lessphp error: variable @inputHeight is undefined: failed at ` margin-bottom: 10px;` /home/kobzaua/kobza.com.ua/www/templates/kobza/less/template.less on line 132 Про "тактику дулі" для сусіда
Друк
Розділ: Російсько-українські відносини

Рукопожатие - дело  взаимное.Чому переговори України з РФ про кордон в Азовському морі зайшли в безвихідь

Россия не соглашается ни на один из трех вариантов разграничения вод Азовского моря и установления государственной границы между Украиной и РФ по Азовскому морю. Об этом "РБК-Украина" сообщил представитель Украины в Международном суде ООН Владимир Василенко.

Он отметил, что ни на одно из предложений Россия не согласилась, поскольку "очевидно, отсутствует политическая воля". Он считает, что в таком случае было бы целесообразно решить проблемный вопрос в международных судебных инстанциях, "поскольку переговоры с РФ зашли в тупик".

По словам В.Василенко, с точки зрения международного права существует три варианта решения вопроса: считать Азовское море внутренним и распределить его воды между Украиной и РФ по границе, существовавшей между УССР и РСФСР; считать Азовское море внутренним морем и распределить его акваторию по принципу равноудаленности от берега (в таком случае Украина получит большую площадь акватории, чем по первому принципу); или не считать Азовское море внутренним морем.

В последнем случае госграница обеих стран устанавливается на расстоянии 12 морских миль от побережья, а нейтральные воды распределяются между государствами в качестве исключительных экономических зон.

Напомним, что 21-22 января прошел 30-й раунд украинско-российских переговоров по разграничению вод в Азовском море и в Керченском проливе. Обе стороны пессимистически оценили их результаты. Переговоры безрезультатно продолжаются 12 лет. Несколько высокопоставленных сотрудников украинского МИДа заявляли о возможности как односторонней делимитации морской границы, так и о намерении решить спор с Россией в Международном суде.

Также стоит отметить, что 3 февраля поражением Украины закончилось судебное дело о делимитации исключительных экономических зон и континентального шельфа в северо-западной части Черного моря между Украиной и Румынией. 3 февраля Международный суд ООН в ответ на обращение Румынии о разграничении континентального шельфа и исключительных экономических зон постановил, что о. Змеиный не может считаться частью прибрежной линии Украины при определении срединной линии при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Вследствие этого решения суда, Украина потеряла право на часть шельфа площадью более 150 тыс. квадратных километров.

http://top.rbc.ru/politics/07/02/2009/278853.shtml?print

07 февраля 2009 г

Додатки:

Украина может начать демаркацию границы с РФ в одностороннем порядке

Украина может начать демаркацию границы с РФ в одностороннем порядке, поскольку наша страна начала переговоры о безвизовом режиме с Европейским союзом и планирует внедрить такой режим в 2012 г. Об этом заявил на пресс-конференции министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко, передает корреспондент РБК-Украина.

В частности он отметил, что для получения безвизового режима Украина должна выполнить определенные требования, среди которых - обеспечения безопасности на украинских границах. "Мы будем вынуждены идти на шаги, которые обеспечат то, чтобы мы могли продвигаться в переговорах из ЕС именно в том темпе, который мы определили. Здесь нет никаких анти каких-то намерений, есть очень четкое желание обеспечить реализацию важного для украинских граждан вопроса", - отметил министр.

Также В.Огрызко сообщил, что ведомство в 2010 г. планирует завершить договорно-правовое оформление украинско-российской границы.

При этом он подчеркнул, что на протяжении последних полутора лет украинское МИД не получило ответ российской стороны о начале работы рабочей группы из делимитации границы, хотя все документы уже готовы. Также не продвигаются должным образом работы по делимитации Азовского моря и Керченского пролива. Кроме того он заявил, что в большинстве случаев не выполняются пункты Большого Договора между Украиной и РФ.

Напомним, что министр иностранных дел России Сергей Лавров еще в октябре прошлого года сообщал о скором принятии решения о демаркации украинско-российской границы. При этом он подчеркивал, что демаркация границы "не займет десятки месяцев".

Необходимо подчеркнуть, что больше всего вопросов вызывает проблема установления границы в Керченском проливе. Ранее Киев настаивал на том, чтобы провести границу в проливе по линии, которая была между двумя республиками во времена СССР. Позиция российской стороны состоит в том, чтобы ни у одной из сторон не было единоличного контроля над Керченским проливом, и оба государства имели доступ к навигационному проходу. При этом представители РФ отмечали, что в СССР между союзными республиками по акватории внутренних морских вод административные границы не устанавливались. Поэтому нет никаких легитимных документов союзного или республиканского уровня, которые фиксировали бы линию разграничения в водах Азовского моря и Керченского пролива.

http://www.rbc.ua/rus/top/2008/12/25/483187.shtml

Украина может сама провести границу с Россией

Украина может начать демаркацию сухопутного участка украинско-российской границы в одностороннем порядке. Об этом, как информирует «Украинская правда», заявил директор первого территориального департамента МИД Украины Леонид Осаволюк. На брифинге в Киеве он сообщил, что на данный момент российская сторона заблокировала работы по демаркации сухопутного участка совместной границы, что очень содействует развитию нелегальной миграции.

«В связи с этим мы вынуждены будем принимать соответствующие меры для демаркации границы с Россией... Я не исключаю возможности осуществления демаркации в одностороннем порядке», — сказал Осаволюк

По данным Государственной пограничной службы Украины, общая протяженность государственной границы с Россией — 2295,04 км, в том числе сухопутный участок — 1974,04 км, морской — 321 км.

Ранее сообщалось, что Украина может направить иск в Международный суд в Гааге, чтобы заставить Россию утвердить границы между двумя государствами в Азовском море и Керченском проливе.

«Поскольку переговоры в вопросе делимитации Азовского моря и водных пространств в Керченском проливе находятся в тупике, Украине стоило бы формально обратиться к Российской Федерации с предложением передать спор на рассмотрение Международного суда ООН. Такое предложение станет свидетельством того, что позиция Украины не является своевольной, а основывается на праве. Чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Во всяком случае, вреда это не нанесет», – считает уполномоченный Украины в Международном суде ООН Владимир Василенко.

Поясним, Украина настаивает на том, чтобы граница была проведена по линии, которая во времена СССР обозначала административную границу между республиками.

«Использование административной границы как государственной в вопросе раздела этой части территории мы считаем наиболее полно соответствующим международным принципам и правилам», – говорил ранее президент Украины Виктор Ющенко. Он отметил, что аналогичный принцип был применен во время решения схожего вопроса между Россией и ее балтийскими соседями.

Россия же добивается, чтобы Керченский пролив получил статус «внутренних вод» двух государств, находящихся в общем пользовании. Москва опасается, что, официально установив границы в этой части акватории, она тем самым откроет дорогу в Азов иностранным военным кораблям. В Киеве же считают, что переговорный процесс намеренно затягивается российской стороной.

Острота проблемы стала для всех очевидна осенью 2003 года, когда разразился громкий скандал вокруг острова Тузла в Керченском проливе. Тогда власти Краснодарского края попытались соединить остров насыпной дамбой с российским берегом. Правительство Украины расценило строительство дамбы как посягательство на суверенитет государства. Строительные работы были прекращены 23 октября в 102 метрах от линии украинско-российской границы.

Остров Тузла в 1941 году был передан входившей в состав РСФСР Крымской АССР, а в 1954 году он вместе с Крымом отошел к Украинской ССР. Поскольку со стороны Украины отсчет морской границы идет от острова Тузла, Украине может отойти две трети акватории Керченского пролива, включая судоходный Керчь-Еникальский канал. Через канал ежегодно проходит 8,5 тыс. иностранных судов, которые оставляют в украинской казне около $80 млн. Ныне Россия считает Тузлу территорией с «неопределенным статусом».

Депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин считает, что «как и в случае с Курильскими островами, в переговорах с Украиной нам не следует торопиться, загоняя самих себя во временные рамки». «Киев добивается такого разграничения Керченского пролива, которое предоставило бы Украине монопольное право на вход в Азовское море и выход из него. Нас это, естественно, не устраивает», — сказал он. Россия и Украина должны договориться о совместном использовании Керченского пролива и Азовского моря «по принципу кондоминиума», убежден депутат.

http://www.rosbalt.com.ua/2008/10/24/535676.html

МИД Украины: Получить безвизовый режим с ЕС мешает Россия

Незавершенность процесса демаркации российско-украинской границы не дает Украине возможности выполнить требования Европейского Союза, необходимые для установления с ним безвизового режима. Как передает корреспондент «Росбалта», об этом заявил министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко на итоговой пресс-конференции МИД Украины.

 «Мы полтора года ждем от Российской Федерации ответа о начале демаркации границ с РФ. Этот ответ не должен быть больше двух абзацев. То есть Россия должна сказать, что готова к началу демаркации российской-украинской границы. Но этого ответа мы не получили до сих пор», — посетовал Огрызко.

«Скажу откровенно, что Украина начала с Европейским Союзом переговоры о безвизовом режиме для украинских граждан. Мы хотим достигнуть этой цели до 2012 года. Но чтобы получить безвизовый режим с ЕС мы должны выполнить требования по обеспечению безопасности на границе. Границы должны быть нормальными, европейскими и защищенными», — отметил глава МИД Украины.

Что касается заявлений о возможном проведении границ с РФ в одностороннем порядке, то, по словам Огрызко, это возможно. «Мы будем вынуждены идти на шаги, которые обеспечат продвижение с Европейским Союзом в том темпе, который мы определили. Здесь нет каких-то антинамерений», — ответил министр.

Ранее сообщалось, что Украина может направить иск в Международный суд в Гааге, чтобы заставить Россию утвердить границы между двумя государствами в Азовском море и Керченском проливе.

Стоит отметить, что Украина настаивает на том, чтобы граница была проведена по линии, которая во времена СССР обозначала административную границу между республиками. Россия же добивается, чтобы Керченский пролив получил статус «внутренних вод» двух государств, находящихся в общем пользовании.

Ранее директор первого территориального департамента МИД Украины Леонид Осаволюк сделал несколько заявлений, касающихся раздела Керченского пролива. Украинский дипломат утверждал, что Россия использует двойные стандарты и не придерживается норм международного права в этом вопросе. По его словам, российская сторона пытается «подвинуть» границы в Керченском проливе, а также в Черном и Азовском морях в сторону Украины и тем самым уменьшить ее территориальные воды. В связи с этим Осаволюк не исключил «осуществления демаркации в одностороннем порядке».

В процессе установления государственной границы обычно различают два этапа: делимитацию и демаркацию. Делимитация — определение договором общего направления прохождения государственной границы; в нем фиксируется словесное описание линии прохождения государственной границы на местности (через какие реки она проходит, на каком расстоянии от такого-то селения, в каком направлении и т.д.). Линия государственной границы обозначается обычно на прилагаемой к договору карте. Демаркация — обозначение прохождения линии государственной границы на местности при помощи установления пограничных знаков, а на воде — при помощи поплавков, буев.

http://www.rosbalt.com.ua/2008/12/25/606447.html

Морскую границу с Россией «нарисуют» в 2009 году

Делимитация украинско-российской морской границы будет завершена в 2009 году. Такую надежду высказал президент Украины Виктор Ющенко на встрече с послами стран «Большой семерки» и «тройки» Европейского Союза.

Как сообщает пресс-служба главы украинского государства, Ющенко подчеркнул, что среди проблемных вопросов отношений Украины с Россией — делимитация украинско-российской морской границы. Он выразил надежду на завершение делимитации украинско-российской морской границы в 2009 году.

«Нам удалось кое-что сделать по делимитации морской границы с Россией, но формально этот процесс еще не зафиксирован... Надеюсь, что мы эту дорогу пройдем в 2009 году», — сказал Президент.

Ющенко надеется также на завершение демаркации общей границы с Россией и решение проблемных вопросов, связанных с пребыванием Черноморского флота России на территории Украины.

Он подчеркнул желание Украины строить отношения с Россией на принципах взаимопонимания и добрососедства.

Поясним, Украина настаивает на том, чтобы граница была проведена по линии, которая во времена СССР обозначала административную границу между республиками. «Использование административной границы как государственной в вопросе раздела этой части территории мы считаем наиболее полно соответствующим международным принципам и правилам», – говорил ранее президент Украины Виктор Ющенко. Он отметил, что аналогичный принцип был применен во время решения схожего вопроса между Россией и ее балтийскими соседями.

Россия же добивается, чтобы Керченский пролив получил статус «внутренних вод» двух государств, находящихся в общем пользовании. Москва опасается, что, официально установив границы в этой части акватории, она тем самым откроет дорогу в Азов иностранным военным кораблям. В Киеве же считают, что переговорный процесс намеренно затягивается российской стороной.

Острота проблемы стала для всех очевидна осенью 2003 года, когда разразился громкий скандал вокруг острова Тузла в Керченском проливе. Тогда власти Краснодарского края попытались соединить остров насыпной дамбой с российским берегом. Правительство Украины расценило строительство дамбы как посягательство на суверенитет государства. Строительные работы были прекращены 23 октября в 102 м от линии украинско-российской границы.

Остров Тузла в 1941 году был передан входившей в состав РСФСР Крымской АССР, а в 1954 году он вместе с Крымом отошел к Украинской ССР. Поскольку со стороны Украины отсчет морской границы идет от острова Тузла, Украине может отойти две трети акватории Керченского пролива, включая судоходный Керчь-Еникальский канал. Через канал ежегодно проходит 8,5 тыс. иностранных судов, которые оставляют в украинской казне около $80 млн. Ныне Россия считает Тузлу территорией с «неопределенным статусом».

Украина не согласится на изменение границ в Керченском проливе, предложенное Российской Федерацией, заявил директор Первого территориального департамента МИД Украины Леонид Осаволюк. Представитель МИД Украины отметил, что попытки российской стороны изменить эти границы, в частности, относительно Керчь-Еникалинского канала, могут сорвать переговоры в рамках СНГ, относительно делимитации границ между бывшими республиками Советского Союза.

Кроме того, Осаволюк отмечает политику «двойных стандартов» со стороны Российской Федерации, так как в ряде случаев российская сторона ссылается на нерушимость границ бывших союзных республик, а относительно размежевания границ в Керченском проливе Россия делает попытки «передвинуть» границу в проливе.

Как известно, глава МИД РФ Сергей Лавров ранее назвал непрофессиональными высказывания некоторых украинских дипломатов о желании России переносить границу с Украиной, в частности в районе Азово-Керченского пролива. «Я видел эти заявления. Они поразительны, потому что говорить о том, что мы некую границу в Керченском проливе или в Азовском море куда-то передвигаем, абсолютно непрофессионально», — сказал он.

Лавров добавил: «Сокрушаться по поводу того, что кто-то границу передвигает — это означает, что границы уже были. Ее не было. После развала Советского Союза эти вопросы всплыли и их надо решать. Идут переговоры».

Уполномоченный Украины в Международном суде ООН Владимир Василенко заявил, что Украина может направить иск в Международный суд в Гааге, чтобы заставить Россию утвердить границы между двумя государствами в Азовском море и Керченском проливе. «Поскольку переговоры в вопросе делимитации Азовского моря и водных пространств в Керченском проливе находятся в тупике, Украине стоило бы формально обратиться к Российской Федерации с предложением передать спор на рассмотрение Международного суда ООН. Такое предложение станет свидетельством того, что позиция Украины не является своевольной, а основывается на праве. Чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Во всяком случае, вреда это не нанесет», – считает Василенко.

http://www.rosbalt.com.ua/2008/12/24/606137.html

Россия боится: НАТО заплывает за азовские буйки

Министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко недавно заявил о намерении Украины демаркировать государственную границу с Россией и, если понадобится, сделать это в одностороннем порядке уже в следующем году. В свою очередь в российском МИДе считают, что демаркация границы не только отдалит Россию от Украины, но сделает и Черное, и Азовское море водами НАТО, считают

Советский Союз избаловал своих граждан возможностью беспрепятственно передвигаться по шестой части суши нашей планеты с одним только паспортом гражданина СССР, без всяких виз. С распадом Союза большая часть отсоединившихся республик заблаговременно позаботилась об административных «пунктиках». Впрочем, учитывая тесные взаимоотношения, некоторые из них — к примеру, Казахстан — оставили возможность гражданам Российской Федерации в течение нескольких дней обходиться без регистрации.

Согласно украинско-российскому соглашению о безвизовом режиме, граждане России и Украины могут находиться без регистрации на территории друг друга в течение 90 суток. Что будет дальше между двумя странами, учитывая евроатлантические устремления украинских руководителей, неясно. В последнее время неоднократно заявлялось, что в случае вступления Украины в НАТО может стать актуальным вопрос о введении визового режима между РФ и Украиной.

 «В самой демаркации ничего страшного нет, это нормальный процесс, — считает генеральный директор Университета эффективного развития (Киев) Олег Бахтияров. — Она имеет значение даже больше символическое, чем практическое».

В случае оформления реальной госграницы со всей соответствующей атрибутикой в виде пограничных столбов на суше и цветастых буев на море встает вопрос о положении городов, разделенных границей. «Сейчас эта граница проницаема, и условная таможня не препятствует общению людей по обе стороны границы. Демаркация — еще один шаг, чтобы границы становились все большей реальностью, а уже затем пойдет вопрос о визах и обо всем остальном», — отметил киевский политтехнолог, подчеркнув, что этот шаг направлен на все большее и большее отдаление Украины от России.

По мнению председателя комитета по молодежной политике администрации Ростовской области Сергея Чуева, граница нужна: «Мы, безусловно, не заинтересованы в ухудшении отношений Российской Федерации с Украиной и другими постсоветскими государствами и республиками. Но, если мы живем в разных государствах, то должна быть соответствующим образом обеспечена безопасность стран. Понятно, что это связано с затратами и возведением инфраструктурных объектов, но через прозрачные границы часто проходят наркотрафик, торговля людьми и другие негативные моменты. Заявление украинских коллег нужно воспринимать спокойно».

Кроме того, политик отметил, что сейчас у Украины есть задачи и поважнее, чем возведение границ. «Украинская экономика находится сейчас в пучине экономического кризиса, и я сомневаюсь, что у Украины сейчас найдутся ресурсы на обеспечение безопасности границы», — сказал Чуев.

Директор Центра украинистики Южного федерального университета Эдуард Попов полагает, что проблема демаркации сухопутного и морского отрезков российско-украинской границы стоит уже давно и является остроугольным камнем в отношениях двух государств.

«По варианту, на котором настаивает Украина, Россия фактически теряет выход из Азовского в Черное море. Морская граница будет проходить фактически у побережья Тамани, и Украина хочет в одностороннем порядке запереть Азовское море для прохода из него или в него российских судов. Это, конечно, российскую сторону устраивать не может. В этом случае России остается такой вариант, как требовать, возможно, даже пересмотра договора с Украиной о дружбе и сотрудничестве, заключенного в 1997 году и пролонгированного осенью 2008 года. Это было бы резонансным ответом», — говорит эксперт.

По мнению Попова, такой вариант демаркации границы по украинской версии предоставляет новые права и возможности самой Украине по Азовскому морю, по распределению и разделу шельфа Черного и Азовского морей в пользу Украины: «Это максимально ущемляет национальные интересы России как по возможности прохождения морских судов в акваторию Азовского моря, так и по разделу шельфа и сырьевых запасов этих двух морей. Известно, что шельф Черного моря богат газовыми запасами. Здесь прослеживаются и военно-стратегические интересы: сделать не только Черное море морем НАТО, но и Азовское. Известно, что во время августовской войны на Кавказе в Черное море заходили суда НАТО, и Украина просто хочет выступить инструментом этой натовской политики в черноморско-азовском регионе. Такой вариант нас устраивать не может, мы должны выдвигать встречные требования и жестко отставать свои права. В случае демаркации границы мы должны идти на пересмотр всех договоренностей с Украиной».

Министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил о намерении Украины демаркировать государственную границу и, если понадобится, сделать это в одностороннем порядке уже в 2009 году. Основной причиной такой поспешности является непреодолимое стремление как можно быстрее установить безвизовый режим с Евросоюзом. «Мы хотим достигнуть этой цели до 2012 года. Но чтобы получить безвизовый режим с ЕС, мы должны выполнить требования по обеспечению безопасности на границе. Границы должны быть нормальными, европейскими и защищенными», — сказал глава МИД Украины.

Огрызко подчеркнул, что Украина уже в течение полутора лет ждет положительного ответа от России. Как раннее сообщалось, Украина может направить иск в Международный суд в Гааге, чтобы заставить Россию утвердить границы между двумя государствами в Азовском море и Керченском проливе.

