Размышления вслух профессора-украинца с Урала о том, как и кому сегодня нужно учиться по библейски собирать камни», а не разбрасывать их

Правительственный кризис в Украине постепенно угасает, хотя еще недавно вызывал здесь, в России, непропорционально большой резонанс. Отставка правительства - обычное явление для государств с не устоявшимися демократиями. В Киеве, на мой взгляд, утверждается курс прагматичного либерала президента Виктор Ющенко, который не мог быть реализован бывшим  премьер-министром Юлии Тимошенко, исповедующим скорее лейбористские, привлекательные для бедного населения, ценности. Проводившийся ранее курс, по всей вероятности, имеет полное право на реализацию в Украине. Но не на сегодняшнем этапе, не в нынешней экономической ситуации. Можно было бы приветствовать такое состояние в Украине, когда в стране противостояли бы две крупные оппозиционные политические силы,  возглавляемые упомянутыми лидерами либерального и лейбористского толка. Именно такая ситуация характерна для стран со зрелыми демократиями.

Хотя, похоже, в Москве сегодня еще многие ожидают от Киева «возвращения блудного сына», коррекции политического курса в сторону его привычного поведения в прошлом. Традиционная имперская ориентация не позволяет до сих пор некоторым московским чиновникам взглянуть на российско-украинские отношения по-новому, с позиций равенства и добрососедства, характерных для нового времени и особенно почитаемых в нынешней Западной Европе. Подобный подход давно тормозит эти отношения, вызывает вспышки раздражения между двумя странами, отталкивает Украину, и не только ее, от Москвы.

Некоторым столичным чиновникам хочется напомнить аксиому о том, что в ХІХ веке “дружат домами”, а не приглашают сожительствовать в коммунальную квартиру. Европа объединяется без стирания границ государств, без ущерба национальным культурам народов, без доминирования одних стран над другими, на основе равенства и вне зависимости от  размеров стран и их экономической мощи. Ни Берлин, ни Париж, ни Лондон не претендуют стать столицами объединенной Европы. А вспомните, как создавали денежную единицу евро, на ней нет ни Гете, ни Шекспира, ни Наполеона. Кто сегодня вспоминает о том, что столицей СНГ был определен Минск?

Готовы ли в Москве единодушно принять упомянутые европейские принципы интеграции? Конечно же – нет, по крайней мере, это неприемлемо для многих представителей  ее нынешней элиты, неприкрыто исповедующей политику с позиции силы и откровенного экономического давления. В этом Москва, к сожалению, готова брать пример, скорее со США, нежели с Европы.

Какова же должна быть стратегия отношений с Украиной, чтобы обеспечить надежные, а не декларированные как в прошлом, дружеские, добрососедские связи на века, по примеру отношений Англии и США? Можно ли считать, что только в Москве знают, что хорошо для Украины? На подобные вопросы давно следует искать ответы именно в Москве, а не терять времени на поиск внешних сил, или жаловаться на нелюбовь соседей...

К сожалению, в российской столице до сих пор некоторые не хотят услышать и понять, что же не нравится Киеву в его отношениях с Москвой. Книгу экс-президента Леонида Кучмы «Украина – не Россия» многие российские высокопоставленные чиновники, похоже, так и не прочитали. Украиноязычная  элита Украины главным препятствием к сближению считает потенциальную угрозу потери национальных ценностей, собственной идентичности и, прежде всего, языка. Ведь ни для кого в Украине не секрет, что на протяжении веков совместного проживания Москва и Санкт-Петербург старались ассимилировать украинский этнос, лишить его родного языка.

Сегодня в Украине даже школьники знают о тайном циркуляре министра внутренних дел Российской империи графа Петра Валуева (1873 г.), согласно которому впредь запрещались  научные, религиозные и, особенно, педагогические публикации на украинском языке. (До того аналогичные запреты множество раз издавались Петром Первым, Екатериной Второй). А через 3 года, в 1876-м уже российский император Александр Второй подписал в немецком городе Эмсе так называемый «Эмский указ», запрещавший печатание любых  книг на украинском языке. В 1888 году на этом поприще постарался Александр Третий, который запретил использование украинского языка в учреждениях и даже использование украинских имен при крещении. Подобные документы издавались и при Николае Втором и при Советской власти. В этом списке десятки документов, подтверждающих удивительное постоянство московских правителей в желании уничтожить украинский язык, ассимилировать этнос.

Добровольно народы от своих языков не отказываются. Не случайно ведь наиболее русифицированными оказались районы Украины, длительное время входившие в Россию и СССР. К сожалению, эта правда украинской стороны, которую в Киеве знает почти каждый, а здесь, в России, или искажается, или замалчивается.

Хорошо представляю себе, что утверждения о русификации окраин России для многих россиян окажутся неожиданностью. Официальная пропаганда всегда твердила им нечто противоположное. Процитируем, для примера, классика Александра Солженицына о русификации Польши во времена, когда она входила в состав России: «…вовсе запретили начальную польскую школу, в гимназиях даже польский язык преподавался на русском и был не обязателен, на квартирах ученикам между собою запрещалось говорить по-польски!». Но, не в пример Украине, Польша периодически обретала свою независимость и восстанавливала язык.

Чего только не говорят здесь, в России, об украинском языке, а в правительственном журнале «Российская Федерация» (№ 6, 1996) некто А. Панарин написал даже, что языка такого нет вовсе, его только сейчас создают во Львове. Не читал этот автор трудов известного русского историка Сергея Соловьева, который неоднократно упоминал о том, что  среди других регионов царской России в Малороссии уровень грамотности был самым высоким, а Российскую Академию основали профессора Киево-Могилянской академии (закрытой, кстати, в 1881 году), в которой начинал учебу гениальный Михаил Ломоносов.

Не хочу ввязываться в дискуссию, иногда лишь возражаю на оскорбительные шовинистические выпады. Хотелось бы сегодня собирать камни, а не разбрасывать их. Избежать разночтений  в оценке нашей совместной  ретроспективы можно. Для этого нужна, желательно научная,  информация с обеих сторон.

Однако сегодня информационное пространство Украины в России фактически отсутствует, в то время как во всех уголках даже Западной Украины можно смотреть и слушать Москву. Поэтому любой украинец может сопоставлять две позиции, ведь еще со времен  древнего Рима поиск истины предусматривал состязательность сторон. В России же до сих пор информацию об Украине граждане черпают из мифов и легенд имперского и советского прошлого.

Отсутствие украинского информационного пространства в России, на наш взгляд, лежит в основе многих недоразумений. Как, например, может не вызвать недоумения у многих россиян появление портрета Ивана Мазепы на гривнах? Он для многих россиян с петровских времен синоним предателя, а для украинца – борец за восстановление государственности. А ведь гетман Украины Иван Мазепа -  первый кавалер первого и самого высшего ордена Российской империи и нынешней Российской Федерации – ордена Андрея Первозванного. Но об этом в Москве почему-то стараются умалчивать… Подобных примеров в отношении российской великодержавной пропаганды к национальным героям Украины  множество. Но вот удивительно: нет в Москве возмущений и протестов по поводу того, что угнетатель Руси Чингиз-хан является ныне национальным героем Монголии.

Уверен, что, как и в любом споре, примирения можно достигнуть в условиях полной информированности обеих сторон. Попытки обмануть, перехитрить друг друга в нынешних условиях ведут в тупик, они способны лишь заморозить взаимную подозрительность, тормозить естественную тягу народов к сближению.

А до каких пределов возможны в нынешних условиях безболезненные для элит обеих стран интеграционные процессы? Кажется аксиомой, согласующейся с международной практикой, что такие процессы не должны угрожать национальным культурам народов. Это касается, прежде всего, находящегося в болезненном состоянии языка украинского народа. Какой приятной неожиданностью восприняли бы в Киеве выступление кого-нибудь из российских интеллектуалов в Москве, озабоченного состоянием языка «братского народа» - белорусского или украинского. Удивительно, но подобного слышать не приходилось. Сегодня модными становятся разговоры о формировании на нашей планете наднациональных «цивилизаций»,  которые являются  хорошей ширмой для обоснования ассимиляции культур и народов.

