В старые добрые времена Санкт-Петербург имел несколько храмов, посвященных этому большому, двунадесятому празднику.

Этот праздник, один из самых любимых и популярных как среди детей, так и среди взрослых, кажется, был всегда. А на самом деле, хоть он и является древним, принадлежит первым временам Церкви и празднуется 25 декабря по старому стилю, что соответствует 7 января по григорианскому календарю. Праздник Рождества Христова в восточных церквях установлен только начиная с IV века. А до этого он праздновался 6 января и был известен под именем Богоявления.

Праздник Богоявления имел в древности особый характер и был посвящен не воспоминанию собственно рождества Христова, но вообще - явлению Бога во плоти. Основанием празднования Рождества Христова 6 января было не историческое соответствие именно этого дня рождению Христа, который и в древности не был точно известен. Мистическое число 6 возникало из таинственного понимания соотношения между первым и вторым Адамом, то есть человеком греха и начальником жизни, спасения. Второй Адам, по таинственному представлению древней Церкви, родился и  умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, - в 6-й, первого месяца года.

С четвертого века между восточными и западными Церквями (а мы принадлежим к восточным) устанавливается только единство относительно времени празднования, а именно 25 декабря. Впервые в таком виде праздник Рождества Христова был введен в церкви Константинопольской, как полагают, в 377 - 380 годах. Этому способствовал необычайной силой красноречия святитель Иоанн Златоуст. С этого времени определился главный смысл праздника - воспоминание и прославление рождения Господа.

Отнесение праздника на 25 декабря имело в виду и создание некоего противовеса языческим культам, которым особенно были подвержены римляне. У них именно на 25 декабря приходился праздник солнца, постоянно обновляющегося лета и сопровождался разнузданными увеселени ями народа, забавами для рабов и детей. Интересно заметить, что в Новом Завете Иисус Христос часто называется солнцем правды, светом мира, спасением людей.

Празднованием Рождества Христова Церковь поучает паству святой жизни, достойной воплотившегося во плоти для спасения всего человечества Господа.

Сошедший на землю Господь вступил в благодатное родство с нами - "нас ради человек и нашего ради спасения". И мы, празднуя вновь это рождение Христа, должны стремиться возродиться, восстать от жизни греховной к жизни святой и богоугодной. Этой цели служат и дни Рождественского поста, помогающие удаляться от тьмы греха и приближаться к свету веры, благочестия и добрых дел.

В назидание и нам, ныне живущим, не в славе и великолепии, а в нищете и убожестве явился в мир Создатель и Владыка неба и земли. Царя царствующих, как называют Христа, принял в мир земной убогий вертеп, ясли для скота, где Спаситель родился от Девы Марии. Тем самым Господь показал нам величие смирения, нищеты, кротости и простоты, пагубность гордости, тщеславия, роскоши и неправедного богатства. Удостоились первыми узнать от ангелов весть о рождении Спасителя мира и первыми прийти поклониться Ему простые Вифлеемские пастыри, то есть пастухи. А уже после них и мудрые восточные волхвы принесли дары и поклонились Христу. Этим внушается и нам мысль, что Господь принимает всех и каждого: приятны Ему прежде всего простые люди с чистой жизнью и совестью.

В старые добрые времена Санкт-Петербург имел несколько храмов, посвященных этому большому, двунадесятому празднику. Храмы Рождества Христова были при Пекинском подворье, во дворце великой княгини Елизаветы Федоровны, при школе и приюте в память князей Белосельских-Белозерских, при Чесменской военной богадельне, при Обществе содержания приюта в память графов Милютиных, имелась и приходская церковь, на Песках. В настоящее время эти храмы либо полностью разрушены, либо здания их перестроены, имеют значительные утраты.

И все-таки сегодня почти все петербуржцы имеют возможность правильно, православно славить Рождество и встречать его в храмах города, где празднование будет совершаться и в ночное время, поэтому, конечно, лучше всего встречать Рождество Христово в храме ближайшем и в своем собственном доме, который тоже постепенно должен очищаться от греха и преображаться в малый храм - в домашнюю церковь, в храм души.