Украина настаивает на том, чтобы граница была проведена по линии, которая во времена СССР обозначала административную границу между республиками. Россия, в свою очередь, добивается, чтобы Керченский пролив получил статус «внутренних вод» двух государств, находящихся в общем пользовании.

Для справки:

В процессе установления государственной границы обычно различают два этапа: делимитацию и демаркацию. Делимитация — определение договором общего направления прохождения государственной границы; в нем фиксируется словесное описание линии прохождения государственной границы на местности (через какие реки она проходит, на каком расстоянии от такого-то селения, в каком направлении и т.д.). Линия государственной границы обозначается обычно на прилагаемой к договору карте. Демаркация — обозначение прохождения линии государственной границы на местности при помощи установления пограничных знаков, а на воде — при помощи поплавков, буев.

Любовь Свининых

http://www.rosbalt.com.ua/2008/12/27/606954.html

Надо ли судиться – по поводу Керченского пролива и Крыма?

Касаясь важных вопросов двусторонних отношений между Россией и Украиной, заместитель главы МИД России Григорий Карасин в интервью, опубликованном недавно на сайте МИД РФ, выделил проблему договора о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива. Он напомнил, что в этом документе отсутствует положение о делимитации Керченского пролива. «Однако украинская сторона продолжает добиваться разграничения на основе признания якобы существовавшей в Керченском проливе административной границы между РСФСР и УССР. Легитимного подтверждения этому нет, так как в советские времена межреспубликанские границы по морским пространствам не проводились, – подчеркнул Г. Карасин. – Каких-либо законодательных документов союзного и республиканского уровня, фиксирующих линию границы в Керченском проливе, просто не существует».

И вот на днях в Интернете, со ссылкой на «Известия», появилось сообщение о том, что украинская сторона все-таки намерена добиться этого разграничения. Украина, говорилось в сообщении, может направить иск в Международный суд в Гааге, чтобы заставить Россию утвердить границы между двумя государствами в Азовском море и Керченском проливе. Об этом заявил уполномоченный Украины в Международном суде ООН Владимир Василенко.

Казалось бы, сейчас, после многочисленных скандалов, связанных с попыткой роспуска Верховной рады и назначения досрочных выборов, препирательств в судах, когда открытое противостояние между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко достигло высокой степени накала, не время ссориться с ближайшим соседом из-за надуманной проблемы. Однако украинское руководство, видимо, считает иначе. Впрочем, может быть, именно потому и добиваются в Киеве привлечения внимания к проведению линии границы в Керченском проливе, чтобы отвлечь народ от более насущных и скандальных проблем, количество которых день ото дня растет как снежный ком, загоняя вниз рейтинг Ющенко и его команды?..

Тем временем на Украине не прекращается нагнетание антироссийских настроений, продолжаются попытки оболгать и фальсифицировать нашу общую историю. Чья-то непреклонная злая воля пытается посеять семена раздора и недоверия между русским и украинским народами. Эти семена уже дают свои черные всходы - и не только на западе Украины…

Я хорошо помню, как это всё начиналось еще в конце 80-х годов ХХ века: «У нас территория – три Франции!»; «Всех москалей - за Збруч!»; «Россия нас грабит – вывозит золото, алмазы…» Тогда об этом начинали шуметь на Западной Украине в листовках и выступлениях их пропагандистов. Когда мне доводилось приезжать из Львова к родственникам в Софиевскую Борщаговку, под Киевом, по вечерам ко мне приходили соседи. Тут же быстро организовывалось маленькое застолье. О многом говорили мы по-мужски, начистоту, о многом спорили. И никогда не держали друг на друга обиду. Особенно дотошным был один из соседей – обстоятельный и степенный Василий Полищук.

- Если территория Украины в три раза больше территории Франции, - подначивал я Василия, - то думаете, что в три раза будете лучше жить, чем французы?

- А посмотрим, вот эдак лет через десять-пятнадцать, - хитро прищуривался Полищук. – Приедешь в гости, обсудим.

С той поры прошло не десять-пятнадцать, а уже двадцать лет. В прошлом году я встретился с Василием Полищуком. Честно говоря, я даже не ожидал, что он так обрадуется нашей встрече. Поговорили о жизни, вспомнили наши споры.

- Да что рассказывать, - махнул рукой Василий, - все власть делят, никак поделить не могут. А нам от этого не легче…

Не стал я напоминать старому товарищу о «трех Франциях». Видно, было и без того, что жизнь его до сих пор не балует. И стало от этого грустно. Однако вскоре на смену этому чувству пришло другое – радость от искренней и дружелюбной встречи. Границы между государствами можно провести, можно их накрепко запереть на замок, но никакие преграды, запоры и запреты не помешают общению русских и украинцев, которых связывает многовековая братская дружба.

Оспаривание существующих границ и проведение новых – дело весьма деликатное. Когда я жил в Львове, то не раз слышал о том, что граница Украины простирается до берегов реки Сейм. Это в Курской области. Подобные высказывания меня всегда возмущали до глубины души. Ведь сам я родился и вырос в поселке Глушково Курской области, именно на берегах Сейма. Около 350 лет существует Глушково. Названо в память о беглом с Дона казаке Глушко, который поселился на левом берегу реки Сейм, где потом и образовался поселок. Находился населенный пункт на нейтральной полосе – между городами Рыльском и Путивлем. Петр Великий присоединил его к России. Он же прислал в поселок инженера, который и построил, как ныне говорят, «градообразующее» предприятие – суконную фабрику. И пошел в моем поселке отсчет многовековой российской истории. Была в этой истории и украинская строчка. В годы нахождения у власти Никиты Хрущева поселок лишили статуса районного центра и передали в Сумскую область. Всего лишь на несколько лет. Потом опять все стало на свои места. Только эти хрущевские дела до сих пор не дают покоя кое-кому в Украине. И мечтают они теперь отодвинуть свою границу до самых берегов Сейма…

Нетрудно догадаться, какова «цена вопроса» с границей в Керченском проливе. Россия добивается, чтобы Керченский пролив получил статус «внутренних вод» двух государств, находящихся в общем пользовании. Ведь официально установив границы в этой части акватории, Москва тем самым откроет дорогу в Азов иностранным военным кораблям. Однако в Киеве считают, что российская сторона намеренно затягивает «переговорный процесс».

Вот и «тузлятся» украинские власти над этой проблемой. В памяти свежи телевизионные кадры событий на острове Тузла в 2003 году. Тогда и появилось это слово - «тузлятся». А ведь «тузлились» серьезно. Вплоть до дамб и пограничных постов… Как известно, остров Тузла в 1941 году был передан входившей в состав РСФСР Крымской АССР, а в 1954 году он вместе с Крымом отошел к Украинской ССР. Поскольку со стороны Украины отсчет морской границы идет от острова Тузла, Украине может отойти две трети акватории Керченского пролива, включая судоходный Керчь-Еникальский канал. Через канал ежегодно проходит 8,5 тыс. иностранных судов, которые оставляют в украинской казне около $80 млн. Ныне Россия считает Тузлу территорией с «неопределенным статусом».

Учитывая, что Украина может получить монопольное право на вход в Азовское море и выход из него, нынешняя решимость украинских властей провести границу любыми средствами, даже путем обращения в суд, очень понятна.

Однако хотелось бы сказать и о другом. Недавно Россия урегулировала пограничный вопрос с Китаем. Нашему дальневосточному соседу отошли более 170 квадратных километров островов на реке Амур. Россия уступила часть спорных территорий. Это подтверждает добрую волю Москвы решать все вопросы мирным путем и на основе переговоров. Россия не имеет территориальных претензий к Украине. Мы не требуем обратно Крымский полуостров, размашистым жестом Никиты Хрущева подаренный Украине в честь 300-летия Переяславской Рады. Не думал и не гадал, наверное, Никита Сергеевич, что через двадцать лет после его смерти распадется «Союз нерушимый республик свободных». А если бы думал, возможно, Крым так и остался бы российским. Впрочем, в Международном суде в Гааге можно ведь судиться не только из-за границы в Керченском проливе, можно судиться и по поводу Крыма. Можно весьма успешно отстаивать свою точку зрения и вполне реально ее отстоять. Однако такой задачи у России нет. Последует ли ее примеру Украина?

Александр КОЛОТИЛО

http://www.odnarodyna.ru/articles/6/324.html

Виртуальная реальность внешней политики

Украинский МИД, взяв в руки "золото" перспектив на международной арене, неизменно превращает его в конечный продукт жизнедеятельности живых организмов. Все победы во внешней политике имеют весьма виртуальное применение.

На протяжении последних несколько лет украинское политическое руководство было необычайно активно в сфере международной политики. По существу, после событий ноября-декабря 2004 года нашей стране удалось прервать "негласную изоляцию" и, наконец-то, вступить в диалог с мировым сообществом, если не с позиций равного партнера, то, как минимум, в качестве многообещающего новичка.

Но каковы внешнеполитические результаты Украины по состоянию на конец 2008 года?

Если говорить откровенно – это провал, причем практически по всем направлениям… И чем раньше это признают в Киеве, тем быстрее мы сможем выбраться из кювета, куда страна слетела уже в самом начале пути.

Эксперты отмечают, что украинская внешняя политика в значительной мере оторвана от действительности и реальных чаяний нации. Эта "виртуальность" является результатом целого ряда факторов, начиная от неспособности правящей политической элиты придти к компромиссу по основным вопросам внешней политики государства и заканчивая, по сути, деструктивной деятельностью команды украинского МИДа. После 2001 года мир изменился. Завершился процесс первого расширения НАТО и ЕС на Восток, остро возникла проблема энергетической безопасности для Европы, Россия вернула себе статус одного из мировых лидеров. Еще большие изменения произошли прямо у нас на глазах в связи с российско-грузинским конфликтом, что ознаменовало наступление "времени силы".

В Украине же этого предпочли не заметить. Официальный Киев продолжает заклинать новый мир старыми фразами о "демократических ценностях", евроинтеграции, продвижение в НАТО и т.д., неподкрепленными какими-либо фундаментальными успехами внутри страны. Европейское сообщество, ранее с умилением слушавшее декларации Майдана, вернулось к прежней настороженной оценке Украины, как политического и экономического партнера. Кто не знает основную причину такого прохладного отношения? Конечно же, это внутриполитическая нестабильность.

"Как они могут договариваться с нами, если не могут договориться между собой?", – такой недоуменный вопрос возникает у любого "политически продвинутого" европейца. Справедливости ради, таких "продвинутых" – ничтожно малое количество. Европа живет своей жизнью, и Украина для нее, несмотря на географическое положение – далекие "коррупционные" задворки.

Ситуацию не исправила даже символическая победа украинской власти – получения права на проведение Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Более того, еще раз убедила европейское сообщество в том, что Украина - проблемный регион, у которого не хватает политической воли устранять вызревшие нарывы.

Отдельное "спасибо" за имидж Украины в мире можно сказать руководству МИДа последних годов. Неразборчивое подобострастие в вопросе европейской и евроатлантической интеграции, очевидное отсутствие действенной стратегии в западном направлении, неадекватность персоналий, которые занимаются продвижением страны на международной арене - с одной стороны.

С другой стороны - тактика "мелкого фола", конфликтность и неспособность преодолеть политические комплексы в отношениях с Россией. Украинский МИД – откровенно "вредное производство", что еще раз доказал последний саммит НАТО, состоявшийся в Брюсселе в начале декабря. Еще до начала заседания всем было ясно, что Украина и Грузия не получат ПДЧ. Объективные причины заложены во внутреннем дисбалансе в стране, но к этому также привели и нынешние общемировые "расклады".

Новый президент США, по мнению многих экспертов, намерен прекратить политику конфронтации с Россией, которая в условиях тяжелейшего общемирового кризиса была бы попросту губительной. Политика soft power ("мягкой силы"), которую ждут от Барака Обамы, вовсе не означает отказа от сдерживания России, Китая и поддержки "молодых демократий". Речь скорее идет о корректировке тональности диалога. Снизив давление на "болевые точки" российско-американских отношений, Вашингтон и Москва, по сути, полностью меняют ситуацию и для Украины. Не секрет, что наша страна рассматривалась и рассматривается, как барьерный риф в геополитических играх мировых лидеров. Разумеется, что, в связи со снижением градуса противостояния, роль Украины, соответственно, тоже изменится. Именно поэтому, не отказывая нашей стране в ее стремлении в НАТО и ЕС, Штаты временно "законсервировали" этот вопрос. Что и было продемонстрировано на саммите Североатлантического альянса.

В этот же момент выясняется, что украинский МИД озабочен лишь своими "виртуальными" победами. Чувствуется, что основные принципы ведения пиар-кампаний по-украински глубоко засели в головы отечественных дипломатов. "Говори на белое – черное, поражения объявляй своими победами". Глава министерства Владимир Огрызко, ничтоже сумняшеся, возвестил, что "де-факто Украина получила ПДЧ". Круглые глаза журналистов и соотечественников совершенно не сбили с толку главу МИДа. Чувствуется, что если б Украину решением НАТО обнесли 10-метровым забором – и это было бы представлено, как феерическая победа нашей дипломатии.

А ведь "национальная образовательная программа по НАТО", как очередное "усиление усилий" и ПДЧ – это, как говорится, "две большие разницы". Жаль, что наш главный дипломат не находит кардинальных различий между этими двумя категориями.

Интересно то, что Украина - единственная страна-партнер Альянса, который принимает участие во всех миротворческих операциях под эгидой НАТО: КФОР в Косово, "Активных усилиях" на Средиземном море, Международных силах содействия безопасности в Афганистане и др. Убедила ли Альянс такая "пионерская готовность" нашей страны? Форсируя вступление Украины в НАТО, Киев в очередной раз наступает на грабли "виртуальной" евроинтеграции. И хотя, согласно последним опросам общественного мнения количество сторонников НАТО увеличилось, значительная часть украинского общества вообще не поддерживает идею вступления в Североатлантический Альянс. Тем не менее, и МИД, и Президент долго и настойчиво стучали в дверь НАТО, одновременно закрывая все окна и форточки на Восток.

Интересный и очень показательный эпизод, по рассказам очевидцев, произошел на том же саммите Альянса в Брюсселе. Когда к Огрызко за комментарием обратились российские журналисты с просьбой говорить на русском или английском языках, он дал комментарий на украинском языке, отрезав: "Вы, думаю, найдете возможность перевести". И тут же без запинки оттарабанил интервью на "великом и могучем" для грузинского ТВ. Этот публичный мини-инцидент, учитывая нынешний уровень украино-российских отношений, неплохо бы смотрелся в качестве "демонстрации дули старшему брату" в рамках комедийного ситкома, но никак не в исполнении человека, представляющего страну и считающего себя дипломатом.

Не в последнюю очередь, именно из-за постоянного использования "тактики дули" отношения с северным соседом стали такими натянутыми. Москва избрала жесткую позицию по отношению к Украине, значительно усилив информационное, экономическое и политическое давление.

Часто этот прессинг больше напоминает боевые действия. Но выгодно ли Украине поддаваться на провокации, и, по сути, действовать по сценарию Москвы?

Жесткое политическое противостояние наносит урон, как украинским, так и российским национальным интересам. Но клубок проблем между двумя государствами можно и нужно распутывать, а сделать первый шаг обязан тот, кто в этом больше нуждается. Ведь очевидно, что нынешние отношения Украины и РФ двигаются к "точке невозврата", что непременно скажется на экономической сфере. В этом смысле действия некоторых украинских политических деятелей и, особенно, МИДа зачастую вызывают лишь недоумение. Ведь грызня по пустякам наносит непоправимый ущерб в стратегическом плане.