Приведем еще одну цитату из классика (Александр Солженицын, «Новый мир, 1991»): "…Сахаров пренебрежительно оценивает национализм - как некую периферийную помеху, мешающую святому движению человечества, но, впрочем, обреченную на скорое исчезновение. Ан крепок оказался этот орешек для жерновов интернационализма. В перерез марксизму явил нам 20 век неистощимую силу и жизненность национальных чувств и склоняет нас глубже задуматься над загадкой: почему человечество так отчетливо квантуется нациями не в меньшей степени, чем личностями? И в этом гранении на нации - не одно ль из лучших богатств человечества? И - надо ли это стирать? И - можно ли это стирать?" В национальной культуре – душа человека, а она (культура) у человека либо есть, либо ее нет. Можно быть воспитанным на двух  культурах. Нет культуры интернациональной, это миф, насаждаемый с определенными и не очень благородными целями…

Правильно говорят: «Неважно, какой национальности, лишь бы человек был хороший». Но эта фраза – лишь одна сторона медали, к сожалению, а о второй стороне, как правило, стараются умалчивать. Реакция человека на внешний мир является продолжением его внутреннего духовного мира, в основе которого лежит культура. Возьмет ли кто-либо в Москве на себя  мужество сказать о трагической ретроспективе наших отношений и признает необходимость взаимного покаяния, без которого не может быть светлого будущего? Такой договор о взаимном покаянии Украина подписала с Польшей еще в 1997 году. А ведь со стороны Речи Посполитой тоже были имперские отношения.

На российских телеканалах пока, к сожалению, доминирует голос «неистового» журналиста Михаила Леонтьева, который недавно прямо заявил, что у России всегда было и сохраняется имперское мышление. У этого журналиста в прошлом  было много предшественников. Можно вспомнить «неистового» Виссариона Белинского, который в почти нынешнем леонтьевском стиле писал в 1847 году Павлу Анненкову: «Ох уж эти мне хохлы! Ведь бараны - а либеральничают во имя галушек и вареников с свиным салом!   …нет малороссийского языка а есть областное малороссийское наречие, как есть белорусское, сибирское и другие областные наречия».

Ради справедливости следует упомянуть, что не  все были солидарны с подобными мнениями, с Виссарионом Белинским спорили Николай Чернышевский, Александр Герцен, Аполлон Григорьев и другие, не говоря уже о Пантелеймоне КулишеНиколае Костомарове, Михаиле Драгоманове и, конечно же, Тарасе Шевченко. Следует упомянуть также о  благородстве министра народного просвещения того времени Александра Головина, от которого скрывали подготовку Валуевского циркуляра. А в последующем он боролся за его отмену. 

Еще более тяжелым катком прошлись по украинскому языку и культуре в целом в 20-м веке, но как трава сквозь асфальт они пробивали себе дорогу. Появилась надежда на его сохранение. Могут ли российские либералы понять озабоченность украинской элиты в этом отношении? Хочется верить, что да.

Хотя пока в Москве некоторые чиновники носятся с угрозами срочно поднять цены на газ для Украины до мирового уровня, а то и перекрыть газовую трубу. Да давно пора это сделать и успокоиться. Уверен, что трагедии не будет. Более того, от этого выиграют все. Украина - прежде всего, ибо будет вынуждена искать альтернативы и развивать энергосберегающие технологии. Зато прекратятся фальшь и взаимные упреки, а у некоторых в Белокаменной окончательно угаснут надежды на ассимиляцию соседей, что создаст условия для строительства подлинно добрососедских отношений между близкими народами.

Стефан ПАНЯК,

член УВКР, профессор.

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.">Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

 

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка