Друк
Розділ: Батьківщина (Петропавловск-Камчатський)

Камчатский тополек

Українка Наталія Зеленчук 35 років очолює дитячий хореографічний ансамбль, що став зразковим художнім колективом

Легкие плавные взмахи рук-крыльев — и перед зрителями, словно в ожившей сказке, несомый навстречу невиданным горизонтам и готовый вот-вот взлететь встает образ прекрасной, гордой и в то же время нежной птицы Лебедь... Весело балагуря, с шутками, потехами ведут танец-беседу на балалайках удалые сибирские балагуры... Сон девочки Маши полон удивительных чудес. Под огромной новогодней елкой оживают все ее куклы: русские и испанцы, индусы и китайцы, пастушок с пастушкой, любимый Щелкунчик. Дружно взявшись за руки, они начинают фантастический бал... Снова и снова завораживает огненный азарт "Арагонской хоты". Цветы, цветы... вихрем вальса подхваченные и увлеченные праздничным головокружительным ритмом. И все это — ганец, характерный и сценический, классический и эстрадный. Волшебная хорео­графия в исполнении ансамбля "Тополек"...

Удивительное долголетие ансамбля восхищает. Вот уже 30 лет его концерты проходят при полном аншлаге на Камчатке и далеко за ее пределами. В чем же секрет неувядаемой славы "Тополька"?

Да, стремителен путь "Тополька" — от небольшого танцевального кружка до образцового ансамбля, завоевавшего всеобщую любовь и признательность. И если вы спросите у любителей хореографии, чем в первую очередь известен ансамбль "Тополек", они, не задумываясь, ответят - строжайшей дисциплиной и... потрясающей работоспособностью. Организатор и бессменный руководитель ансамбля, отличник народного просвещения Наталия Ивановна Зеленчук воспитала творческий коллектив в традициях кропотливого и напряженного труда.

Она строга и требовательна, справедливо считая, что артист балета всегда обязан быть в форме и лишь труд неустанный и ежедневный, залог успеха. О Наталии Ивановне знают все, но по-настоящему ее знают единицы. Для многих она загадка, притом, что очевидно — это сильная личность, сумевшая сохранить и себя, и коллектив в катаклизмах эпохи. Это интеллектуал, не утративший драгоценной способности к саморазвитию. Это художник с неиссякаемой фантазией. Талант, признание, великая любовь к искусству танца и огромный целеустремленный труд из безвестного молодого учителя пения создали знаменитого деятеля классического и народного танца. Для Камчатки это высшая школа балетного мастерства. Не случайно балетмейстеры из всех районов области стремятся побывать на ее занятиях.

Строгая на уроках, она между тем заботлива и отзывчива по отношению к ученикам, всегда интересуется жизнью детей и в семье, и в школе. Конечно, есть и другие балетмейстеры, равные Зеленчук, или превосходящие ее в чем-то, но нет ни одного, кто может соперничать с ее качествами. Все, что делают ее воспитанники, правда. На сцене они действительно прачки, гномы, цыпля­та, Белоснежка и Чипполино... И это не пантомима: основа основ - движения классического танца. Поразительная простота и естественность абсолютное отсутствие позерства и высокомерия, которыми, к сожалению, страдают многие "знаменитости, интерес к делу, к той творческой работе, умение ценить время, мудрость — главные особенности характера Наталии Ивановны.

В 1974 году молодой учитель музыки Наталия Ивановна Зеленчук организует при одной из камчатских школ детскую танцевальную группу "Тополек", и уже под руководством опытного преподавателя 20 ребятишек начинают подготовку к традиционному смотру художественной самодеятельности. Три танцевальные постановки в исполнении коллектива сразу же завоевывают диплом 1-й степени. В 1975-76 годах коллектив также участвует в городском конкурсе, и ему присуждается диплом 1-й степени. В программу ансамбля в эти годы входят танцы "Русский сувенир", "Танец с зонтиками", "Веселые гуцулята", "Смугляночка". В 1977 году "Тополек" принимает участие во Всесоюзном смотре художественной самодеятельности. За высокое исполнительское мастерство ансамблю присваивают звание лауреата Всесоюзного смотра художественного творчества трудящихся. Ансамбль продолжает совершенствовать свое мастерство, готовит новые программы, но в школе им уже тесно. И в 1981 году "Тополек" начинает работу в стенах областного Дворца пионеров и школьников и насчитывает уже более 60-ти человек. Тогда же была подготовлена специальная программа, в которую вошли: хореографическая сюита "Дружба народов", танцы "Субботея", "Русская плясовая". Участвуя с новой про­граммой в областном фестивале школьников, ансамбль вновь выходит победителем. Но Наталия Ивановна не останавливается на достигнутом. Она стремится узнать все стили и наиболее интересные направления в танце, и особенно ее привлекает классический танец, так как именно классический хореографический стиль есть незыблемый фундамент для любого танца.

"Лишь овладев основами классического танца, можно смело экспериментировать, искать дальнейшие пути развития хореографического искусства", — говорит Н. И. Зеленчук. За большую творческую работу в 1985 году ансамбль "Тополек" получил право представлять Камчатку в международном конкурсе, проводимом во Всемирном пионерском лагере "Артек", посвященному XII фестивалю молодежи и студентов. И здесь коллектив был награжден дипломом 1-й степени и большой золотой медалью, а Н. И. Зеленчук лично получила грамоту за интересную и оригинальную постановочную работу. А впереди снова кропотливый труд...

В период с 1985 по 1987 года коллектив насчитывал уже более 100 человек, а в репертуаре имел 32 танца. Это разнохарактерные, яркие композиции. Так, композиция "Камчатские зарисовки" — вариация на тему танцев народностей, населяющих полуостров — построена на основе национального фольклора. В этой связи интересными являются и "Молдавская сюита", "Праздничная плясовая", "Испанский танец". Подобные переходы от классических шагов к фигурам народных танцев изумительно тонки и незаметны: два стиля, два ритма сливаются в единое целое... А в репертуаре младшей группы ансамбля - яркие танцевально-музыкальные картинки "Прачки", "Валенки", "Веселые человечки" и др. Но прежде чем играть свои роли, юные танцоры по нескольку часов стоят у станка.

Каждое утро Наталья Ивановна начинает свой обычный урок. Тоненькие, как топольки, девочки стоят у станков и внимательно слушают педагога. Длинные, стройные ножки, аккуратно причесаны волосы. Александр Михайлович заиграл мелодию, и много раз ученики повторяют одно и то же упражнение. Они очень стараются, а Зеленчук зорким педагогическим оком подмечает все погрешности, недочеты. Как тонкий психолог, Наталия Ивановна осторожно, чтобы не ранить самолюбие воспитанников, мимоходом, но чаще с юмором, делает замечания по ходу занятий. Она добивается единой манеры, чистоты формы классического танца, тонко вводит детей в мир музыки, развивая вкус, любовь к прекрасному. Комбинация, одна другой лучше, льются каскадом, вплетаясь ажурной тканью в учебный процесс.

За выдающиеся заслуги, плодотворную творческую работу в 1988 году ансамблю "Тополек" было присвоено звание "Образцовый художественный коллектив". Летом 1989 года коллектив участвует в фестивале хореографических ансамблей Сибири и Дальнего Востока, покорив всех зрителей дальневосточного региона высоким профессиональным уровнем исполнительского мастерства. А затем ансамбль был приглашен во Всесоюзный пионерский лагерь "Океан", откуда привез многочисленные дипломы, грамоты, награды. Управление ВПП "Океан" отметило тогда обширную, хорошо подготовленную про­грамму коллектива, дисциплинированность и ор­ганизованность, высокую исполнительскую культуру. "Это ансамбль потрясающего совер­шенства... Это несравненный праздник танца!"

Ансамбль дает более 50 концертов каждый год. "Тополек" уже хорошо знают рыбаки и строи­тели, связисты и авиаторы, врачи и работники сельского хозяйства. Коллектив хорошо известен и в области. Они выступали на сцене сельских клубов, в школах, домах пионеров, рабочих цехах Мильковского, Усть-Болышерецкого, Соболевского, Елизовского районов. В 1991 году ансамбль насчитывал уже более 120 человек, а ре­пертуар — 56 номеров: народные танцы, зари­совки из жизни, детские сказочные постановки, классические произведения. Неизменным успехом пользуется хореографическая картина "Гордый павлин" и удалой русский танец "Балагуры". Веселые танцы младшей группы, такие как "Маленькие озорницы", поражают артистичностью и задо­ром, оригинальными красочными костюмами. 1 июля 1991 года восемь лучших артистов ансамбля вместе с руководителем участвовали в работе Международного лагеря детского твор­чества в Японии и привезли главную награду этого лагеря — "Медаль зрительских симпатий". Все выступления ансамбля на площадях, улицах, в Японском консульстве, детских парках вызывали бурю восторгов и гром аплодисментов. У ансамбля появились друзья из Канады, Новой Зе­ландии, Австрии, США, Северной и Южной Кореи и, конечно, Японии. Вот отклики и высказыва­ния, привезенные из этой поездки: "Спасибо за ваше искусство! Мы в восторге!" (Калифорния), "Здесь мы встретились со многими коллектива­ми, но "Тополек" покорил всех нас своей артис­тичностью и профессионализмом исполнения балета!" (Сингапур), "Для нас большая привилегия и счастье видеть "Тополек" в Японии! Великолепное исполнение танца доставило нам большое удовольствие!" "Не можем скрыть своего восторга! Нас поразило профессиональное ис­полнительское мастерство этих маленьких танцовщиц. Большое спасибо, долго будем помнить встречу с вами!" (Япония) Да, мастерство этих маленьких танцовщиц поражает, техника кажется фантастической. Они легко крутят 32 фуэте и летят по сцене, словно тополиные пушинки, в ши­роких па-де-па и улетают в больших прыжках жете. Но глядя из зала, кажется, что они все трудности преодолевают, шутя, что нет предела их технике, что-то счастливое сияние, которое излучают глаза этих маленьких артистов, получающих невероятное удовольствие от самого присутствия на сцене, от растворения в стихии танца, мгновенно рождает ответную радостную реакцию зрителя.

