Друк
Розділ: Україна: погляд з діаспори

Евгений  МинченкоПрезидента Украины спасет изменение Конституции

Одному из американских политологов приписывают следующий афоризм: «Украинские политики – уникальные люди. С ними можно договориться обо всем. Но они не выполнят ничего». Думаю, что нам еще не раз придется вспомнить эту фразу. Украину в ближайшее время ждут затяжные переговоры по поводу формирования коалиции и персонального состава правительства, а затем борьба за пересмотр Конституции. А вот досрочных выборов в органы местного самоуправления, в неизбежности которых были уверены многие аналитики, скорее всего не будет. Ведь единственная политическая сила, которая имеет шансы прирастить на них свой результат, – это Блок Юлии Тимошенко.

Прорыв Тимошенко, получившей на выборах в Верховную Раду на 9% больше голосов, чем год назад, стал неожиданностью практически для всех наблюдателей. А еще одна неожиданность – это то, что Тимошенко улучшила свой результат на юго-востоке страны. Практически отказавшись от националистической риторики, «газовая принцесса» громила олигархов (в первую очередь Рината Ахметова), коррумпированных чиновников, а также давала явно невыполнимые популистские обещания (например, отменить призыв в армию уже с 1 января 2008 года и вернуть обесценившиеся вклады вкладчикам Сбербанка).

Интересно, что Тимошенко была единственным украинским политиком, обратившимся на этих выборах к российским политтехнологам («Имидж-контакту» Алексея Ситникова, который на выборах президента в 2004 году консультировал Ющенко). Остальные политические силы наняли именитых американцев. Однако оказалось, что у стран постсоветского пространства общего все же больше, чем различий, и россияне лучше чувствуют местную специфику. Кроме того, исследования доказывают, что российские политтехнологи в массе своей аполитичны и работают на результат, в то время как американские консультанты действуют с оглядкой на национальные интересы США. Команда Пола Манафорта, консультировавшая Партию регионов, убедила ее руководство отказаться от использования темы борьбы против вступления в НАТО и защиты русского языка. Регионалы вынуждены были вытащить эти козыри только на финише кампании, но было уже поздно, и уровень мобилизации электората на юго-востоке оказался ощутимо ниже, чем на предыдущих выборах.

Однако главным проигравшим в электоральном смысле стал президент Виктор Ющенко, поскольку его политическая сила не смогла улучшить свой результат по сравнению с 2006 годом. Также в парламент прорвались коммунисты и блок экс-спикера Верховной Рады Владимира Литвина. Уверен, что результат коммунистов мог бы быть близок к 10%, если бы они не отказались от антиолигархической риторики, которую оседлала Тимошенко. Кстати, не исключаю, что Социалистическая партия – ей не хватило до заветной отметки в 3% нескольких десятых процента – на самом деле перешла барьер. Такая же история была на прошлых выборах в парламент с Натальей Витренко, которую категорически не хотел видеть в Раде Ющенко. Однако уровень фальсификаций, по экспертным оценкам, в этот раз ничуть не уменьшился. А бесконтрольность избирательных комиссий в оранжевых регионах даже выросла, поскольку в этот раз Партия регионов фактически отказалась от наблюдения за выборами на западе страны.

Теперь президент, приложивший столько усилий для роспуска парламента и проведения досрочных выборов, оказался перед фактом, что таскал каштаны из огня для Тимошенко. Создание оранжевой коалиции на основе «Нашей Украины – Народной самообороны» и БЮТ станет для Ющенко началом конца. Печальный опыт предыдущего премьерства Тимошенко показывает, что она начнет передел собственности и попытается вернуться к ручному управлению экономикой. Неизбежны ухудшение отношений с Россией и скачкообразный рост цен на газ в результате попытки Юлии Владимировны сломать существующую газовую схему. И возникает вопрос, каким образом Тимошенко будет выполнять взятые на себя непомерные социальные обязательства. У команды Ющенко может возникнуть соблазн «дать Юле порулить» в надежде, что на посту премьера она подорвет свой рейтинг. Эти надежды напрасны – ведь Тимошенко как харизматик любые свои промахи будет объяснять происками врагов и тем, что ей недостаточно полномочий.

Вытолкнуть Тимошенко в оппозицию и создать коалицию с регионалами означает для Ющенко спровоцировать раскол внутри своего блока и отток оранжевого электората. Надежда, что за два года в оппозиции спонсоры разбегутся от Юлии Владимировны, также эфемерна. Да и нет у президента этих двух лет – очередной парламентский кризис может разразиться гораздо раньше.

Похоже, что единственный выход для Ющенко – изменение Конституции, предполагающее выборы президента парламентом. Но это отдельный предмет торга с бизнес-элитами юго-востока.

Евгений МИНЧЕНКО

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.">Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її. 

Відповідь пану Мінченко від Редакції сайту.

 

 

По-перше, вибори відбулися через те, що правлячий премєр робив практичні кроки до позбавлення президента Ющенка його конституційних повноважень. Згадаємо історію виштовхування міністра закордонних справ Бориса Тарасюка із уряду. Тарасюк же пройшов в уряд по квоті президента.

 

 

По-друге, всі основні політичні сили заявили, що останні вибори були чесними. Екзит-поли дали партії Олександра Мороза 2.5% відсотки голосів. При цьому, він сам ще до підрахунку голосів заявив, що «його партія готуватиметься до наступних виборів», а він сам сяде писати спогади. Тобто жодного здивування результат підрахунку голосів за Олександра Мороза не викликав. Так що Ваші заяви це вже натяжки московських політологів.

 

 

З приводу заяви кого хотів би і кого не хотів би бачити у парламенті президент Ющенко. Ви плутаєте дві країни. У Росії президент прямо через державні ЗМІ і пресу впливає на результати виборів. В Україні преса вільна, а президент у вибори не втручається. Ця різниця в Україні зявилася після президентських виборів 2004. Шкода що Ви її не помітили.

 

 

Між Ющенко і Тимошенко відносини непрості, ці політики мають домовитися і домовляться. Я підтримую заяву президента Ющенка про широку коаліцію (чи принамні про те, що з опозицією будуть домовленості при розподілі посад, і що ПР візьме мандати і працюватиме конструктивно як парламентська опозиція).

 

 

Вибори президента Верховною Радою – нонсенс, оскільки парламент і так має дуже багато повноважень. Крім того, саме Олександр Мороз рік тому перейшовши із однієї коаліції в іншу, вказав на слабкість парламентської системи. Ситуація, коли політики відчувають свободу від мандату даного їм виборцями, підриває авторитет політичних інституцій.

 

 

І ще по стилю письма. Я щось не пригадую щоб українські політологи писали про російських премєрів щось на кшалт «дал Виктору порулить» або «дал Михаилу порулить». Все-таки існує повага до посади, до еліти сусідньої країни. Гадаю і російським політологам було б добре засвоїти цей загально-европейський стандарт.

 

 

Бажаємо Вам, дорогий колего, писати більш обєктивні матеріали про Україну і її політиків.

 

 

Редакція сайту «Кобза – українці Росії»

 

5.10.07

Евгений Николаевич Минченко - генеральный директор агентства "Нью Имидж" (cпециализация агентства - политконсалтинг, региональные избирательные кампании, кризисное консультирование, лоббизм), директор Международного института политической экспертизы (МИПЭ); родился 17 апреля 1970 г. в Челябинске; окончил исторический факультет Челябинского государственного университета в 1993 г., аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте РФ (кафедра "Политической психологии"); с 1993 г. - генеральный директор аналитического агентства "Нью Имидж"; в октябре 2001 г. был избран президентом Южно-Уральской ассоциации по связям с общественностью; в 2002 г. работал заместителем генерального директора авиакомпании "Домодедовские авиалинии" по связям с общественностью и органами государственной власти; помощник заместителя председателя Комиссии по информационной политике Совета Федерации РФ, эксперт Комитета Государственной Думы РФ по безопасности, эксперт Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, советник аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе; автор книги "Как стать и остаться губернатором", признанной "Лучшей работой по теории PR" 2001 г. (Уральская премия "Белое крыло", г. Екатеринбург, диплом конкурса "PRоба", г. Санкт-Петербург, диплом конкурса "Серебряный лучник", г. Москва); соавтор монографии "Универсальные избирательные технологии и страновая специфика: опыт российских политических консультантов" (2004); редактор экспертного сайта, посвященного проблемам PR, политконсалтинга и лоббизма "Стратагема.орг". (http://www.stratagema.org).

Сотрудники агентства "Нью Имидж" приняли участие более чем в 60 избирательных кампаниях, в том числе в выборах губернаторов Свердловской, Челябинской, Иркутской, Кировской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Красноярского и Приморского краев. Работали на выборах в Украине, Казахстане, Грузии, Чехии, США.

По итогам четвертого рейтинга PR-агентств, проведенного исследовательским центром "Ромир" в 2002 г., Е.Минченко вошел в десятку наиболее часто упоминаемых российскими СМИ руководителей PR-агентств.

P.S. Мой бизнес – это широкий спектр гуманитарных технологий – от политконсалтинга до лоббизма. Формальный статус – генеральный директор аналитического агентства «Нью Имидж».

Мне нравится то, чем я занимаюсь. Наверное, в тот момент, когда я перестану получать удовольствие от своей работы, займусь чем-нибудь другим. Тем более что в моей жизни было достаточно крутых поворотов. Студент истфака Челябинского госуниверситета, тренер по каратэ, инструктор по подготовке сотрудников служб безопасности, аспирант Академии Госслужбы при Президенте РФ, политконсультант, президент Южно-Уральской ассоциации по связям с общественностью, заместитель генерального директора по связям с общественностью и органами государственной власти крупной авиакомпании, советник многих известных политиков.

В 2001 году я написал свою первую, но, совершенно точно, не последнюю книгу «Как стать и остаться губернатором», которая, к моему удивлению, получила высокую оценку профессионального сообщества – названа «Лучшей работой по теории PR»  2001 г. (Уральская премия «Белое крыло» (г. Екатеринбург), диплом конкурса «PRоба» (г. Санкт-Петербург), диплом конкурса «Серебряный лучник» (г. Москва)).

Агентство «Нью Имидж», которое родилось на Урале в 1993 г., теперь хорошо известно не только в России, но и за ее пределами, и его штаб-квартира переместилась в Москву. За эти 10 лет мы успели поработать в 28 регионах России и шести странах ближнего и дальнего Зарубежья, провели более 100 избирательных кампаний.

В свои 37 лет я, в отличие от многих коллег, не «забронзовел» и «бронзоветь» не собираюсь. Уверен, что самоирония – это необходимое творческому человеку качество.

Китайская пословица гласит: «Когда ученик готов, приходит учитель». Я искренне благодарен всем тем, кто, вольно или невольно, стал для меня учителем.