Полковник Владимир Горишняк
Полковник Владимир Горишняк

Побратимы из фильма «В бой идут одни «старики»

Вопреки тому, что за плечами народного артиста Украины Владимира Талашко свыше 50 блестящих ролей, сыгранных им в кино и театре, для меня, как и для миллионов моих ровесников - детей семидесятых, он навсегда останется старшим лейтенантом Сергеем Скворцовым из фильма «В бой идут одни «старики»...

В сотый раз пересматривая «Стариков», мы верили, что на этот раз они непременно возвратятся из боя живыми и неповрежденными... И почему-то именно слова: «Ребята, будем жить!», которые раздаются из уст старшего лейтенанта Сергея Скворцова за считаные секунды до его гибели, вселяли в наши сердца непоколебимый оптимизм и веру в победу добра над злом...

Вот, в сущности, именно с такими нотками ностальгии по бесповоротно минувшему детству я отправлялся на интервью с Владимиром ТАЛАШКО - одним из легендарных «стариков» «второй певучей эскадрильи».

- Владимир Дмитриевич, припоминаю, как во время нашей прошлой встречи вы сказали, что на таких фильмах, как «Аты-баты, шли солдаты», «В бой идут одни «старики», «Они сражались за Родину», надо воспитывать нашу молодежь. С того времени прошло почти два десятилетия. Так вот, на ваш взгляд, могли ли мы на Украине снять такие киношедевры, которые можно было бы поставить в один ряд со «Стариками»?

- Скорее всего, эти вопросы следует адресовать не мне, а, скажем, Министерству культуры. Но если вы хотите знать мою точку зрения, то считаю, что нет. К величайшему сожалению. Конечно, фильмы о войне снимают, но им не хватает искренности... А некоторые из работ просто провальные. Например, «ремейк» на фильм Ростоцкого «А зори здесь тихие...» Смотреть его просто невозможно. Ведь это даже не новая телеверсия фильма, который обожествляют миллионы, - это, простите, чудовище, у которого нет ничего общего с искусством. Но есть и другие примеры. Обновленная телеверсия «Звезды» - целиком приемлемая работа... Наверное, еще не настало то время, когда режиссеры, которые берутся переснимать классику, поставили бы ее на качественно новый уровень. Сегодня в фильмах о войне великое множество спецэффектов, раскрученных, как сейчас говорят, актеров. Но фильмам не хватает главного - внутреннего стержня, я бы сказал, души. У Быкова это было. Такие фильмы не стареют никогда...

- Владимир Дмитриевич, если откровенно, три года срочной службы в армии помогли вам так страстно, темпераментно, на назрыве души сыграть роль Сергея Скворцова в фильме Быкова «В бой идут одни «старики»?

- В профессиональном смысле армия отдалила меня от театра. Тем не менее я беспредельно признателен ей: у меня в армии были свои «отцы-командиры», я много чему научился, повзрослел... И горжусь тем, что среди моих друзей сегодня есть немало военных - людей, которые много лет верой и правдой служили и служат Родине.

И еще. Знаете, я не соглашаюсь с высказываниями типа «вот пойдешь в армию - там, дурак, наберешься ума». Я считаю, что назначение армии, ее смысл не в этом - армия требует культурных, образованных людей.

- Как, собственно, случилось, что роль Скворцова Быков предложил именно вам?

- К тому времени я только что снялся в картине «Как закалялась сталь» Николая Мащенко, с которым Леонид Федорович Быков учился в одном институте в Харькове и всегда был в приятельских отношениях. Именно тогда Быков и пригласил меня на кинопробы в «Старики». Это была сцена возле костра - в эмоциональном смысле одна из тяжелейших в фильме, которую Быков оставил на последний день съемочного периода, когда уже все разъехались по домам. За исключением Смирнова, который в «Стариках» с блеском сыграл роль Макарыча. Наверное, потому, что Смирнов знал войну не с чужих слов - сам воевал, имел боевые награды - орден Красной Звезды, орден Славы ІІ и III степени... Будто пропуская страницы киносценария через внутренний мир Смирнова, Быков проверял, насколько правдив фильм, поверят ли ему зрители, ветераны.

Как-то у него спросили, почему героями своего фильма он избрал именно летчиков, на что Леонид Федорович ответил: «Может, потому, что сам я мечтал о небе...» Общаясь с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие, опытные старались сохранить молодых «соколят-желторотиков». В этом была высшая мудрость - забота о будущем, право и обязанность сильных охранять, растить и воспитывать молодежь.

Так родилась идея фильма «В бой идут одни «старики». В противоположность известной мудрости: «Если говорят пушки, музы молчат», мы стремились доказать, что в час тяжелых испытаний побеждают те, кто остается человеком при любых условиях, берет с собой все то, что ценит в мирной жизни, за это и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй певучей эскадрильи» повторяют: «Войны преходящи, музыка вечна!»

Мы хотели создать фильм в память о тех, кто не возвратился с войны. Поэтому с особым волнением ожидали оценки его ветеранами. И если они говорят: «Это было в самом деле так», - для нас это наилучшая награда.

- К сожалению, уже нет с нами Быкова, Смирнова, Иванова, Миргородского, Волкова, оператора фильма Войтенка... А с остальными однополчанами «второй певучей эскадрильи» встречаетесь?

- Не так часто, как хотелось бы. Ведь на Украине среди «стариков» остались лишь Сергей Подгорный, Вилорий Пащенко, Алим Федоринский и я. Остальные - за границей... С Рустамом Сагдуллаевым виделся в позапрошлом году на кинофестивале, который проходил в Благовещенске. Евгения Симонова живет в Москве, много снимается в кино и, к сожалению, не всегда может принимать участие в вечерах, посвященных памяти Леонида Быкова. Вано Инбелидзе - в Грузии...

 - «Старики» вышли в кинопрокат вскоре после еще одного замечательного фильма - «Офицеры». Как вы думаете, не прослеживался в этом элемент некоего соревнования между Киевом и Москвой?

- Я думаю, что актеров и режиссеров и в Киеве, и в Москве объединяло желание снимать качественное кино. Другое дело, что «пробиться» на всесоюзный экран фильмам, которые снимались не в Белокаменной, было тяжелее, поскольку действовала четко прописанная процедура приема фильмов художественными советами Госкино, которые существовали в каждой союзной республике. Скажем, если республика присваивала фильму третью категорию, то путь на всесоюзный экран ему был просто заказан.

Так вот, фильм посмотрели в Москве и сразу, так сказать, авансом присвоили первую категорию. Почему авансом? Потому что в Москве были убеждены: кинопрокат «Стариков» просто обречен на успех. Даже несмотря на то что у самого Быкова с московскими и киевскими мастодонтами отечественного кино отношения были далеко не безоблачные. Итак, все разговоры, будто фильм «затискали», - просто бессмыслица. Он сразу пришелся по душе - причем и чиновникам, и обычным зрителям. И, что показательно, он не теряет своей популярности и сегодня.

Беседу вел Владимир ГОРИШНЯК.

Полковник, главный редактор Центрального печатного органа Министерства обороны Украины журнала «Військо України»

http://www.redstar.ru/2010/06/09_06/4_04.html

Владимир Талашко и Леонид Быков
Владимир Талашко и Леонид Быков

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка