Друк
Розділ: Український клуб (Ростов-на-Дону)

Олексій МагіряПро ростовського археозоолога українця Олексія Магірю

В нашому місті Ростові-на-Дону живе і працює цікава людина з рідкісною спеціальністю - археозоолог Олексій Магіря. Він має унікальне захоплення. Пан Олексій виготовляє карпатські музичні інструменти - флояри, сопілки...

Більш того - він грає ни них. І навіть інколи, вдягнувши гуцульський одяг, дає невеличкі концерти для друзів. Хоча сам він тутешний, ростовський, його родина має глибоке гуцульське коріння у Закарпатті.

Про нього пишуть "Вечірній Ростов", «Аргументи і факти на Дону», «Азовская неделя» та інші засоби масової інформації регіону. Вважаю,що українцям Росії буде цікаво познайомитися з деякими таємницями історії, які відкрив ростовський археолог українець Олексій Магіря.

Ілля САМОЙЛОВ,

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її..

Навіть герб Ростова-на-Дону немов би творили археологи.

На світлинах: Олексій Магіря. Навіть герб Ростова-на-Дону немов би творили археологи.

Алексей Магиря: «Перед тем, как исследовать курган, я молюсь...»

Учёным, занятым в археологии, порой приходится сталкиваться с необъяснимым, непонятным и неожиданным поворотом событий, как при проведении раскопок, так и уже после их окончания. «АиФ на Дону» обсудили с донскими археологами некоторые такие явления.

Курган насылал кошмары и ломал трактора

В августе и сентябре прошлого года на экспедицию, ведшую раскопки близ хуторка Обуховка Миллеровского района, вдруг как из рога изобилия посыпались неприятности.

- Я без уважения отношусь к людям, преувеличивающим событие настолько, что сказанное звучит как ахинея. Но и обманывать себя, закрывая глаза на реалии, не хочу, - говорит участник той экспедиции, археозоолог Алексей Магиря.

«Плохо, плохо мне…»

Сама необходимость вскрывать большой известный всем в той округе курган-могильник была связана даже не с научным интересом, а с сугубо практической необходимостью. В Миллеровском районе расширялась федеральная автомобильная трасса «М4». И так получилось, что новая развязка должна была пролегать как раз через этот обширный курган. Соответственно учёным предстояло провести раскопки и изучить его особенности и содержимое.

- Первым препятствием стало то, что едва мы начали работы, внезапно испортилась погода, - вспоминает Алексей Магиря. - Хотя, по-хорошему, август и сентябрь не время для затяжных дождей и таких сильных порывов ветра. А непогода не позволяет нам работать: при дожде, к примеру, не может работать трактор. Последующие события развивались ещё более странно.

- Техника, которую мы использовали, наёмная, мы за неё отвечали, - присоединяется к разговору известный ростовский археолог Игорь Гордин. - Была боязнь, что, если бросим её на ночь, её могут разобрать, украсть. Поэтому я попросил двоих ребят-рабочих ночевать рядом с ней, а лучше - на верхушке кургана, откуда, во-первых, хороший обзор, а, во-вторых, там не кусали так дико комары.

Однако через несколько ночей оба парня отказались от места ночёвки.

- Дело в том, что обоим неожиданно, чуть ли не впервые в жизни, стали по ночам сниться кошмары. А когда они начали укладываться на ночёвку не на кургане, а внизу, в отдалении, все кошмары как рукой сняло, - рассказывает А. Магиря.

Затем запили двое рабочих-азовчан, подрядившихся для земляных работ и всё лето совершенно благополучно отработавших с экспедицией на других раскопках. Затем, не объясняя причин, они уволились: учёным пришлось останавливать работы уже для того, чтобы спешно искать замену. Потом поглядеть на раскопки приехала компания любопытствующих.

- Все были трезвыми. Прилично одетыми. И вдруг одному парню, едва он приблизился к кургану, стало дурно. Стоял и бормотал: «Плохо, плохо мне тут…» - добавляет Гордин.

Компания в спешке уехала, а бедствия археологов продолжились.

Покойник - шаман?

«Словно какой-то невидимый механизм или некто невидимый создавал все условия, чтобы мы не могли подобраться к могильнику», - теперь, оценивая происходившее, полагают археологи. «Дошло до того, что человек, ведавший выделением техники, видя на экране мобильника наши номера, кричал в трубку: дескать, не говорите, что у вас опять сломался трактор!» - со смехом вспоминает А. Магиря.

Тогда, впрочем, было не до смеха: один за другим из строя вышли… 5 бульдозеров.

- Тормозившие работу факторы набирали силу, а потом - бамс, пружина лопнула, - продолжает Магиря.

…Сразу же после обнаружения и извлечения из кургана останков человека, предположительно относящегося к «срубной культуре», жившего 34 - 38 столетий назад, всякие помехи перестали возникать, прекратили ломаться бульдозеры и т.д.

- Пока о «срубном» да и о ближайших - «катакомбном», «ямном» и прочих периодах мало что известно, - признаются учёные.

Наука действительно пока не в состоянии сказать, какие племена населяли донские степи 3 - 4 тысячелетия назад, на каком языке говорили, какими были цвет кожи, волосы. Ясно лишь, что они знали толк в скотоводстве. А в отношении «злого» покойника учёных заинтересовало то, что он был завёрнут в шкуру - «пакет».