На иконах, вынесенных в эти праздничные дни для поклонения на центральные аналои храмов, можно увидеть в деталях все события, о которых повествуется и в церковных песнопениях, которым посвящено торжественное праздничное богослужение. Иконы могут отличаться друг от друга характером письма, временем написания и некоторыми другими особенностями, но все они включают как обязательное изображение черной пещеры, где стоят ясли (кормушка для скота) со спеленутым младенцем. Над пещерой сверкает Вифлеемская звезда. Именно она появилась в небе в момент Рождества, чтобы указать людям дорогу к Божествен ному младенцу.

Изображены на иконах Рождества и ангелы, которые сообщают о великом событии пастухам, и пастухи спешат поклониться Иисусу. А с Востока едут на конях мудрые волхвы - прорицатели и звездочеты. Они прибыли из далеких стран, увидев свет новой звезды, и привезли с собой дары, говоря современным языком, - подарки - для младенца Христа. С их доброго примера и началась традиция - обмениваться подарками в праздник Рождества.

Конечно, дары мудрецов были особенные, они имели большой смысл и значение. Один из волхвов принес золото - как знак царского величия. Другой преподнес священный ладан, почитая в родившемся младенце Бога. Третий, предвидя жертву Христа, подарил ароматное миро, которым в прежние времена полагалось умащать тела умерших.

Алый цвет ложа Богоматери на иконах Рождества означает радость обовления, Воскресения мира. Однако праведный Иосиф-обручник, изображенный внизу, словно погружен в тяжкие раздумья. Перед ним стоит какой-то старец и что-то нашептывает - это само воплощенное сомнение. Так изображено испытание веры Иосифа: он не мог поверить в рождение Сына Божия, боялся, что опекаемая им Дева Мария совершила грех.

Рядом с сомневающимся Иосифом изображена сцена омовения младенца Христа. Этот символ очищения не случаен рядом с согбенным старцем, он как бы утверждает верующих в подлинности чистоты Девы Марии и Ее Сына.

В более поздних иконах, когда композиции стали усложняться, дополняться новыми сюжетами, появились изображения, например, волхвов, беседующих с царем Иродом. В поисках родившегося Царя мира они пришли в Иерусалим, ко двору Ирода. Встревоженный их рассказом о звезде и о чудесном младенце, злой царь послал мудрецов в Вифлеем. Он просил волхвов вернуться и сообщить после этого, где они найдут новорожденного. Но ангел предупредил волхвов, что возвращаться к злому царю Ироду не надо, и они послушно уехали другой дорогой. А Ирод, не дождавшись сообщений, в ярости приказал убить в Вифлееме всех младенцев. Его воины выполнили приказ, не обращая внимания на плач и стоны матерей. Эту жестокую сцену тоже изображали на иконах более позднего времени.

Как известно, Иосиф услышал во сне повеление бежать с Богоматерью и младенцем в Египет. Они оставались в чужой стране до тех пор, пока не миновала угроза. Сцену бегства Иосифа с семейством в Египет часто изображали художники, которые тоже по программе обучения в Петербургской Академии Художеств в прежние времена в обязательном порядке изучали Священное Писание и работали над картинами с евангельскими сюжетами. Некоторыми из таких картин мы и сейчас любуемся в Русском музее и Эрмитаже.

На фото: Різдво Ісуса Христа

Елена КРЫМСКАЯ.

От редакции «Украинцы и Петербург»:

Дорогие читатели! Примите наши поздравления с Новым Годом и Рождеством Христовым! Желаем Вам, Вашим родным и близким счастья, любви, удачи и здоровья. Пусть в 2006 году сбудутся все Ваши мечты, а редакция приглашает Вас и далее участвовать в нашем с Вами издании.

Мы ценим и любим Вас!

Коллектив редакции «Украинцы и Петербург».

Адрес для писем: 192288, Санкт-Петербург, до востребования Косенко В. Ф.

E-mail: Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.">Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її., Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.">Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.. 

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка