Світовий Конгрес УкраїнцівО ряде покушений на жизнь руководителей украинских общественных и религиозных организаций РФ

Согласно переписи населения 2002 года в России проживает 2, 94 млн. украинцев (2, 0% населения РФ). Для сравнения: по переписи 1989 года на территории тогдашней РСФСР проживало 4, 36 млн. украинцев (3, 0% населения республики). Следовательно, количество российских украинцев официально уменьшилась за 13 лет на 32, 5%.

В 1993 году региональные и городские украинские национально-культурные организации России объединились в общероссийскую общественную организацию Объединение украинцев России (ОУР). В 1996 году согласно закону "О национально-культурной автономии в РФ" была зарегистрирована Федеральная национально-культурная автономия "Украинцы России" (ФНКА УР). По состоянию на 1 апреля 2005 года ФНКА УР и ОУР объединяли 105 городских и региональных организаций в 58 регионах Российской Федерации. 10 апреля 2005 года делегаты ІV Конгресса украинцев России и ІІІ Съезда Федеральной национально-культурной автономии "Украинцы России" избрали сопредседателями ОУР и ФНКА УР Василия Бабенко (Уфа) и Валерия Семененко (Москва).

Общественные организации украинцев России активно оказывают содействие развитию украинской культуры в России: учреждают хоровые коллективы и проводят концерты, организовывают воскресные школы. Издаются, правда не периодично, журнал "Украинский обзор" и газета "Украинские вести" (Москва), 5 региональных газет украинцев России (Краснодар, Петропавловск-Камчатский, Самара, Санкт-Петербург, Тюмень), действует сайт "Кобза - Украинцы России" (www. kobza.com.ua). При финансовой поддержке правительства России четыре раза проводился Всероссийский фестиваль-конкурс украинских хоровых коллективов России им. Александра Кошица. 17 декабря 1989 г. в Москве возобновила свою работу Библиотека украинской литературы, функционирующая как государственное учреждение. В фондах библиотеки насчитывается более 50 тысяч единиц хранения. Уже более 10-ти лет правительством Москвы финансируется Украинский музыкальный салон, заседания которого проходят раз в несколько месяцев.

Тем не менее, чтобы приостановить ассимиляционные процессы, усилий украинских общественных организаций явно недостаточно. Об этом свидетельствуют как данные двух переписей, так и официальные заявления Конгрессов украинцев России. По мнению специалистов, Федеральный закон РФ "О национально-культурной автономии" не работает, поскольку не согласован механизм выделения финансов, и все зависит от доброй воли конкретного чиновника. Существуют проблемы с регистрациями национально-культурных автономий в регионах. За неимением средств закрылись несколько десятков украинских региональных газет, нерегулярно издается печатный орган ФНКА УР и ОУР журнал "Украинский обзор" ("Український огляд") (Москва), большие проблемы с помещениями для воскресных школ, штатными единицами для учителей. Большинство региональных организаций не имеет собственного помещения для работы, а собранные региональными организациями библиотеки украинской литературы, как правило, размещаются на квартирах активистов.

Таким образом, в то время, когда официальная Россия требует от Украины защиты русского языка, в самой России можно найти лишь одну муниципальную украинскую библиотеку и с десяток учреждений, где украинский язык преподается факультативно, и ни одного государственного СМИ, которое бы выходило на украинском. Удовлетворение языковых и культурных потребностей украинцев России не достигает, таким образом, и малой доли тех возможностей, которыми пользуются россияне в Украине.

Если просмотреть российские СМИ, то в них довольно часто можно найти обидные выпады в адрес Украины и украинского народа, иногда они касаются и украинской диаспоры.

Приведем, в частности, лишь названия публикаций на сайте популярного московского издания "Комсомольская правда" пера столичного журналиста Михаила Леонтьева:

"Украина как была в заднице, так она в ней и осталась" от 13. 07. 06; "Идея поиска идиотов, которые зачем-то спасут Украину, глупа сама по себе" от 03.07.06; "Украинская власть валяется на тротуаре" от 14.02.06.

Содержание публикаций соответствующее. И это тот самый господин Леонтьев, с которым в судебном порядке выясняет отношения жена Президента Украины Екатерина Ющенко в деле об оскорблении ее чести и который категорически отказывается посещать судебные заседания, унижая при этом снова и снова в своих комментариях достоинство Украины. Похоже на то, что российскую власть целиком устраивает деятельность этого московского антиукраинского экстремиста, который чувствует себя едва ли не героем "идеологического фронта".

В России действуют такие мощные антиукраинские пропагандистские центры, как например, Институт стран СНГ. В публикациях российских СМИ ставится под сомнение или подается в комической форме сам факт государственности украинского народа, его историческое стремление к строительству демократического государства, интегрированного в Европу. Информационное давление на российских украинцев в особенности усилилось после Оранжевой революции. Пока нельзя утверждать, что российское общество в целом поддалось на антиукраинскую кампанию в печати, но тревожные сигналы украинофобии в реакциях отдельных граждан нарастают. Очевидно, 15-летняя безответственность печати в национальном вопросе начинает "приносить плоды". Уместно вспомнить, что ныне в многонациональной России уже несколько лет не существует министерства по делам национальностей. А идею его возрождения начали обсуждать лишь после кровавых стычек на национальной почве в Карелии и маршей протеста правых националистов в Москве, которые имели место осенью 2006 года, т.е. в сфере национальных отношений практикуется подход "гашения пожаров" вместо продуманной и взвешенной государственной политики. Об этом неоднократно заявлялось на Конгрессах украинцев России.

Особое административное и идеологическое давление в России испытают приходы украинских церквей - Украинской Греко-Католической Церкви и Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Во-первых, этим приходам отказывают в регистрации. Во-вторых, ни один из приходов УПЦ КП не получил земельного участка под храм или помещение для проведения богослужений. В-третьих, против украинских церквей в СМИ постоянно ведется идеологическая кампания обвинений в "неканоничности", "незаконности", "национализме" и т.д.

Укажем, что подобной дискриминации оказывает содействие и Закон "О свободе совести", который фактически закрепил за Русской Православной Церковью (РПЦ) права государственной религии, а также практика, содействия правоохранительных органов и судов в делах РПЦ. Поэтому можно утверждать, что украинские церкви в России дискриминированы на всех уровнях, во всех органах власти. К сожалению, руководство ОУР-ФНКА так и не выработало подход относительно защиты приходов украинских церквей, а созданная ІV Конгрессом украинцев России и ІІІ Съездом Федеральной национально-культурной автономии украинцев Росси Комиссия по религиозным вопросам с приходом к федеральному руководству Василия Думы фактически была ликвидирована. На 2007 год приходится печальный юбилей -10-летие Ногинского погрома. Планирует ли ОУР-ФНКА мероприятия чтобы отметить эту дату?

Но наиболее беспокоят членов Комиссии Человеческих и Гражданских Прав (КЧГП) при Мировом Конгрессе Украинцев случаи погромов приходов украинских церквей, избиения и убийства украинских активистов общественных и религиозных организаций в России.

Первым известным КЧГП случаем стал Ногинский конфликт - погром Богоявленского прихода Московско-Богородской епархии УПЦ КП в сентябре 1997 года. Процитируем Ногинский документ, подготовленный нашей Комиссией.

"29 сентября 1997 в 23.30 ночи около 100 омоновцев атаковали Богоявленский собор. По свидетельствам прихожан, большинство омоновцев находились в нетрезвом состоянии. Арест архиепископа Адриана (Валентина Старины) произошел в 23.30 в помещении административного корпуса при следующих обстоятельствах. 10 милиционеров попросили владыку предъявить документы на право проживания на территории собора граждан Украины. Во время процедуры проверки по знаку своего командира Марфенко все офицеры милиции набросились на архиепископа Адриана, повалили его на пол, заломили за спину руки, надели наручники. Лежащего на полу архиепископа, избили. При этом омоновцы оскорбляли владыку нецензурной бранью, унижали его национальное достоинство (называя "хохлом", "хохляцким владыкой" и т.д.). После этого архиепископа Адриана, закованного в наручники и избитого, насильно усадили в милицейскую машину и увезли в участок "для беседы". (Как выяснилось позже, архиепископу Адриану при аресте вывихнули правую руку; на теле в результате избиений осталось много ссадин и синяков).

После устранения архиепископа Адриана на территории собора начался настоящий погром. При этом:

- семь священников УПЦ КП Богоявленского прихода были избиты,

- игуменье монастыря матушке Елене (Парфухиной М.П.), 86 лет, омоновец приставил к груди автомат, при этом грубой бранью оскорбляя её достоинство. В результате шока и сердечного приступа пожилая женщина на несколько часов потеряла сознание,

- с особой жестокостью были избиты член приходского собрания Богоявленского собора Белоцкая Л.П., член приходского совета, казначей собора Столбова Р.В., прихожанки Весина З.П., Поверина (85 лет), инокиня Анна (Калюжная), член приходского собрания Гавва Т.Г. (все вышеназванные - пожилые женщины),

- были избиты священник, студент Богородской духовной семинарии отец Святослав Ганчук из города Кринички Днепропетровской области, студент Костюченко из Харькова и многие другие; при этом их также оскорбляли нецензурной бранью, называли "хохлами",

- около 20 прихожан собора были задержаны милицией (среди них много женщин и даже девочка 12 лет).

Во время акции пьяные омоновцы заявляли украинцам: "Хохлы! Убирайтесь вон из России!" (этот факт документально подтвержден в официальном письме прихожан в органы власти России)".

К сожалению и через 9 лет после погрома российским украинцам так и не возвратили Богоявленский собор, а Свято-Троицкий храм в Ногинске, выдержав многолетнюю блокаду местных властей (отключение света, отопления, воды, газа и канализации) до сих пор юридически не передан приходу Московсько-Богородской епархии УПЦ КП, возглавляемой митрополитом Адрианом.

Первое покушение на жизнь активиста украинской религиозной организации в России, которое имело место в феврале 1998 года, также связано с Ногинским конфликтом.

Цитируем "Ногинский документ": "17 января 1998 г. в Подмосковье на 60-м километре по Киевскому шоссе состоялся заказной наезд на легковой автомобиль ГАЗ-2410, в котором следовал управляющий Московского-Богородской епархии УПЦ КП архиепископ Адриан (Старина). По словам владыки, его автомобиль, за рулем которого был водитель, столкнулся с автомобилем с выключенными фарами, ехавшим по полосе встречного движения. В машине, которой был совершен наезд, были найдены милицейский жезл, фуражка и прочие признаки принадлежности водителя к милиции. Водитель, который осуществил вышеупомянутый наезд, по официальной версии якобы умер на следующий день в больнице. Обе машины в результате столкновения были полностью повреждены, архиепископ Адриан не пострадал. Со слов архиепископа Адриана, следствие по этому делу не проводилось".

Следующим преступлением против украинского активиста стал расстрел заместителя председателя Общества украинской культуры "Мрия" (г. Иваново, Россия), бизнесмена и мецената Владимира Побуринного (32 года), который был убит в городе Тейково 19 ноября 2002 года перед дверью своего дома. Он был успешным бизнесменом и возглавлял фирму "Заповит" (г. Тейково). Владимир опекал воскресную школу и Общество украинской культуры "Мрия", инициатором создания которых он был. Заинтересовавшись деятельностью Лиги украинских меценатов, имел желание вступить в нее. Наша Комисcия не имеет сведений о том, было ли проведено следствие и были ли найдены убийцы. Информацию о его смерти дали журнал "Украинский обзор" (Москва) и сайт "Кобза - Украинцы России".

В апреле 2004 года во Владивостоке снова произошло покушение, к сожалению успешное, на жизнь руководителя украинского хора "Горлиця" 68-летнего врача Анатолия Крыля. Кроме работы в хоре, Анатолий Ульянович был членом регистрационной "десятки" прихода УПЦ КП в честь Николая Чудотворца. Процитируем письмо КЧГП от 9 ноября 2004 к Президенту Владимира Путину по этому делу: "Из информации, полученной от членов украинской общины Владивостока мы установили следующие факты:

1) 19 ноября 2003 года во Владивостоке была зарегистрирована религиозная община Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата в честь Николая Чудотворца. Господин Анатолий Крыль был членом регистрационной "десятки".

2) 1 апреля 2004 года состоялась репетиция украинского хора под руководством Анатолия Крыля. Члены хора попрощались со своим руководителем на автобусной остановке.

3) По дороге домой Анатолий Крыль был жестоко избит неизвестными. Нападавшим (нападавшими?) было изъято его удостоверение личности. В то же время деньги потерпевшего остались в сохранности, что указывает на то, что избиение не было простым ограблением.

4) 3 апреля доктор Анатолий Крыль скончался в больнице в результате полученных травм.

5) 12 апреля обеспокоенные члены украинской общины Владивостока написали коллективное письмо следователю прокуратуры, с требованием расследовать это убийство.

6) До настоящего момента преступление не раскрыто, и согласно заявлениям прокуратуры "мало шансов на раскрытие преступления из-за отсутствия свидетелей".

Прокуратура Первореченского района города Владивосток на протяжении долгого времени отказывалась открыть уголовное дело по факту убийства Анатолия Крыля. Лишь после официального обращения Министерства иностранных дел Украины к российской стороне прокуратура Первореченского района г. Владивосток пересмотрела своё первоначальное решение и открыла уголовное дело по этому факту, в соответствии со статьей 105 ч. 1 Криминального Кодекса Российской Федерации (убийство). Как нам известно, в отношении служащих Первореченского районного управления внутренних дел проводилась служебная проверка.

Возникает вопрос: что повлияло на первоначальное решение прокуратуры Первореченского района г. Владивосток отказать в возбуждении уголовного дела по факту убийства Анатолия Крыля? Украинская диаспора желает получить ответ".

Отметим, что, несмотря на обещания как Генеральной прокуратуры РФ, так и прокуратуры Приморского края, Мировой Конгресс Украинцев до сих пор не получил сообщения о завершении следствия по этому делу. А местная власть до настоящего времени не выделила земельный участок под строительство храма прихода УПЦ КП.

Следующим покушением на жизнь украинского активиста стало нападение на сопредседателя Тульской организации "Батьківська стриха" («Отчий кров»), члена Ревизионной комиссии ФНКА "Украинцы России" госпожу Наталью Ковалеву, имевшее место 19 июля 2006 года. Вот как описывает это событие в публикации на сайте "Кобза - Украинцы России" ее муж и сопредседатель организации  "Батькивська стриха" господин Владимир Сенишин:

"На мою жену Наталью Степановну Ковалеву (Медведюк), заместителя председателя региональной общественной организации "Батькивська стриха" Тульской области и Тульского отделения Объединения украинцев России, заместителя генерального директора ООО "Gobza" 19 июля в 10 часов утра напали двое неизвестных в подъезде нашего офиса. Они жестоко покалечили ее. Металлическим прутом, который нашли возле места нападения, ей разбили лицо, едва не выбили правый глаз, сломали зубы. Кроме того, падая, Наталья ударилась затылком об трубу. Спасли густые длинные волосы - удар пришелся наискось, стесав кожу с трети головы. От ударов в лицо кости черепа был и сломаны, в мозгу - внутреннее кровоизлияние.

Никаких вещей нападавшие не взяли. Наталья не помнит всего, но судя по характеру ударов, синякам на руках и ногах, она защищалась, чем спасла себе жизнь.

Когда я ее увидел, лежачую в подъезде, у меня отняло речь. Все лицо искромсано и окровавлено, голова разрублена, виден только один левый глаз, белый от боли. Всюду кровь. Сознания Наталья не потеряла, билась и кричала, бедная, на моих руках вплоть до приезда скорой помощи и успокоительного укола. Приехали в больницу - и сразу в операционную. Операция длилась 7 часов".

Далее Владимир Сенишин сообщает: "Милиция ведет дело вяло. Параллельно ведем поиск сами. Версий много. Перечислю их, какими бы фантастическими некоторые из них ни казались: попытка грабежа; месть на бытовой почве; месть на почве работы; конкуренция по работе; конкуренция по общественной работе; "скинхедское" покушение; покушение ФСБ".

К счастью Наталья Ковалева, несмотря на критическое состояние, силой своей воли выжила и понемногу возвращалась к нормальной жизни. В октябре 2006 года в Москве она встретилась с руководством ФНКА "УР" по делам Ревизионной комиссии, которую она к тому времени уже возглавляла. Казалось, жизнь налаживалось. Но 26 декабря в КЛГП пришло страшное неожиданное известие - 24 декабря 2006 г. в Туле был убит ее муж Владимир Сенишин! Убит двумя неизвестными, которые подстерегали его возле помещения фирмы "Gobza" и нанесли ему смертельные ранения на глазах у многих жителей города, рабочих Тульского патронного завода им. Сергея Кирова. И вот теперь мы должны процитировать рассказ уже самой Наталии Ковалевой о смерти ее любимого мужа. Читать эти строки очень больно, в особенности сознавая, какой красивой, живой, интеллектуальной парой они были. И гражданами они были активными - имели свой бизнес, возглавляли областную украинскую организацию. Во время выборов президента Украины 2004 г. оба были наблюдателями. Они писали публицистические очерки и репортажи на сайт "Кобза - Украинцы России". Писали их в активном стиле, как люди, которые хотят и могут что-то сделать. Обещали сайту и материальную поддержку. Даже в руках убийц они оказывали сопротивление и старались выжить во что бы то ни стало, как настоящие украинцы. Они были открытыми, духовно щедрыми людьми - истинными интеллигентами.

Из рассказа Наталии Ковалевой:

"В последнее время, после нападения на меня в подъезде нашего дома 19 июля 2006 года, Володя постоянно оберегал меня. Он сам всегда выходил из дома первым и обязательно просил кого-нибудь сопровождать меня.

Так и не услышав от него обещанного звукового сигнала из нашего "уазика", мы собрались и вышли с Сергеем (Сергей Дмитриевич Смердов - тульский правозащитник и друг покойного. - Прим. ред. ) на улицу. Он шел впереди меня и первым увидел Владимира, который лежал на земле прямо возле дороги. Володя лежал на левой стороне скорчившись и дышал с громкими хрипами. Портфель с документами был при нем.

Я подбежала к Володе и, не веря своим глазам, осторожно взяла его под голову, которая лежала на льду в луже крови. Вспомнила слова Володи, который рассказывал о том, как спасал меня - он держал мою голову и, глядя на мое разорванное лицо, кричал: "Дыши ртом, Наташа! Дыши ртом!". И я тоже постоянно кричала ему: "Дыши, Вовка! Дыши!".

При этом заметила на нашей улице Марата нескольких человек, в основном женщин, которые кричали нам, мол, они уже вызвали "скорую" и милицию. Сергей начал расспрашивать их про только что увиденное. Очевидцы сообщили, что двое спортивного вида юнцов в темной одежде выбежали за Володей из-под арки нашего дома № 170 с битами в руках. Володя выскочил из арки на дорогу, он кричал и старался выбежать на свет, к людям. Было скользко, похоже он поскользнулся на льду. Преследователи догнали его, сбили  с ног, стали бить. Это происходило на глазах у многих людей, которые выходили из трамвая и с проходной Тульского патронного завода имени Сергея Кирова (ул. Марата, 139), что расположен как раз напротив нашего дома. Эти двое нанесли удары "битами" по голове Володи и быстро убежали".

Полную версию рассказа Натальи Ковалевой можно прочитать на сайте "Кобза - Украинцы России", там же есть и фотографии Владимира Сенишина, сделанные за 5 часов до убийства.

Трагическая, непоправимая потеря. В своем письме к членам КЛГП член Президиума УВКР, первый заместитель председателя ФНКА "Украинцы России" профессор Стефан Паняк из Екатеринбурга так написал про покойного: "Владимир был из тех людей, которые никогда не шли на компромисс с собственной совестью". А вот как описал председатель Ревизионной комиссии ОУР академик Тарас Дудко из Москвы состояние госпожи Натальи Степановны Ковалевой в день похорон: "Наташа Ковалева от страшного горя почти вся поседела. Люди довольно запуганы. Информации о трагическом событии очень мало. Наташа обещала приехать в Москву и подробно все рассказать".

В Комитете КЛГП по делам украинской общины в России обеспокоены тем, кто теперь обеспечит ей безопасность и будет ли расследовано это дело.

Во всех приведенных выше пяти случаях покушений на жизнь российских украинцев (архиепископ Адриан, Владимир Побуринный, Анатолий Крыль, Наталья Ковалева и Владимир Сенишин) КЛГП усматривает общие черты.

Во-первых, убийцы или нападавшие не интересовались личными вещами жертвы. Целью их нападения было убийство.

Во-вторых, органы милиции ни одного дела не раскрыли, а в некоторых случаях даже не проводили следствие, или быстро закрывали не расследованное дело.

В-третьих, лица, которые стали объектом нападения, были активистами украинских общественных и религиозных организаций и занимались церковными делами, бизнесом, сотрудничали с украинскими СМИ или поддерживали демократические изменения в Украине.

Учитывая то, что основным направлением деятельности среднего активиста в России есть концертно-хоровая деятельность или украинское образование для детей, можно предположить, что нападения направлены именно на деятелей из так называемого "политического" блока. Т.е. напрашивается мысль, что петь и танцевать в России еще можно, учить детей украинскому языку тоже не запрещено, а вот молиться по-украински или писать в украинские газеты - уже запрещено.

Ни по одному из упомянутых дел московское руководство украинской диаспоры в России не обращалось к федеральной и региональной власти и в правоохранительные органы с протестами, не апеллировало к печати. Вот, в частности, и в некрологе ОУР убийство Владимира Сенишина туманно названо "трагической гибелью" без указания на ее насильственный характер. А, собственно, почему так осторожно, если исходить из того предположения, что власть к убийствам непричастна?

Анализируя все эти убийства и нападения на активистов, в КЛГП склоняются к мысли, что в России действуют силы, которые стараются запугать украинское общественное движение, в частности, остановить такие его направления, как развитие украинских церквей, "оранжевых" идей, общественную поддержку Украины, деятельность независимых украинских СМИ, правозащиту. Такая мысль логически согласуется с общей ситуацией в сфере национальных отношений в РФ. В особенности заострилась ситуация после известных событий конца 2004 года в Украине, когда властные структуры Москвы заявили о своей нетерпимости к "оранжевым" идеям. Шовинистические силы сразу же приняли это к сведенью. К счастью, украинцы оказались не первыми среди кандидатов на жертвы внесудебных расправ. Похоже на то, что нас поставили следующими в списке после выходцев из Африки, Азии и Кавказа.

Мы считаем, что украинская община России в настоящий момент не сможет самостоятельно решить вопрос о собственной безопасности, если она не получит действенной поддержки со стороны Мирового Конгресса Украинцев и Украинского Всемирного Координационного Совета, со стороны политических структур как Украины, так и Запада. О бесчинствах  и запугивании руководителей украинских общественных и религиозных организаций в России должны знать в мире. Это должно быть предметом обсуждения государственными лидерами. Ведь хорошо известно - "малых" репрессий не бывает.

После событий 2006 года мы считаем, что именно сейчас нужно поднимать кампанию защиты, бить в набат. Надо организованно обращаться к правительству России, в международные организации, в СМИ, искать поддержки русской печати, правозащитников, политиков. Ведь тема репрессий в России - тема национальной совести, вечно незаживающая рана. Надо доказать, что украинскую общину России не запугать, что репрессии против диаспоры дают противоположный эффект - они консолидируют украинцев России.

Понятно, что такая кампания имеет шанс на успех лишь при условии, что ее поддержит и возглавит руководство Объединения украинцев России и Федеральной национально-культурной автономии. Надеяться на это есть все основания, поскольку с открытыми письмами к Президенту России Владимиру Путину и Президенту Украины Виктору Ющенко относительно серии убийств активистов украинских общественных и религиозных организаций Российской Федерации уже обратились руководители Республиканского национально-культурного центра украинцев Башкортостана "Кобзарь" Владимир Дорошенко и профессор Василий Бабенко, который является сопредседателем Объединения украинцев России Федеральной национально-культурной автономии и общепризнанным моральным лидером украинского общественного движения в России.

КЛГП призывает поддержать правозащитную кампанию "Нет - убийствам и расправам!", направленную на защиту активистов украинских общественных и религиозных организаций России.

Василий КОЛОМАЦКИЙ,

председатель Комитета по делам украинской общины в России Комиссии по правам человека и гражданским правам при Мировом Конгрессе Украинцев

Аврора, Канада

vassіlіk@hotmaіl.com

Стефан ПАНЯК,

Первый заместитель Председателя Федеральной национально-культурной автономии "Украинцы России", член Президиума Украинского Всемирного Координационного Совета,

член Комиссии по правам человека и гражданским правам, профессор.

Екатеринбург, Россия

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка


Пора выбирать — Алексей Навальный

8BE508A2-8376-44DC-A4EC-E84056BEDDB8 w1597 n r0 s