Впрочем, надо признать, что последняя инициатива Президента о создании Межведомственной стратегической группы по украинско-российским отношениям дает надежду на то, что пересмотр конфликтной стратегии все же состоится. Российские СМИ уже назвали это новообразование "квазиМИДом" и "попыткой наладить свой собственный канал" отношений с Москвой.

Почему же президент не рассчитывает на профильное министерство? Очевидно, имидж отечественного МИДа в России безнадежно испорчен, и чтобы восстановить доверие потребуются титанические усилия профессионального, а, главное – умеющего делать выводы из чужих ошибок дипломата.

К сожалению, проблемные зоны украинской дипломатии не исчерпываются российским и евроатлантическим вектором. Наше государство в результате неумелого позиционирования", по сути, само себя отгородило от выгодного сотрудничества со странами СНГ. Украинское руководство так и не смогло предложить Армении, Беларуси, Казахстану, Киргизии, Молдове, Таджикистану и Узбекистану выгодный формат взаимодействия. Такой "региональный изоляционизм" и отказ от активного диалога бумерангом ударил по украинской экономике, которая теряет торгово-экономические и рынки сбыта на традиционно "своем поле". Киев потерял инициативу в разрешение противоречий с Румынией, и продолжает терять влияние в урегулировании "приднестровского вопроса".

Все эти досадные промахи, включая дальнейшее усиление в международных масштабах образа Украины в качестве жертвы, могут привести к окончательной потере "лица" государства – как институции сильной, самостоятельной и, главное, эффективной.

Давид Жвания,

народный депутат Украины для «УП»

http://www.pravda.com.ua/news_print/2008/12/24/86765.htm

Минобороны Украины: Азовское море даст газу всей Украине

Для Украины угрозой являются те страны, которые предъявляют ей территориальные претензии. Такое мнение, как информирует «Украинская правда», выразил министр обороны Юрий Ехануров в эфире программы «Свобода слова» на телеканале ICTV. Отвечая на вопрос ведущего, кто на сегодняшний день представляет угрозу для украинского государства, Ехануров сказал: «Тот, кто имеет территориальные претензии к Украине». «Мы должны серьезно рассматривать эти направления», — отметил министр.

Он напомнил, что Украине выдвинуты претензии, касающиеся острова Змеиный, а также косы Тузла. «Севастополь подвергается большим сомнениям», — добавил он.

Говоря о Тузле, Ехануров подчеркнул, что речь идет не только об огромном шельфе Черного и Азовского морей, но и о больших запасах нефти и газа на данном участке.

 «Мы (правительство Еханурова — прим. ред.) делали все для того, чтобы хотя бы первый кубометр (газа) поднять, однако пришли люди, которые очень хорошо разбираются в газе, и они сделали все для того, чтобы этот газ не трогать», — сказал министр.

Ехануров также упомянул вопросы делимитации морской границы Украины. «Не делимитированы, потому что, люди, в Азовском и Черном морях столько газа и нефти, что Украине хватит полностью на ее потребности», — сказал он.

Ранее сообщалось, что Украина не согласится на изменение границ в Керченском проливе, предложенное Российской Федерацией. Об этом заявил директор Первого территориального департамента МИД Украины Леонид Осаволюк. Представитель МИД Украины отметил, что попытки российской стороны изменить эти границы, в частности, относительно Керчь-Еникалинского канала, могут сорвать переговоры в рамках СНГ, относительно делимитации границ между бывшими республиками Советского Союза.

Кроме того, Осаволюк отмечает политику «двойных стандартов» со стороны Российской Федерации, так как в ряде случаев российская сторона ссылается на нерушимость границ бывших союзных республик, а относительно размежевания границ в Керченском проливе Россия делает попытки «передвинуть» границу в проливе.

Как известно, глава МИД РФ Сергей Лавров ранее назвал непрофессиональными высказывания некоторых украинских дипломатов о желании России переносить границу с Украиной, в частности в районе Азово-Керченского пролива. «Я видел эти заявления. Они поразительны, потому что говорить о том, что мы некую границу в Керченском проливе или в Азовском море куда-то передвигаем, абсолютно непрофессионально», — сказал он.

Лавров добавил: «Сокрушаться по поводу того, что кто-то границу передвигает — это означает, что границы уже были. Ее не было. После развала Советского Союза эти вопросы всплыли и их надо решать. Идут переговоры».

Напомним также, что ранее представители российского МИДа уже выступали с сообщением, что официальная Москва не собирается изменять границу в Керченском проливе. Так прокомментировали российские дипломаты обвинения украинских коллег о том, что Россия пытается «подвинуть» границу, которая существует между двумя странами в Керченском проливе.

http://www.rosbalt.com.ua/2008/11/18/542564.html

Хмурое небо на кордоне меж Азовским и Черным морями.

Керченский пролив.

Здесь сошлись украинский Крым и российская Тамань.

На світлинах: Рукопожатие - дело  взаимное. Хмурое небо на кордоне меж Азовским и Черным морями. Керченский пролив. Здесь сошлись украинский Крым и российская Тамань.