин" и "Просвита" им. Т.Г. Шевченко на Рождество и Троицу в сельские районы, заселенные потомками украинских переселенцев начала века. Как отмечаются "різдвяни свята" и Троиця в Украині, старше покоління з задоволенням рассказывает и показывает младшему, горожане охотно делятся опытом, напрацьованими програмами з селянами, беручи участь в спільному святкуванні цих днів.

Под теплым крылом "Сирого клына" рождаются центры украинской культуры в районах и селах Омской области. Так, уже создан такой центр в поселке Одесское (руководитель -Иван Алексеевич Лысенко), филиалы действуют в селах Желанное, Лукьяновка, Гановка, Благодаровка, Буяковка этого же района. В ближайшее время будет открыта сеть украинских центров в Полтавском, Русскополянском, Исилькульском районах области, в селе Шевченко Москаленского района.

Во всех городских и областных праздниках, фольклорных фестивалях, культурных мероприятиях и концертных программах, в которых принимают участие около 20 различных национально-культурных центров, действующих на омской земле, украинские всегда самые заметные - выделяются своими красочными костюмами, многочисленностью, слаженностью, разнообразием и сытностью блюд, яркими выставочными стендами. Подивиться здесь можно вкусным пирогам и пампушкам, роскошным скатертям, рушникам, салфеткам, сорочкам, искусстно сплетенным девичьим венкам, вышитых на полотнах портретам Тараса Шев-ченка. Все эти произведения рукодельниц центров являются постоянными экспонатами выставок, организуемых в особо торжественные для омских украинцев дни: дни рождения центров, День независимости Украины и день рождения Тараса Шевченка.

Вообще же, к Тарасу Григорьевичу у сибирских украинцев особое отношение. В планах на будущее - возведение на территории, прилегающей к зданию бывшего Октябрьского райисполкома, сквера Тараса Шевченко и памятника великому поэту, первого за Уралом подобного сооружения. Именно для этих целей создан Омский региональный общественный центр им. Т.Г.Шевченко, который планирует аккумулировать средства украинской диаспоры и спонсоров на осуществление данного проекта. Авторы проекта - скульптор А.А.Цымбал и архитектор Ю.А.Захаров. Как пояснил В.В.Мендзив, это будет памятник не только украинству, связавшему свою судьбу с сибирской землей, так сказать, первопроходцам, но и памятник труженикам военного Омска. Как известно, в 1941-м году в наш город был эвакуирован Запорожский моторостроительный завод, с которого, можно сказать, и началась история Октябрьского района города Омска. Да и колышек, вбитый в ознаменование открытия нового района, находится на той территории, где планируется создание сквера. Многим украинцам это место памятно еще и тем, что недалеко от него в 1947 году располагался эвакопункт, на который свозили сосланных во время сталинских репрессий западных украинцев. Всего - около 15 тысяч, в основном женщин, стариков и детей. Редко какой репрессированный не прошел через это место...

Сам сквер предполагается разбить в виде украинской сорочки-вышиванки. Планируется построить в нем два фонтана. Один наполнят иртышской водой. Другой - днепровской. Два фонтана будут символизировать дружбу двух народов - русского и украинского, их общий многовековой исторический путь, общность, многогранность и взаимообогащение родственных культур.

Я часто задумываюсь над тем, почему украинские поселения и диаспоры во многих странах мира так бережно хранят свои обычаи, язык и традиции, передают их из поколения в поколение, возрождают из небытия забытые искусства и ремесла, в окружении иных, порой далеко не родственных культур, сохраняют собственный дух украинства. Наверное потому, что за такого рода бережным отношением к собственной культуре им видится далекая родина, согретая ярким солнцем и пропитанная теплыми летними дождями родная земля, с которой им когда-то пришлось разлучиться, большинству - навсегда.

Омск

Український огляд, Серпень 2001.