У кельтских племен тополь считался священным деревом, а человек, рожденный под этим символом, может свернуть горы. Движимый великим порывом, не останавливаясь, все быстрее тянется ввысь ансамбль "Тополек"...

Коллектив постоянно создает новые программы, показывая элементы мастерства от самых простых до самых сложных. И главное — дает почувствовать всем характер танца, его красо­ту и неповторимость. Зрители знакомятся с еврейским, цыганским, белорусским танцами. С греческим "Сиртаки" и итальянским "Арагонская хота", русской кадрилью "Манерная", хореографическими картинками "По ягоды" и всеми полюбившейся "На птичьем дворе".

Своеобразной биографией коллектива является и то, что торжественные даты, юбилеи, праздники здесь принято отмечать премьерами: день рождения С. В. Рахманинова и День памяти П. И. Чайковского постановкой отрывков из балета "Лебединое озеро" и классическими вариациями на музыку Рахманинова; известная сказка Джанни Родари "Приключения Чипполино" легла в основу обаятельного балета "Чипполино"; Прекрасный лебедь" "Сен-Санса" чарует и завораживает; ожил на сцене и с успехом проходит сказочный балет "Белоснежка и семь гномов". Это ли не свидетель­ство огромной работоспособности коллектива? Это ли не творческий порыв, когда лишь за один год ансамбль, обогнав все коллективы, получает звание лауреата и Гран-при областного конкурса исполнителей эстрады, конкурсов юных даро­ваний "Цветы Камчатки" и "Утренняя звезда". Мастерство живет и светится в "Топольке". Идут годы, и так же, как у тополя листья, сменяется каждый год состав ансамбля. Плоды большого неустанного труда живут в творчестве многих учениц "Тополька" — тe, кому коллектив обязан своим ростом и становлением: это Люда Косарчук, танцующая в Москве в знаменитом ансамбле "Гжель"; Лена Будгер и Люда Корнилова, закончившие Хабаровский институт культуры, — хореографы; Надя Луненкова и Наташа Глухота – студентки Санкт-Петербургской академии культуры. Их место заняли: эмоциональная Маша Морозова, старательные Катя Михайленко и Наташа Александрова, лирическая Лиза Белоногова, трудолюбивая Ира Курина, артистичная Арина Атрощенко, классически строгая Марьяна Картина, обаятельная Оля Прощекальникова, задорная Ира Качкина, очаровательные Дина Сотова, Оля Киреева, Катя Гончарова и многие другие. Огромная благодарность пионерам ансамбля, своим талантом и яркой индивидуальностью поднявшими "Тополек" на должную высоту. Среди них: Ольга Бородавкина, Алексей Цой, Виктория Ольшанская, Сергей Безуглов, Елена Репушка, София Макарова, Сергей Петров, Александра Степанова, Надежда Устюгова, Марина Позднякова и многие другие. Ансамблю "Тополек" 35 лет! Так пусть же эта молодость бесконечно радует нас, даруя свое прекрасное, жизнеутверждающее искусство!

Елена ПОДКАМЕННАЯ,

балетмейстер Областного центра народного творчества.

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.">Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її..

Справка:

«Тополек», детский хореографический ансамбль

Адрес 683024, Россия, г. Петропавловск-Камчатский г., Алеутская ул., 1а

Телефоны (41522) 6-82-06

Образцовый хореографический ансамбль «Тополёк» (Петропавловск-Камчатский), руководитель — заслуженный работник культуры России Наталья Зеленчук. Создан 5 сентября 1974 года в Петропавловске-Камчатском.