- Как таковые «пакеты» - нечастое явление, - поясняет Гордин. - Но в любом случае очевидно: тот человек умер в другом месте. Впоследствии для какой-то цели его вытащили из земли, завернули в шкуру и перенесли к кургану, где и перезахоронили. Так что логичны вопросы: что это был за человек, почему с его останками поступили именно так?

Останки переданы для изучения донским антропологам. А в экспедиции лишь разводят руками. Не исключено, считают учёные, вал злоключений - лишь случайность. Как нельзя, говорят они, исключать и то, что из разрытого кургана они достали останки человека, практиковавшего какой-то культ - к примеру шамана племени.

- А может, мы просто попали, как говорят в народе, в «плохие места», - размышляет Алексей Магиря. - Да и шаман ещё при жизни мог облюбовать этот в чём-то аномальный курган или место вокруг, мог попросить похоронить его там. А соплеменники почему-то сделали это лишь по прошествии времени.

Проклятие кладов существует?

Недавно видела по ТВ передачу о «кровавом следе» печально известного алмаза «Хоуп» редкой окраски - сине-фиолетового. Якобы его похитили из клада в Индии, по поверью он был глазом бога Рамы. И всем своим последующим владельцам насылал беды: одна обладательница пропала без вести, второго застрелили, третий утонул. У очередной хозяйки погибли дети. Последний владелец, чтобы избавиться от камня, отослал его почтовой посылкой неведомо куда, в итоге камень исчез. Выходит, у разговоров о проклятиях кладов есть реальная почва?!

В. Пономарёва, Ростов

Говоря о бедствиях, подкарауливающих археологов, в пример в последние годы приводят известного донского археолога Евгения Беспалого. Именно его находки легли в основу знаменитой «золотой» коллекции Азовского музея-заповедника, побывавшей в Великобритании, Франции, Германии, Японии. Самого учёного уже нет в живых. Несчастье постигло и его жену: на очередных раскопках на неё обрушился пласт земли. Сгорел сын…

- Я не вижу в разговорах о проклятых кладах никакого смысла, - категорично сказал Павел Ларенок, начальник археологической экспедиции Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - Рассуждать так - повод обратиться к психиатру.

- А я верю в «злое» золото и отношусь к нему крайне негативно, - сообщил другой авторитетный донской археолог, связывающий обнаруженный клад с семейной бедой и отказавшийся от разговора, так как «рана очень сильно болит».

- В 1988 году, чтобы приготовить поле под Чалтырем для мелиорационных работ, я должен был исследовать курган. Зацепил бульдозером пласт земли, - вспоминает археолог Игорь Гордин. - Там, в тайничке, лежал клад - свёрнутый красивый пояс с золотыми пластинами, украшенными кораллами, альмандином. И вскоре мне кто-то ПЕРЕКРЫЛ путь в археологии… По стечению обстоятельств я ушёл из археологии, уехал, стал работать в сельской школе учителем истории. А вернулся в профессию в 2002 году другим человеком, понимающим, что, раскапывая курган, мы тревожим покой мёртвых людей. К тому же не знаем, какие над ними совершались обряды. Так что теперь перед тем, как исследовать курган, я молюсь…

- В мире возможно существование вещей, которых мы пока просто не понимаем. Пример - заговоры от грабежа, - считает археолог Алексей Гармашов. - Бывало, десятки курганов под Ростовом, под Танаисом ограблены, а среди них один, который на виду, не тронут. Конечно, можно предположить, что современники знали где искать и не возились со «зряшными» захоронениями. Но бывает: именно нетронутый содержит ценные вещи.

Яна Ясенева

«АиФ на Дону», 25.02.09 http://don.aif.ru/issues/773/07?print

О «щуке-птице» под городом Азовом

Недавно житель с. Старо-Маргаритово Сергей Нелюдимов приехал в Азовский музей и рассказал об интересной находке в окрестностях села, представляющей, по его мнению, археологическую ценность. Сотрудники отдела природы музея выехали в Старо-Маргаритово и в указанном Сергеем месте, под обрывом, действительно обнаружили бивень слона.

Произвели разведочную шурфовку, проще говоря, осторожный раскоп вокруг. Это были отложения древней реки, протекавшей на месте Таганрогского залива 1 млн.100 тыс. лет тому назад. В глиняной породе, заключающей бивень, обнаружены фрагменты скелетов рыб и раковины моллюсков, по которым археологи сделали предварительное заключение о том, что климат здесь был в то время относительно теплый.

Сам же бивень, длиной около 60 сантиметров, обломан с обоих концов, поэтому, точнее - фрагмент бивня из-за плохой сохранности извлекали частями.

Но это еще не все. Сергей принес археологам из своего дома, как он сказал, «отпечаток древней птицы на камне». После частичной расчистки от породы, то, что по внешнему виду действительно напоминало птицу, оказалось рыбой. Археологи установили, что это - череп ископаемой щуки, судя по нему, длиною 1,5-1,6 метра. Как рассказал Алексей Магиря из археологического отдела Азовского историко-археологического музея, древняя щука практически ничем не отличалась от современных, отличия если и были, то незначительные. Сейчас в музее готовится новая палеонтологическая выставка. Благодаря Сергею Нелюдимову она пополнилась новыми экспонатами. Сотрудники Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника обращаются к жителям Азова и Азовского района с просьбой не изымать археологические находки вручную, а сообщать о них в музей.

Татьяна Иващенко,

«Азовская неделя», 10.03.04.